методическое сообщение к педагогическому совету
материал

Серикова Елена Алексеевна

«Роль  мотивации и актуализации на современном уроке химии и биологии:

 ключевые стратегии и методы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_k_pedagogicheskomu_sovetu_1.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сообщение к педагогическому совету

«Роль  мотивации и актуализации на современном уроке химии и биологии:

 ключевые стратегии и методы"

                                 

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

                                                                  (Блез Паскаль)

                                                         Подготовила : Серикова Елена                                      

                                                                                   Алексеевна,

                                                               Учитель химии и биологии

                                                      МОУ«СОШр.п.Озинки»

27.03.2024 г.

       Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося  в пространство учебной деятельности. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.

       Существует много приемов, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной деятельности, начиная от традиционных (опрос, беседа) и заканчивая современными педагогическими технологиями.

       Сегодня я приведу примеры некоторых  способов мотивации, которые  использую на своих уроках

  •         Прием « Яркое пятно»- использование сказочных легенд, фрагментов из художественной литературы, картин, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтерисовать и захватить внимание обучающихся, которые в связи с этим высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. (слайд  4-6 )

Тема урока: Решение генетических задач

Тип урока : урок открытия новых знаний

 Учитель: человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остается жизнь, важным свойством которой является……..

- для того чтобы продолжить фразу обратимся к необычному рисунку (схеме) (верблюдоворобей слайд)

    в древности греки считали, что у таких родителей, как верблюд и воробей может родиться  страус , поэтому в переводе страус-верблюдоворобей.

- к проявлению какого свойства жизни имеет отношение эта картинка-схема? (продолжим фразу)        ( связана с таким свойством, как наследственность )

-поверите вы в это? ( у каждого организма есть наследственная программа развития признаков. Поэтому рождение страуса от таких родителей невозможно….)

Почему?  Ведь если приглядеться, то прослеживаются черты сходства, перечислите (ноги, форма шея, головы)

-  какое отношение к уроку она имеет?

1.        Постановка учебной задачи          

-как называется наука, изучающая закономерности наследственности ? ( генетика)

   - к какой еще науке может иметь отношение этот рисунок?

-  какое отношение на ваш взгляд она  имеет к сегодняшнему уроку? Чем мы будем заниматься?

- где вы сможете использовать умения решать генетические        ( генетика)

(прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную

 Актуализация познавательной деятельности- одна из вечных проблем педагогики и один из важных этапов современного урока независимо от его структуры(отсутствует в уроке коррекции, контроля) - это процесс, в ходе которого учитель создает ситуацию, которая позволяет учащимся применить знания и навыки, полученные ранее, чтобы подготовить их к восприятию нового материала или темы, которую они будут изучать.

      Актуализация имеет несколько целей. Во-первых, она помогает учащимся вспомнить и оценить свои знания и навыки, связанные с предыдущим материалом. Во-вторых, она помогает учащимся установить связь между предыдущим изученным материалом и новым материалом, что делает процесс обучения более целостным и понятным. В-третьих, актуализация может помочь учащимся видеть значение и применимость изучаемого материала в реальной жизни.

       Важно отметить, что актуализация должна быть   интересной  и соответствовала ожидаемому результату для учащихся, должна вызывать у них желание принять участие и применить свои знания и навыки. Также актуализация должна быть достаточно сложной, но в то же время достижимой, чтобы они не испытывали чувство неуверенности и неспособности справиться.

       Существует много приемов, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной деятельности, начиная от традиционных (опрос, беседа) и заканчивая современными педагогическими технологиями.

       Сегодня я приведу примеры некоторых способов актуализации, которые  использую на своих уроках.

Тема урока: Получение и собирание водорода, изучение   его свойств (8 класс)

Тип урока : практикум    (слайд 10 )

« Пора чудес пришла и нам подыскивать приходится причины всему, что совершается на свете» (У. Шекспир)

Учитель: - опишите, что изображено на рисунке?

                 - формулы каких веществ вы видите на нем?

                  - Что вам уже известно о кислороде(его физ.св-вах)?

                 - вы верите в то, что кислород можно перенести таким способом?

                    Ответ обоснуйте.

                  - можно ли водород собрать и перенести этим же способом?

                    Обоснуйте свое предположение.

                 - как связаны с нашим уроком эпиграф и рисунок?

  • Прием  «Закодированное слово» используется для активизации полученных знаний, умений их применять на практике; ФОРМИРУЕТ умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию ( слайд   )

Тема урока: Кристаллические решетки (8 класс)

Тип урока : урок изучения нового материала. (приложение)              

  • Прием «Определи лигическую связь»- Учащимся выдаются слова, которые каким то образом связаны между собой логически и в ходе выполнения задания им предлагается подобрать недостающее, которое объединяло его аналогичной связью и по сути определяло задачи и цели предстоящей работы.

Тема урока: Строение вещества (11 класс)

Тип урока :  совершенствования знаний, умений и навыков.( слайд      )

Запись на доске: ………?-…………?- применение вещества.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение на педагогическом совете

Эффективные методики обучения математике на оснвое использования малых средств информатизации...

Современные методы обучения в дополнительном образовании. Сообщение к педагогическому совету.

В тексте рассматриваются основные этапы занятия в системе дополнительного образования и предлагаются методы и приёмы, соответствующие определённому этапу и его задачам....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Сообщение к педагогическому совету.

Сообщение на тему "Индифферентность."...

Сообщение на педагогическом совете "Микроклимат в классе"

В статье содержится методика по формированию микроклимата в классе....

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом

Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...