Элективный курс по предмету
элективный курс (11 класс) по теме
Элективный курс
«Введение в литературное языкознание на основе произведений русской, татарской и английской литературы»
Разработано:
учителем Iкв. категории
МОУ-СОШ №6
Мухамадиевой А.Т.,
учителем Iкв. категории
МОУ-СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов
Махияновой Э.А.
г.Альметьевск, 2011г
Пояснительная записка
Элективный курс“Введение в литературное языкознание на основе произведений русской, татарской и английской литературы” предназначен для подготовки по английскому языку, литературе и татарскому языку учащихся 10 классов. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о традициях, обычаях и о культуре стран изучаемого и родного языка. Эта программа способствует более глубокому изучению базового курса английского языка, татарского языка и литературы, а также служит для дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.
Цели курса
- расширить и углубить знания учащихся о традициях, обычаях и о культуре стран изучаемого и родного языка.
- создать мотивационную основу для качественной подготовки учащихся к экзаменам и к участию в олимпиадах;
- подготовить к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.
Задачи курса:
- развивать навыки аудирования и чтения художественных произведений на английском языке;
- развивать навыки устной речи (монологической и диалогической) на английском, татарском и русском языках;
- совершенствовать ООУН при организации учебного труда, работе с различными художественными произведениями и в устной речи.
Теория курса способствует восполнению учащимися недостающих знаний по предмету. Курс вводит ребят в круг писателей разных эпох и стилей, знакомит с историей создания произведений с древнейших времен до наших дней. Отличительной особенностью этого курса является расширение временных рамок. Учащиеся узнают о модернистах XXвека Джеймсе Джойсе и Вирджинии Вульф, о литературе военного и послевоенного времени, о театре абсурда. Этот курс включает лучшие образцы прозы и поэзии. Данная информация перекликается с материалами базового курса, кроме того, чётко прослеживается межпредметная связь.
Практическая частьсоздаёт условия, при которых учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают исследовательские умения и творческие способности, умение проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное.
В каждом разделе курса имеются задания для систематизации знаний; задания, которые позволяют выразить собственное мнение; задания, которые позволяют сравнить культуру англоязычных стран и своей малой Родины – России, что способствует более эффективному усвоению курса.
Основные формы организации учебной деятельности на протяжении всего курса – это лекции, чтение поисковое, детальное и с извлечением основной информации, парная и групповая работа, ролевые игры.
Актуальность данного курса продиктована требованиями современного образования: воспитание творческой, интеллектуально развитой, эрудированной личности.
Идеей и содержанием изучаемые в курсе произведения тесно связаны с базовым курсом литературы. Включение в программу произведений, не изучаемых в школьном курсе литературы, помогает повысить качество образования и является хорошей подготовкой к сдаче ЕГЭ.
Содержание программы рассматривает русскую, татарскую и английскую литературу в их тесной связи и позволяет выявить их отличительные признаки. Методы сопоставительного и сравнительного анализа способствуют пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, эстетического опыта учащихся.
В ходе изучения данного элективного курса создаются условия для приобретения следующих умений и навыков у учащихся старших классов:
· проектирование;
· участие в дискуссиях;
· работа с источниками информации;
· подготовка сообщений, презентаций, докладов;
· использование новых информационных технологий.
Каждая пройденная тема завершается подведением итогов с оцениванием качества выступлений, активности учащихся, проявлением инициативы, т.е. креативности детей.
Курс рассчитан на 34 часа.
Предполагаемый конечный продукт – проект. Форма оценивания для учащихся – зачёт, для чего необходимо участие в создании проекта и его защита.
Методические рекомендации:
В данном элективном курсе использованы различные педагогические технологии обучения, например, такие как методика перекрёстного чтения, техника ролевая игра, технология проведения лекции на английском языке, технология проектного обучения.
Перед проведением лекции на английском языке необходимо учеников познакомить с опорной схемой и планом лекции, затем ответить на вопросы по тексту лекции и только после этого учитель предлагает ученикам повторить и обобщить полученную информацию, пользуясь новыми словами, планом и опорной схемой лекции.
При использовании технологии проектного обучения необходимо помнить о системе действий учителя и учащихся на разных стадиях работы.
Целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Рекомендованы следующие стадии разработки проекта:
- разработка проектного задания;
- разработка самого проекта;
- оформление результатов;
- общественная презентация;
- рефлексия.
