Активные методы обучения вязанию узлов
методическая разработка

Третьякова Мария Ивановна

Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных
технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и
умений, является одной из ведущих задач национального проекта РФ
«Образование».
За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума
брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять
самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении
всей жизни. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к
компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного
процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из
возможных направлений изменения методов обучения при переходе к
компетентностному подходу – использование активных методов обучения в
учебном процессе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 374

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЯЗАНИЮ УЗЛОВ

В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ

М. И. Третьякова, педагог дополнительного образования

П. В. Чернышенко, педагог дополнительного образования

Л. В. Вараксина, педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества «Вектор»

г.Новокузнецк

dt@domvektor.ru

Услышишь – забудешь,

Увидишь – запомнишь,

Построишь – поймешь.

Конфуций

Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений является одной из ведущих задач национального проекта РФ «Образование» [1].

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в игре – до 90%.

Узлы – одно из древнейших изобретений человечества, которым и по сей день пользуются все. Жители современных мегаполисов знают об узлах меньше, чем человек древности: «Бантик» на шнурках ботинка или узел на галстуке (ну, может быть два-три) – вот вообще - то и все. Причем, зачастую люди не задумываются над способом их завязывания, поскольку делают это автоматически. В городе это не страшно, хотя иногда и неудобно, а в лесу, на рыбалке, или в море – этот навык становится жизненно необходимым [2].

Техника вязания узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы были и раньше, но, к сожалению, не сохранились. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну.

В мире существует более тысяч различных узлов, которыми пользуются люди различных профессий, начиная с космонавтов и кончая яхтсменами. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что одни и те же узлы имеют различные названия в разных странах.

С появлением в первой половине ХХ столетия специфической деятельности – туризм – техника вязания узлов получила дальнейшее развитие. Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало от морских узлов. Из всех морских узлов были отобраны те, которые в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися, легко завязываются, удобны в работе.

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях (особенно в горных) применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные туристические узлы (Приложение 1). Поэтому на занятиях по спортивному туризму особое место уделяется тому, как вяжется и где применяется тот или иной узел. На первоначальном этапе обучения узлы классифицируем по их назначению [4]:

  • Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».
  • Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».
  • Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».
  • Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

В приложении 1 приведены схемы вязания узлов по классификации.

При обучении вязанию узлов применяется следующий порядок:

  • назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;
  • сделать запись в тетрадях о его применении и особенностях;
  • зарисовать приемы вязания узла по элементам;
  • предоставить время на разучивание приемов вязания узла и их запоминание;
  • проверить вязание узла у каждого воспитанника.

Процесс обучения вязанию узлов значительно ускоряется, если для каждого ребенка подготовить карточки-схемы вязания узлов по элементам. Имея эти схемы, учащиеся могут самостоятельно освоить вязание узлов [3].

Для того чтобы развить и улучшить мышечную память при вязании узлов, можно использовать методы по принципу «Усложнить, чтобы упростить».

После того, как дети приобрели базовые знания и навыки вязания узлов, применяются разнообразные задания, которые усложняют процесс вязания узлов, такие как:

1. Вязание узлов на время (способствует развитию ловкости пальцев и скорости их движения);

2. Вязание узлов с закрытыми глазами (обостряет чувства осязания, техника вязания откладывается в движениях пальцами);

3. Вязание узлов за спиной (за счет мышечной памяти пальцев рук воспроизводится любой узел);

4. Вязание узлов с выполнением двух действий одновременно: в движении вместе с физическим упражнением (побуждает к концентрации и сосредоточенности);

5. Вязание узлов в полной темноте (обостряет все внешние чувства, автоматизирует приобретенные навыки);

6. Вязание узлов одной рукой (развивает ловкость пальцев).

Все это способствует достижению более высокого и технического уровня завязывания узлов.

Можно применять различные техники вязания в игровой форме, например:

1. Вдвоем вязать труднее

Участники игры разбиваются на пары и получают по одной веревке. Всем предлагается завязать узел «восьмерку», но вязать нужно вдвоем. В каждой паре один участник работает левой рукой, а другой — правой.

Победитель определяется по скорости вязания узла. Затем участники в каждой паре меняются ролями, т.е. тот, который держал веревку левой рукой и помогал завязывать узел, теперь сам пытается завязать «восьмерку», удерживая ходовой конец веревки правой рукой.

В заключении можно отметить, что, применяя сложные способы и методы в технике вязания узлов, достигаются поставленные задачи:

  • развивается мышечная память;
  • автоматизируются приобретенные навыки.

За счет тренировок с применением указанных приемов, происходит не только формирование навыков вязания узлов на автоматическом уровне, но и общее развитие учащегося, его психофизических качеств, развитие межполушарных связей, концентрации внимания.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимися и педагогом. Описанные методы способствует

  • развитию ловкости пальцев и скорости их движения;
  • обострению чувств осязания, зрения;
  • развитию мышечной памяти;
  • развитию способности к концентрации и сосредоточенности;

Активные методы обучения можно применять не только для вязания узлов, но и на занятиях ИЗО, лепки из пластилина или при работе с бумагой и в других видах образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye, свободный
  2. Бардин, К. Азбука туризма [Текст] / К. Бардин. – Москва : Просвещение, 1981.- 385 с.
  3. Волкова, М. Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха [Текст] / М. Г. Волкова.  – Москва : Просвещение, 1989. -178 с.
  4. Крайнева, И. Н. Узлы: простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни [Текст] / И. Н. Крайнева. – СПб : ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 1997.- 240с.

Приложение 1

Иллюстрации «Туристические узлы»

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 004.jpgC:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 005.jpg

 «Прямой» (Узлы для связывания веревок одинакового диаметра)

«Академический»( Узлы для связывания веревок разного диаметра)

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 005.jpg

 «Проводник» (Узлы для страховки)

C:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение.jpgC:\Documents and Settings\владимир\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 005.jpg

«Булинь» (Узлы для привязывания веревок к опоре)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2  Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...