Примерный годовой план для учителя - дефектолога
методическая разработка
Годовой план:
Цель работы: оказание дефектологической помощи учащимся, имеющим нарушения устной и письменной речи и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ ( том числе адаптированных).
Задачи:
- Организация и проведение дефектологической диагностики.
- Организация и проведение дефектологических занятий.
- Организация пропедевтической дефектологической работы с учащимися с целью предупреждения нарушений.
- Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания дефектологической работы с учащимися.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Оснащение дефектологического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.
- Повышение уровня профессиональной квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Годовой план учебно-методической работы учителя-дефектолога ________________________________________________
МБОУ школы №3
на 20__ - 20___ уч. год
- Психолого-педагогическая диагностика учащихся ____________________кл.
Первичное с_________________ по_______________
Итоговое с_________________ по_______________
- Комплектование групп с_________________ по_______________
- Составление расписания (циклограммы) с_____________ по__________
- Методическая тема: _________________________________________________
___________________________________________________________________
- Посещение ________ уроков в __________________ классах.
- Участие в пропаганде знаний среди учителей и родителей; проведение бесед, выступление на родительских собраниях, методических объединениях: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Посещение мероприятий по повышению квалификации (лекции, курсы, конференции, семинары, методические объединения):____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Оснащение кабинета дидактическим материалом и пособиями:
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.Научно-методическая робота: __________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10.Составление годового отчета о работе с _____________ по ________________
Дата Учитель-дефектолог __________________
Вариант 2
Годовой план учебно-методической работы учителя-дефектолога ________________________________________________
МБОУ школы №3
на 20__ - 20___ уч. год
Цель, формы, содержание направлений деятельности | Сроки выполнения | |
Вид деятельности | ||
Диагностическая | ||
Определение критериев и показателей психолого-педагогического обследования. Комплексный анализ результатов познавательного развития детей. Заполнение индивидуальных диагностических карт развития ребенка, протоколов обследования и т.д. Подготовка аналитических справок по итогам обследования обучающихся с ОВЗ на начало и конец обучения. | Сентябрь Январь Май | |
Комплектование подгрупп с учетом данных диагностического обследования. | Сентябрь | |
Определение соответствия выбранной программы и и/или индивидуального образовательного маршрута возможностям ребенка. | Январь | |
Текущая диагностика по запросам родителей, педагогов, администрации. | В течение года | |
Организационно-методическая | ||
Анализ результатов диагностики и планирования коррекционно-развивающей работы, рекомендаций. Составление годового и перспективного планов. Составление рабочих программ. Заполнение индивидуальных диагностических карт развития ребенка. Составление графика работы на учебный год. | Сентябрь | |
Проведение консультаций для педагогов. Заполнение журнала учета посещаемости детей. Анализ состояния предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога. Составление перечня дидактических игр и пособий, необходимых для приобретения. Участие в работе методического объединения, методической работе ОУ. | В течение учебного года | |
Аналитический отчет о результатах работы за год. | Май, июнь | |
Коррекционно-развивающая работа | ||
Организация и проведение индивидуальных групповых коррекционных занятий с детьми, с особыми потребностями, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность. Участие детей с ОВЗ в викторинах, выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня. | Сентябрь - май | |
Повышение профессиональной квалификации | ||
Изучение методической литературы по коррекционной педагогике и специальной психологии. Ознакомление с новейшими теоретическими и практическими достижениями дефектологической науки. Посещение курсов повышения квалификации, вебинаров, семинаров. | В течение года
| |
Консультативно-просветительская и профилактическая | ||
Взаимодействие со специалистами ОУ: Медработники. Изучение анамнеза, заключений врачей - невролога , окулиста, ортопеда, и др. для понимания и уточнения причин и характера нарушений. Учителя-логопеды. Ознакомление с данными диагностического обследования. Объединение усилий в решении коррекционных задач, обеспечивая углубленное всестороннее изучение детей, воспитание и обучение. Учителя –предметники. Ознакомление с данными диагностического обследования. Обсуждение результатов по реализации коррекционно-развивающих задач. Консультирование по вопросам развития детей «группы риска». Администрация. Аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающей работы за год. | Сентябрь В течение года В течение года В конце уч. года | |
Работа с родителями. | В течение года | |
Ознакомление с результатами диагностики, задачи коррекционно-развивающего обучения на учебный год. | Сентябрь, январь Май (Индивидуально) | |
Консультации на родительских собраниях, по запросу. | Октябрь - май | |
Оформление родительского уголка по вопросам коррекционно-развивающего обучения. | Ноябрь | |
Определение условий для более успешного преодоления отклонений в развитии. | Январь (Индивидуально) | |
Круглый стол «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ» | Март | |
«Родительский час» Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, информирование о ходе коррекционной работы (проблемы-успехи). Консультирование по запросам родителей. | В течение года | |
Подведение итогов коррекционно-развивающего обучения. Психолого-педагогический прогноз и определение условий относительно дальнейшего эффективного пути развития ребенка. | Май |
Дата Учитель-дефектолог ___________________
Вариант 3
Годовой план работы учителя-дефектолога
Цель работы: Оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Направления работы, согласно поставленным задачам:
- Своевременное выявление обучающихся с трудностями освоения образовательных программ.