Если на занятиях вводится ролевая игра, то необходимо помнить, что уровень сложности игры зависит от уровня обученности учащихся.
В данном элективном курсе предлагается несколько видов ролевых игр.
1. Контролируемая ролевая игра – ученики получают необходимые реплики, но не знают всего текста.
2. Свободная ролевая игра – ученики самостоятельная строят сюжет игры, при этом возможны опорные карточки.
Эпизодическая игра – разыгрывается отдельно взятый эпизод.
Достаточно эффективным методом обучения чтению является методика перекрёстного чтения. Основа данной методики – это обмен прочитанной информацией учениками между группами. Ученики делятся на 2-3 группы по 4-5 человек в каждой. Им даётся задание и текст, который ученики анализируют. После чтения и выполнения задания ученики обмениваются прочитанной информацией с другими группами, рассказывая друг другу о содержании своего текста и о выполнении задания. Обобщение материала должно проходить в ходе работы со всем классом.
В процессе работы по данной теме элективного курса используется технология личностно-ориентированного и проектного обучения.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Часы т/п | Разновидность работ |
1 | Сравнительный и сопоставительный анализы как методы изучения художественных произведений | 1/1 | Работа с литературоведческими словарями. Запись тезисов.
|
2 | Историческое развитие русской, татарской, английской литературы | 1/1 | Работа с литературоведческими словарями. Запись тезисов. |
3 | Трагизм «смутного» времени в «Слове о полку Игореве», татарском народном эпосе «Идегей», theRobinHoodBallads. | 1/1 | Конспектирование лекции учителя. Подготовка сообщений к занятию. Работа с первоисточниками и литературной критикой. Подбор изобразительного материала. |
4 | ЛирикаТютчеваФ.И., ДэрдментаиThe poem of the Anglo-Saxon period «Beowulf» | 1/1 | Подготовка докладов. Выразительное чтение стихотворений поэтов. Выявление характерных для поэтов приёмов изображения мира и человеческой души путём целостного анализа текстов. Письменный сопоставительный анализ стихотворений. Проектная работа с применением мультимедийных технологий. |
5 | Русская литература и Г.Тукай. Русская литература и Д.Байрон. Virginia Woolf fnd her “A room of one’sown” | 1/1 | Подготовка доклада. Чтение стихотворений Г.Тукая, Д.Байрона в переводе Р.Морана, С.Липкина, Выявление общих мотивов в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Г.Тукая и Д.Г.Байрона через сопоставительный анализ стихотворений. Самостоятельный подстрочный перевод стихотворения Тукая, Байрона на русский язык. Составление сценария внеклассного мероприятия.
|
6 | «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Американец» К.Тинчурина, Charles Dickens “Dombey and Son”. | 1/1 | Виртуальная экскурсия в Александринский театр и в театр им.К.Тинчурина. Сообщения учащихся. Составление тезисного плана выступлений. Анализ и оценка устного сообщения другого учащегося и аргументирование своей точки зрения. Выразительное чтение и инсценирование отдельных эпизодов с последующим их анализом. Написание сочинения - сопоставительной характеристики героев. |
7 | А.Н.Островский, Г.КамалиJane Austen, Charlotte Bronte. | 1/1 | Составление сценария экскурсии в Малый театр и драматический театр им.Г.Камала. Запись тезисов лекции учителя. Подбор произведений для анализа. Просмотр видеозаписей. Сопоставительная и сравнительная характеристика главных героев. Сопоставление стиля, языка произведений. Работа с иллюстрациями. Написание сочинения в жанре повествования о событиях, описанных в художественном произведении от имени одного из персонажей. |
8 | Первая любовь в изображении И.С.Тургенева, Г.Исхакый, Ф.Амирхана и WilliamShakespeare. | 1/1 | Комментированное чтение фрагментов текста. Составление цитатного плана, подбор цитат. Составление текстов по произведениям. Коллективная работа над исследовательским проектом |
9 | Пьесы М .Горького «На дне», Г.Камала «Несчастный юноша» и TheodoreDreiser. | 1/1 | Составление словесных портретов героев. Выборочное инсценирование отдельных эпизодов. Выявление причин деградации человека. Работа с критической литературой. Письменная сопоставительная характеристика героев. |
10 | «Как закалялась сталь» Н.А.Остров-ского, «Упругие паруса» Ф.Р.Яруллина и JackLondon. | 1/1 | Составление плана лекции. Выявление авторской позиции через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название произведения |
