Рабочая программа элективного курса "Наши духовные ценности"
элективный курс (7 класс) по теме

Элективный курс "наши духовные ценности" дает возможность учащимся прочувствовать этические принципы русского народа, знакомит их со складом мышления русского человека, раскрывает значимость слова в жизни человека Древней Руси и Средневековой России, помогает осознанно воспринимать письменную словесность.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Утверждаю                                                                                            Рассмотрено на ШМО



Зам. директора по УВР                                                                       «___»сентября 2011г.



________/Е.А. Карманова/                                                                Руководитель МО



                                                                                                                _______/Л.В. Петренко/









                                        



                                 Рабочая программа



                                    на 2011-2012 учебный год



                Элективный курс «Наши духовные ценности»



                Классы_________7 А___________________



                Учитель___Малинина Е.Д._______________



                Общее кол-во часов_____35_____________




























                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Актуальность элективного курса «Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации  содержания образования и воспитания.  В течение тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, любви и добра. Эти основы русской культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки.

             Элективный курс «Наши духовные ценности» дает возможность учащимся прочувствовать этические принципы русского народа, знакомит их со складом мышления русского человека, раскрывает значимость слова в жизни человека Древней Руси и средневековой России, помогает осознанно воспринимать письменную словесность.

            Данный курс предполагает знакомство и с культурами других народов, сопоставление представлений разных народов об одном и том же явлении, сравнении образов и символики. Посредством данного курса развивается интерес школьника к истокам родного языка и культуры, к осмыслению духовной жизни своего и других народов.

             В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец 19 века.

         Элективный курс «Наши духовные ценности» имеет интегративный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств, литературы и истории.

        Цель курса: формирование у учащихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

        Задачи курса:

  1. Показать русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
  2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской культуры и соотнести с традициями других народов.
  3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления народа.

Содержание элективного курса «Наши духовные ценности» разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметным областям «Литература», «История», «Искусство».

Курс рассчитан на учащихся 5-8 классов и может быть использован как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением дисциплин гуманитарного цикла.

           СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

                                       «НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ»

                Тема раздела

Составляющие качества образования

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

1

Введение. «Душа народа – душа России». Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская культура от Древней Руси до конца 19 века

Знать определение понятия «культура», иметь представле-ние о культуре дан. периода

Составлять план, конспектировать, создавать устные высказывания

2

«Откуда есть пошла земля русская…» О славянских племенах. Язычество древних славян. Славянские мифы.

Знать о расселении славян, феномене язычества

Создавать устные сообщения, выразительно читать

3

Духовный мир русских народных праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды. Понятия «календарный обряд» и «обрядовый фольклор». Семейно-бытовые обряды. Собственно словесные фольклорные жанры (сказки, загадки, пословицы, поговорки, предания, бывальщины, бухтины, прибаутки, присловья). Народный театр (вертеп, балаган, раёк)

Знать определения понятий, характерные особенности обрядовой поэзии, определять тематику словесных фольклорных жанров, выделять структурные части сказки

Уметь создавать устные сообщения, заучивать наизусть, выразительно читать, находить информацию по заданной теме в различных источниках

4

Русская старина. «Там русский дух, там Русью пахнет». Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусская живопись. Русская икона. Великие русские иконописцы. Колокольные звоны. Письменность и книгопечатание. Духовная литература ( переводы Священного писания, летописи, поучения, моления, жития). «Русская правда» Ярослава Мудрого. Русские народные промыслы.

Формулировать тему, идею, проблематику произведений древнерусских авторов, иметь представление о древнерусской архитектуре, живописи. Знать имена выдающихся живописцев и деятелей культуры Древней Руси

Уметь сопоставлять, обобщать, строить монологические высказывания, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа, отбирать и систематизировать ее, выразительно читать

5

Искусство и культура эпохи Просвещения. Искусство Петровской эпохи. Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга (Летний сад, Александро-Невская лавра, Невский проспект, Петропавловская крепость). Выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов.  Классицизм в литературе (Державин, Ломоносов, Тредиаковский)

Знать эстетические взгляды и особенности эпохи Просвещения, определение понятия «классицизм», жанровую специфику и тематику творчества поэтов и художников 18 века

Уметь отличать и выделять классицизм в литературе, живописи и архитектуре от других направлений, уметь выразить себя речевыми, художественно-эстетическими средствами, владеть навыками художественной выразительности

6

Искусство и культура 19 века. «Золотой век» надежды и пробуждения в русской культуре. Великие русские художники  19 века. Художники-передвижники. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Русский театр. Реформаторы русской сцены(Станиславский и Немирович-Данченко). Великие русские актеры(Ермолова, Щепкин, Мочалов). Великие имена великой литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой)