- Динамическое изучение уровня психического развития ребенка и квалификация учебных трудностей ребенка.
- Определение «обходных путей» обучения ребенка, испытывающего трудности в обучении, устранение разрыва между обучением и развитием ребенка.
- Отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям уровню развития ребенка.
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;
- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов.
- Осуществление коррекционной работы по развитию когнитивной сферы учащихся.
- Консультативно-методическая работа с родителями, педагогами.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.
- Повышение уровня профессиональной квалификации.
№ | Направление деятельности | Время проведения | Оформление результатов | |
I | Диагностическая деятельность | |||
1 | Психолого-педагогическое обследование обучающихся с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их развитии, выявления уровня развития, комплектация групп. Динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения. | 1.09–15.09 | Справка по итогам психолого-педагогической диагностики. Журнал обследования | |
2 | Динамическое наблюдение за обучающимися в процессе коррекционного обучения. | В течение учебного года | Индивидуальные консультации с родителями – Журнал консультаций с родителями (законными представителями). Оформление направлений для прохождения ТПМПК | |
3 | Углубленное обследование психофизического развития обучающихся. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии детей. Постановка заключения | 15.09 -30.09 | Заполнение индивидуальных карт развития. | |
4 | Участие в работе психолого- педагогического консилиума по вопросам организации совместной деятельности педагогов с обучающимися, имеющими нарушения развития | Согласно графику ППк | Протоколы заседания ППк. Справка по итогам психолого-педагогической диагностики. | |
5 | Диагностика нарушений по запросам. | В течение учебного года | Журнал обследования | |
6 | Анализ коррекционно-развивающей работы за 202_-202_ учебный год | Январь– май | Составление аналитического отчета | |
II | Организационная работа | |||
7 | Планирование коррекционно-развивающей работы на учебный год | До 02.09 | Годовой план работы | |
8 | Формирование подгрупп для занятий на текущий учебный год | До 15.09 | Приказ о зачислении обучающихся в подгруппы | |
9 | Планирование занятий на текущий учебный год | До 15.09 | Рабочая программа | |
10 | Составление расписания работы | До 15.09 | Расписание занятий. График работы (циклограмма) учителя-дефектолога. | |
11 | Ведение документации | В течение учебного года | Журнал посещаемости коррекционно-развивающих занятий. Журнал обследования. Списки зачисленных детей. Расписание коррекционно-развивающих занятий. График работы (циклограмма) учителя-дефектолога Индивидуальные карты развития. Рабочие программы. Аналитические справки. Годовой отчет Журнал консультаций Журнал направлений на ТПМПК | |
III | Коррекционно-развивающая работа | |||
12 | Индивидуальная работа по коррекции ВПФ согласно рабочим программам. | В течение учебного года | Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий | |
Подгрупповые занятия по коррекции ВПФ обучающихся (см. перспективное планирование) | В течение учебного года | Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий | ||
Участие детей с ОВЗ в викторинах, выставках, фестивалях и конкурсах различного уровня. | В течение учебного года | - | ||
IV | Консультативно-просветительская работа | |||
13 | Оказание консультативно-методической помощи педагогам, родителям:
| В течение учебного года | Журнал учета консультаций | |
V | Самообразование и методическая работа | |||
14 | Участие в работе районного методического объединения учителей-дефектологов | По плану РМО | Лист регистрации | |
15 | Участие в семинарах, конференциях, педагогических советах учреждения и района | По плану ОУ по плану РМО | Лист регистрации, сертификаты участия | |
16 | Изучение специальной литературы по вопросам оказания помощи детям, имеющим нарушения развития | В течение учебного года | Методические материалы, картотеки и т.п. | |
17 | Приобретение, разработка, изготовление учебно-дидактических пособий:
| В течение учебного года | Методические материалы, картотеки и т.п. | |
18 | Прохождение курсов повышения квалификации, участие в семинарах, вебинарах по коррекционной работе с детьми ОВЗ | В течение года | Сертификаты участия |
Дата Учитель-дефектолог __________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы учителя-дефектолога на 2021-2022 учебный год
Цель: Оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий; консультирование родителей и педагогов....