11 | «Поднятая целина» М.Шолохова, «30-й год» Ф.Хусни и GeorgeOrwell. | 1/1 | Подготовка докладов. Выразительное чтение и сопоставление эпизодов произведений. Групповая работа над исследовательским проектом |
12 | Сталинские репрессии в произведениях А.И.Солженицина, И.Саляхова и ErnestHemingway | 1/1 | Чтение фрагментов из произведений, их сопоставительный анализ (стиль, язык, система образов, образ рассказчика). Написание сочинения в жанре письма. |
13 | Новое осмысление военной темы в русской, татарской и английской литературе.ErnestHemingway | 1/1 | Подготовка докладов. Самостоятельный подбор произведений для анализа. Подготовка сообщений. Подготовка к дискуссии по теме «Влияние войны на людей». Написание рефератов. |
14 | Судьба деревни в произведениях В.Распутина«Прощание с Матёрой», В.Астафьева «Последний поклон», А.Гилязова «В пятницу, вечером», Х.Хайруллина «Высота» и JaneAusten“Emma”
| 1/1 | Подготовка докладов. Составление тезисов по теме «Деревенская проза. Выразительное чтение и выборочный пересказ отдельных эпизодов и их сопоставительный анализ. |
15 | «Дьяволиада» в русской, татарской и английской литературе.OscarWilde. | 1/1 | Конспектирование лекции учителя. Подготовка сообщения. Анализ отдельных эпизодов и выявление функции «нечистой силы». |
16 | Образ матери в произведениях русских татарских и английских писателей (на примере повести В.Распутина «Последний поклон», А.Еники «Эйтелмэгэнвасыять» и mother characters in the novels of Dickens, Charlotte Bronte, Thackeray, and George Eliot. | 1/1 | Подготовка сообщений. Анализ сюжета произведений. Определение общечеловеческого содержания повестей. Подбор цитат для характеристики главных героинь. Выразительное чтение пейзажных зарисовок и их анализ. |
17 | Место исторического романа в литературе русского, татарского и английского народа. | 1/1 | Сообщение об историческом романе как жанре. Сообщение о главных героях - исторических деятелях. Сравнение художественных и документальных произведений о данных личностях. |
Структура и содержание курса.
1. Сравнительный и сопоставительный анализы как методы изучения художественных произведений. Сравнительно-историческое изучение литературы. Литературоведы о сравнении и сопоставлении. Содержание методов сравнения и сопоставления. Формыиспособыпроведениясравненияисопоставления.Comparative and comparative analyses as methods of studying of works of art. Comparative-historical studying of the literature. Literary critics about comparison and comparison. The maintenance of methods of comparison and comparison. Forms and ways of carrying out of comparison and comparison.
2. Историческое развитие русской, татарской и английской литературы. История литературы как наука. Научное и художественное исследование жизни. Конкретно-историческое и вечное в литературе. Многообразие связей литературы с общественным движением. Основные литературные направления. Исторические традиции, преемственность в передаче «мыслительного материала». Оформлениеипредставлениедокладов.Historical development of the Russian, Tatar and English literature. History of literature as a science. Scientific and art research of life. Concrete historical and eternal in the literature. Variety of communications of the literature with social movement. The basic literary directions. Historical traditions, continuity in transfer of "a cogitative material». Registration and representation of reports.
3. Сюжет и композиция произведений факты. Фольклорная поэтика. Опора на реальные факты. Тема единения страны, народов; идея о пагубности междоусобиц. Художественно-изобразительные средства, использованные авторами в произведениях для характеристики героев. Женскиеобразы, ихроль.A plot and a composition of products the facts. Folklore poetics. A support on the real facts. A theme of a unification of the country, the people; idea about malignancy of civil strifes. The is art-graphic means used by authors in products for the characteristic of heroes. Female images, their role.
4. Доклады по темам. Космизм пейзажей Тютчева. Тонкий лиризм поэзии Дэрдменда. Очеловеченная природа и оприродованный человек в произведениях поэтов. Природа как средоточие гармонии. Гражданскаяилюбовнаялирика.The Dawn of English Literature. The Roman Invasion. The Invasion By Germanic Tribes.The poem describes the warrious in battle and at peace, during their feasts and amusements. Групповая проектная работа с применением мультимедийных технологий.