Знать выдающиеся имена, прославившие 19 век в музыке, живописи, литературе, театре, видеть отличительные особенности культуры 19 века от других эпох, знать термины и определения

Уметь формулировать свою позицию, самостоятельно отбирать материал по заданной теме и логически его выстраивать, уметь вести дискуссию, отстаивать свою позицию, продемонстрировать свой общекультурный уровень

        

                                ЛИТЕРАТУРА

  1. Рапацкая Л.А. Русское искусство 18 века. М., 1995.
  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,Просвещение,1993
  3. Юдин В. Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1992.
  4. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., Просвещение, 1979.
  5. Беседы о живописи в школе. Искусство.,М.,1996.
  6. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн.1,2. М., Просвещение,1998.
  7. Никольский В.А. История русского искусства. Живопись. Архитектура.Скульптура. Декоративное искусство. М. ТЕРРА, 2001.
  8. Произведения М.Ломоносова, Г.Державина, В.Тредиаковского, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого.                                        

             КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

             Элективного курса «Наши духовные ценности»

Тема урока

Количество

часов

Домашнее

задание

1

Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская культура от Древней Руси до конца 19 века.

1

Прочитать «Повесть…», сообщ.по плану

2

«Откуда есть пошла земля русская…» О славянских племенах. «Повесть временных лет», «Никоновская летопись»

1

Дом.соч. «Портрет древнего славянина

3

Язычество древних славян

1

Подг.к класс.соч-ю

4

Классное сочинение «Во что верил славянин-язычник»

1

Читать «Мифы народов мира»

5

Славянские мифы. Происхождение мира, богов; рождение, жизнь и подвиги героев

1

Сообщение «Миф о Солнце 7 разн.нар.

6

Календарные обряды и обрядовый фольклор

1

Гл. «Круглый год»

7

Зимние календарные обряды у русских

1

Тв.зад-е по групп.

8

Зимние обряды у европейцев

1

Сравн.рус.и евр.пес

9

Зимние обряды у азиатских народов

1

Сост.подборку песе

10

Весенне-летние обряды и поэзия у русских и др.народов

1

Выраз.чтен.закличек

11

Обобщающий урок. Наиболее значимые символы в календарных обычаях, обрядах и обрядовой поэзии

1

Подгот.к классному сочинению

12

Сочинение «Живая природа в календарных обычаях и обрядах»

1

Пересказ гл. «Жизненный круг»

13

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор

1

Инд.задания

14

Свадебные обряды и поэзия

1

Конкурс рисунков

15

Родильные, похоронные и рекрутские обряды и поэзия

1

Сост.вопр.к виктор.

16

Сочинение «Жизненный круг русского человека по семейно-бытовым обрядам»

1

Пересказ рус.нар.сказки

17

Собственно словесные фольклорные жанры. Сказки.

1

иллюстрации

18

Загадки, пословицы, поговорки, героический эпос

1

Сост.образ богатыря

19

Народный театр. Драматическое искусство сказочников.

1

Эскиз костюма

20

Принятие христианства. Искусство Киевской Руси

1

Сообщ.по консп.

21

Древнерусское деревянное и каменное зодчество. Золотое кольцо России.

1

Сообщен.с презентацией

22

Древние русские монастыри. Русская икона. Колокольные звоны.

1

Инд.задания

23

Письменность и книгопечатание. Духовная литература.

1

Чит.житие (выбор)

24

Житийная и поучительная литература.

1

Сост.стилиз.поучен

25

Летописи, сказания, моления.

1

Вопр.по плану

26

«Русская правда» Ярослава Мудрого как образец учительного и торжественного красноречия

1

Выраз.чтение

27

Русские народные промыслы

1

Конкурс презентац

28

Искусство и культура эпохи Просвещения. Культура Петровской эпохи

1

Сообщение по конспекту

29

Изобразительное искусство. Выдающиеся портретисты 18 века.

1

Сообщение о худ.на выбор

30

Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга.

1

Иллюстрации-подражание

31

Классицизм в литературе. Ломоносов, Державин, Тредиаковский

1

Выразительное чтение оды

32

«Золотой век» русской культуры. Творчество художников-передвижников.

1

Сообщение о художнике

33

Музыка-душа народа. «Могучая кучка». Творчество великих русских композиторов

1

Сообщение с презентацией

34

Русский театр 19 века

1

Вопр.к викторине

35

Великие имена великой литературы. Обзор творчества русских писателей 19 века.

1

Почитать произвед.на выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"

Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...

Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»

Программа элективного курса позволит обучающимся 9 класса глубже узнать историю родного края, познакомит с малоизвестными фактами развития истории и культуры Унечского района Брянской области...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....