Методический рекомендации по работе с одаренными детьми
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на Школьном методическом объединении
учителей математики, информатики и физики
по теме: «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми»
учитель математики МБОУ ОЦ «Полет»г. Красногорска
Емельянова Ирина Владимировна
- Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Цели и задачи работы с одаренными детьми. Цель: создание условий для оптимального развития детей. Задачи:
- Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
- Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам) - научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области) 3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
- Коммуникативная (лидерская) одаренность.
- Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
- Этапы работы с одаренными детьми:
- этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
- этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научнопрактические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
- этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
- организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию; 3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
- выявление одаренных обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.
- Содержание работы с одаренными детьми
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
- Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:
- Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
- Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
- Знакомство обучающихся с новинками литературы.
- Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
- Организация помощи ученикам в подборе литературы.
- Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.
- Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
- Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
- Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений обучающихся.
- Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
- Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
- Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
- Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
- Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.
- создание портфолио выпускника школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"
Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Методические рекомендации предназначены для педагогов допобразования. Содержат теоретические вопросы по природе одаренности, направлениям работы с одаренными детьми и материалы практической диаг...

Методические рекомендации при работе с одаренными детьми
Данная методическая работа содержит небольшие рекомендации при работе с одаренными детьми...
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми - формы и методы...

Методическая разработка "Методические рекомендации по работе с одаренными детьми"
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопл...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
Презентация Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....