5. Общие мотивы в творчестве поэтов: роль поэта в обществе, протест против существующих порядков, нищета и бесправие народа, трагическая судьба женщины. Заслугапоэтоввпропагандерусскойлитературы. The role of poets is the most dense, the most intense, of all writers. And because writing is where thought meets impulse, where … It can be very unfunny and bitter.Внеклассное мероприятие: «Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, RobertLouisStevenson,Тукай!» Доклады по темам.
6. Сообщения по темам. Особенности художественного мира авторов произведений. Внутрижанровые сопоставления пьес. Особенности композиции произведений и их конфликт. Традиционные элементы комического жанра. Messages on themes. Features of the art world of authors of products. Intragenre comparisons of plays. Features of a composition of products and their conflict. Traditional elements of a comic genre.
7. Заслуга драматургов в создании национальных театров. Отражение проблем времени. Глубина проникновения в суть человеческой природы, раскрывающей себя в новых экономических условиях. Противоречие личности и общества. Элементы фольклора, национальный колорит в пьесах. Смысл названий, язык и стиль произведений. Сочинение в жанре повествования о событиях, описанных в художественном произведении от имени одного из персонажей. A merit of playwrights in creation of national theaters. Reflection of problems of time. Depth of penetration into an essence of the human nature opening in new economic conditions. The contradiction of the person and a society. Folklore elements, national color in plays. Sense of names, language and style of products. The composition in a narration genre about the events described in a work of art on behalf of one of персонажей.19. Prominent features of a drama. Moral-philosophical motives of dramas. An image subject in dramas. The conflict of dramas. Treatment of images. The reasons of degradation of the person. A position of authors. A word and action. The speech characteristic of characters. The literary criticism about plays. The comparative characteristic of heroes.
8. Первая любовь в изображении авторов. Рассказ в рассказе. Роль рассказчика. Любовь как неизбежное подчинение и добровольная зависимость, рок, господствующий над человеком, и любовь, которая выше всех условностей света. Рольдеталейвхарактеристикеобразов. William Shakespeare and his first tragedy “Romeo and Juliet».The play treats love as a serious tragic subject. The names of Romeo and Juliet are used to describe any great lovers. Исследовательскиепроектысподборомцитат, стихотворений, отрывковизпроизведений.
9. Характерные особенности драмы. Нравственно-философские мотивы драм. Предмет изображения в драмах. Конфликт драм. Трактовка образов. Причины деградации человека. Позиция авторов. Слово и действие. Речевая характеристика персонажей. Литературная критика о пьесах. Сопоставительнаяхарактеристикагероев.Prominent features of a drama. Moral-philosophical motives of dramas. An image subject in dramas. The conflict of dramas. Treatment of images. The reasons of degradation of the person. A position of authors. A word and action. The speech characteristic of characters. The literary criticism about plays. The comparative characteristic of heroes.
10. Интерпретация произведений. Особенности сюжета и композиции. Основные проблемы. Характерные черты времени в произведениях. Авторский замысел в изображении главных героев. Позиция авторов. Стиль произведений. Трагедия народа. Литературная критика о произведениях. Сочинение-эссе по произведениям. Interpretation of products. Features of a plot and a composition. The basic problems. Characteristic features of time in products. An author's plan in the image of protagonists. A position of authors. Style of products. Tragedy of the people. The literary criticism about products. The Composition-essay on products.
11. Историческая обстановка в 20-30-е годы. Правдивый рассказ о ходе коллективизации. Стиль произведений. Сопоставление ситуаций и главных героев. Исследовательский проект с использованием краеведческого материала. Historical conditions in 20-30th years. The truthful story about a collectivization course. Style of products. Comparison of situations and protagonists. The research project with use of a material of regional studies.
12. Доклады по темам. Замысел и история создания произведений. Сочетание документальной точности и лиризма. Образ рассказчика. Идея победы над злом через жертву, через неучастие во лжи. Сочинениевжанреписьма.Reports on themes. A plan and history of creation of products. A combination of documentary accuracy and lyricism. An image of the story-teller. Idea of a victory over harm through a victim, through nonparticipation in lie. The composition in a letter genre.
13. Новое осмысление военной темы. Военная тема в поэзии и прозе. «Лейтенантская литература». Художественная истина, философско-художественное осознание войны. Произведения против войны. Содержание и пафос. Мысль народная в произведениях. New judgement of a military theme. A military theme in poetry and prose. «The Lejtenantsky literature». Art true, filosofsko-art comprehension of war. Products against war. The maintenance and pathos. Thought national in products.
