методическое сообщение к педагогическому совету
материал
«Роль мотивации и актуализации на современном уроке химии и биологии:
ключевые стратегии и методы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение к педагогическому совету
«Роль мотивации и актуализации на современном уроке химии и биологии:
ключевые стратегии и методы"
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
(Блез Паскаль)
Подготовила : Серикова Елена
Алексеевна,
Учитель химии и биологии
МОУ«СОШр.п.Озинки»
27.03.2024 г.
Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося в пространство учебной деятельности. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе.
Существует много приемов, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной деятельности, начиная от традиционных (опрос, беседа) и заканчивая современными педагогическими технологиями.
Сегодня я приведу примеры некоторых способов мотивации, которые использую на своих уроках
- Прием « Яркое пятно»- использование сказочных легенд, фрагментов из художественной литературы, картин, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтерисовать и захватить внимание обучающихся, которые в связи с этим высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. (слайд 4-6 )
Тема урока: Решение генетических задач
Тип урока : урок открытия новых знаний
Учитель: человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остается жизнь, важным свойством которой является……..
- для того чтобы продолжить фразу обратимся к необычному рисунку (схеме) (верблюдоворобей слайд)
в древности греки считали, что у таких родителей, как верблюд и воробей может родиться страус , поэтому в переводе страус-верблюдоворобей.
- к проявлению какого свойства жизни имеет отношение эта картинка-схема? (продолжим фразу) ( связана с таким свойством, как наследственность )
-поверите вы в это? ( у каждого организма есть наследственная программа развития признаков. Поэтому рождение страуса от таких родителей невозможно….)
Почему? Ведь если приглядеться, то прослеживаются черты сходства, перечислите (ноги, форма шея, головы)
- какое отношение к уроку она имеет?
1. Постановка учебной задачи
-как называется наука, изучающая закономерности наследственности ? ( генетика)
- к какой еще науке может иметь отношение этот рисунок?
- какое отношение на ваш взгляд она имеет к сегодняшнему уроку? Чем мы будем заниматься?
- где вы сможете использовать умения решать генетические ( генетика)
(прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную
Актуализация познавательной деятельности- одна из вечных проблем педагогики и один из важных этапов современного урока независимо от его структуры(отсутствует в уроке коррекции, контроля) - это процесс, в ходе которого учитель создает ситуацию, которая позволяет учащимся применить знания и навыки, полученные ранее, чтобы подготовить их к восприятию нового материала или темы, которую они будут изучать.
Актуализация имеет несколько целей. Во-первых, она помогает учащимся вспомнить и оценить свои знания и навыки, связанные с предыдущим материалом. Во-вторых, она помогает учащимся установить связь между предыдущим изученным материалом и новым материалом, что делает процесс обучения более целостным и понятным. В-третьих, актуализация может помочь учащимся видеть значение и применимость изучаемого материала в реальной жизни.
Важно отметить, что актуализация должна быть интересной и соответствовала ожидаемому результату для учащихся, должна вызывать у них желание принять участие и применить свои знания и навыки. Также актуализация должна быть достаточно сложной, но в то же время достижимой, чтобы они не испытывали чувство неуверенности и неспособности справиться.
Существует много приемов, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной деятельности, начиная от традиционных (опрос, беседа) и заканчивая современными педагогическими технологиями.
Сегодня я приведу примеры некоторых способов актуализации, которые использую на своих уроках.
Тема урока: Получение и собирание водорода, изучение его свойств (8 класс)
Тип урока : практикум (слайд 10 )
« Пора чудес пришла и нам подыскивать приходится причины всему, что совершается на свете» (У. Шекспир)
Учитель: - опишите, что изображено на рисунке?
- формулы каких веществ вы видите на нем?
- Что вам уже известно о кислороде(его физ.св-вах)?
- вы верите в то, что кислород можно перенести таким способом?
Ответ обоснуйте.
- можно ли водород собрать и перенести этим же способом?
Обоснуйте свое предположение.
- как связаны с нашим уроком эпиграф и рисунок?
- Прием «Закодированное слово» используется для активизации полученных знаний, умений их применять на практике; ФОРМИРУЕТ умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию ( слайд )
Тема урока: Кристаллические решетки (8 класс)
Тип урока : урок изучения нового материала. (приложение)
- Прием «Определи лигическую связь»- Учащимся выдаются слова, которые каким то образом связаны между собой логически и в ходе выполнения задания им предлагается подобрать недостающее, которое объединяло его аналогичной связью и по сути определяло задачи и цели предстоящей работы.
Тема урока: Строение вещества (11 класс)
Тип урока : совершенствования знаний, умений и навыков.( слайд )
Запись на доске: ………?-…………?- применение вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение на педагогическом совете
Эффективные методики обучения математике на оснвое использования малых средств информатизации...

Современные методы обучения в дополнительном образовании. Сообщение к педагогическому совету.
В тексте рассматриваются основные этапы занятия в системе дополнительного образования и предлагаются методы и приёмы, соответствующие определённому этапу и его задачам....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»
Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Сообщение на педагогическом совете "Микроклимат в классе"
В статье содержится методика по формированию микроклимата в классе....

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего сопровождения по предмету психом
Рассуждения на тему: "Определение уровня готовности к коррекционной образовательной деятельности по результатам диагностического обследования обучающихся 1А класса , с целью выстраивания дальнейшего с...