14. Доклады по темам. Судьба села. Проблема экологии. Глубина проникновения в душу человека. Система образов. Борьба против экологического беспредела. Катастрофичность «глобального», «планетарного» подхода к Человеку, Личности, к его дому, к его поселению, к памяти, к его малой Родине, к природе. Роль эпиграфа, деталей, символов в раскрытии авторского замысла. Национальный колорит в произведениях писателей. Написание сочинения-рассуждения. Например: «Согласны ли вы с тем, что «деревенская» тема - не просто объект, а загадка исторического пути России, её боль, её муки совести, перекрёсток путей в грядущее». Reports on themes. The destiny has sat down. An ecology problem. Depth of penetration into soul of the person. System of images. Struggle against an ecological lawlessness. Катастрофичность"the global", "planetary" approach to the Person, the Person, to its house, to its settlement, to memory, to its small Native land, to the nature. A role of an epigraph, details, symbols in disclosing of an author's plan. National color in products of writers. A composition-reasoning writing. For example: whether «you Agree that« rural »a theme - not simply object, and a riddle of a historical way of Russia, its pain, its torments of conscience, a crossroads of ways to the future».
15. Традиции мировой культуры в решении «мефистофельской» темы. Сообщение учащегося. Функции дьявола в литературе. Решениетемы«нечистойсилы». The message of the pupil. Functions of a devil in the literature. The decision of a theme of "evil spirit".
16. Сообщения учащихся по темам. Нравственно-философская проблематика повестей. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Пейзажные зарисовки и их роль. Контрастность как средство раскрытия идейного содержания произведений. Mothers are an important part of our lives. They bring us into this world; and they've played important roles in literature--both as the mothers of famous writers, and as characters in our favorite novels. Read about love, loss, memory, and more--all related to our mothers in literature.
17. Место исторического романа в мировой литературе. Исторический роман как жанр. Местный колорит, панорамность изображения, внимание к социальной борьбе, понимание народа как важнейшей исторической силы, синтез прошлого и настоящего, синтез прошлого и настоящего, истории и современности. Сообщения об авторах произведений. Отражение времени в романах. Исторические лица – герои произведений. Их характеристика. Документальная литература об исторических деятелях. A place of the historical novel in the world literature. The historical novel as a genre. Local color, images, attention to social struggle, understanding of the people as major historical force, past and present synthesis, synthesis of the past and the present, history and the present. Messages on authors of products. Time reflection in novels. Historical persons – heroes of products. Their characteristic. The documentary literature on historical figures.
Список использованной литературы.
1. Бердников Г.П., Алексин А.Г. и др. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 2000.
2. История татарской литературы в 6-ти томах. - Казань, Татарское книжное издательство, 1985.
3. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
4. Преподавание татарской литературы в 9-11 классах. Книга для учителя. – Казань, Магариф, 2000.
5. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1989.
6. Чалмаев В.А., Боборыкин В.Г. и др. Русская литература 20 века. - М.: Просвещение, 2002.
7. Английская и американская литература. Курс лекций для школьников старших классов. Санкт-Петербург, Корона принт, 2004.
8. Аникст А. История английской литературы. – М.: Учебно-педагогическое издательство, 1956.
9. Winds of Change. A Cross-Cultural Anthology of English and American Literature. – Torino, Paravia, 1995.
10. Жантеева Л.Г. Английский роман 20 века. – М., 1965
11. Либман В.А.. Американская литература в русских переводах и критике. Библиография 1776-1975. – М.: Наука, 1977.
12. Самохвалов Н.И. История американской литературы. – М.: Просвещение,1971
13. См.: Манн Ю.В. Литературоведение //Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987.
14. Прозоров В.В. О составляющих современного литературоведения//Филология. Саратов, 1996. С, 28.
15. См.: Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einführung in die Literaturwissenschaft. Bern, 1948; Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы / Пер. с англ. М., 1978; Маркович Г. Основные проблемы науки о литературе / Пер. с пол. М., 1980; Фарыно Е. Введение в литературоведение. 2-е изд., перераб. и доп. Варшава, 1991.
Рецензия
на программу элективного курса
“Введение в литературное языкознание на основе произведений русской, татарской и английской литературы”
МОУ-СОШ №6
г.Альметьевска, Республики Татарстан
Мухамадиевой Альбины Талгатовны
МОУ-СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Альметьевска, Республики Татарстан
Махияновой Эльвиры Альбертовны
Программа элективного курса “Введение в литературное языкознание на основе произведений русской, татарской и английской литературы” предназначена для учащихся 10-х классов, проявляющих интерес к литературе, английскому и татарскому языку. Она составлена с учётом регионального компонента. Курс рассчитан на 34 часа.
Программа разработана в соответствии со всеми требованиями к составлению программ: пояснительная записка, тематический план, принципы, методы и формы обучения, количество часов, предусмотренных на теоретическое и практическое обучение, соответствует требованиям, предъявляемым к учащимся данного возраста.
Курс, разработанный Мухамадиевой А.Т. и Махияновой Э.А., адресован учащимся 10 классов, направлен не только на устранение «пробелов» в базовой составляющей этих предметов и систематизацию знаний по основным разделам школьной программы, но и на расширение и углубление знаний по этим предметам. Курс служит достаточно важным средством речевого развития учащихся, важен он и в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи.
Программа определяет основные цели, направления, фактическую основу курса. Основные цели:
· развивать у учащихся лингвистические умения;
· давать логичные последовательные ответы;
· развивать творческую способность, речевые умения и словарный запас;
- соблюдать нормы построения текста;
· совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Данная программа позволяет углубить содержание базового учебного предмета, совершенствует важнейшие практические умения и навыки. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у учащихся практические навыки эффективного речевого поведения, речевого самоконтроля.
Изучаемый материал способствует развитию грамотного письма, изложению мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормами требования к речевому высказыванию, созданию связного текста, как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.
Данная программа элективных курсов имеет большое значение в системе подготовки учащихся к ЕГЭ, позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся, формированность коммуникативных умений. Настоящая программа ставит своей целью воспитание эстетически развитого читателя.
В результате изучаемого материала учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Программа способствует развитию умственной деятельности, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня.
В разработанной программе учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и проверки овладения следующими умениями:
1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм литературного языка.
2. Основные морфологические нормы литературного языка.
3. Основные лексические нормы литературного языка.
4. Умение использовать основные приёмы информационной обработки текста.
5. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.
6. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы литературного языка.
7. Умение адекватно понимать информацию сообщения.
8. Умение интерпретировать содержание исходного текста.
9. Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по прочитанному тексту.
По степени новизны для учащихсяпрограмма включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. По мотивирующему потенциалу программасодержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.По полноте содержанияпрограмма содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки. По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.По инвариантности содержания, включенный в программу материал применим для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний: их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами, а также модульным принципом построения программы. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников. По практической направленности курсапрограмма позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. По связности и систематичности учебного материаларазвертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, чтобы изучение всех последующих тем обеспечивалось предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживались бы тесные связи. По соответствию способа развертывания учебного материла стоящим в программе задачам способ развертывания содержания учебного материала соответствует данным в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяться объективным уровнем развития их знаний. По выбору методов обученияпрограмма дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании инновационных методов обучения.
По эффективности затрат времени на реализацию учебного курсапрограммой определена такая последовательность получения знаний, которая является наиболее "коротким путем" в достижении целей.
В целом программа отвечает требованиям, предъявляемым к работам такого уровня, и может быть рекомендована для реализации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы НГПИ Тарасов А.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс
Авторская программа злективного курса для 9 класса...
Программа элективного курса по предмету английский язык для 11 класса "Подготовка к ЕГЭ по английскому языку"
Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данный курс помогает закре...
Элективные курсы по предмету "Электротехника"
Программа по редмету "Электротехника" для 10-го класса. Проведение занятий возможно в учебных мастерских на базе школы....
Рабочая программа элективного курса учебного предмета "Математика" "Проценты на все случаи жизни", 11 класс.
Элективный курс «Проценты на все случаи жизни» предназначен для реализации в старших классах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное зна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ»...
Элективный курс по предмету «Английский язык» «Учимся слушать и понимать» в 8 классах
Курс ориентирован на учащихся восьмого класса общеобразовательных школ. Курс построен на доступном аутентичном материале и расширяет возможности понимания иноязычной речи не в учебном темпе....
Элективный курс по предмету английский язык «Коммуникативная грамматика»
Программа элективного курса по английскому языку на основе активных методов обучения для 10 класса...