Активные методы обучения вязанию узлов
методическая разработка
Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных
технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и
умений, является одной из ведущих задач национального проекта РФ
«Образование».
За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума
брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять
самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении
всей жизни. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к
компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного
процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из
возможных направлений изменения методов обучения при переходе к
компетентностному подходу – использование активных методов обучения в
учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 408.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 374
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЯЗАНИЮ УЗЛОВ
В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ
М. И. Третьякова, педагог дополнительного образования
П. В. Чернышенко, педагог дополнительного образования
Л. В. Вараксина, педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества «Вектор»
г.Новокузнецк
Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймешь.
Конфуций
Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений является одной из ведущих задач национального проекта РФ «Образование» [1].
За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в игре – до 90%.
Узлы – одно из древнейших изобретений человечества, которым и по сей день пользуются все. Жители современных мегаполисов знают об узлах меньше, чем человек древности: «Бантик» на шнурках ботинка или узел на галстуке (ну, может быть два-три) – вот вообще - то и все. Причем, зачастую люди не задумываются над способом их завязывания, поскольку делают это автоматически. В городе это не страшно, хотя иногда и неудобно, а в лесу, на рыбалке, или в море – этот навык становится жизненно необходимым [2].
Техника вязания узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы были и раньше, но, к сожалению, не сохранились. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну.
В мире существует более тысяч различных узлов, которыми пользуются люди различных профессий, начиная с космонавтов и кончая яхтсменами. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что одни и те же узлы имеют различные названия в разных странах.
С появлением в первой половине ХХ столетия специфической деятельности – туризм – техника вязания узлов получила дальнейшее развитие. Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало от морских узлов. Из всех морских узлов были отобраны те, которые в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися, легко завязываются, удобны в работе.
Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях (особенно в горных) применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные туристические узлы (Приложение 1). Поэтому на занятиях по спортивному туризму особое место уделяется тому, как вяжется и где применяется тот или иной узел. На первоначальном этапе обучения узлы классифицируем по их назначению [4]:
- Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».
- Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».
- Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».
- Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».
В приложении 1 приведены схемы вязания узлов по классификации.
При обучении вязанию узлов применяется следующий порядок:
- назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;
- сделать запись в тетрадях о его применении и особенностях;
- зарисовать приемы вязания узла по элементам;
- предоставить время на разучивание приемов вязания узла и их запоминание;
- проверить вязание узла у каждого воспитанника.
Процесс обучения вязанию узлов значительно ускоряется, если для каждого ребенка подготовить карточки-схемы вязания узлов по элементам. Имея эти схемы, учащиеся могут самостоятельно освоить вязание узлов [3].
Для того чтобы развить и улучшить мышечную память при вязании узлов, можно использовать методы по принципу «Усложнить, чтобы упростить».
После того, как дети приобрели базовые знания и навыки вязания узлов, применяются разнообразные задания, которые усложняют процесс вязания узлов, такие как:
1. Вязание узлов на время (способствует развитию ловкости пальцев и скорости их движения);
2. Вязание узлов с закрытыми глазами (обостряет чувства осязания, техника вязания откладывается в движениях пальцами);
3. Вязание узлов за спиной (за счет мышечной памяти пальцев рук воспроизводится любой узел);
4. Вязание узлов с выполнением двух действий одновременно: в движении вместе с физическим упражнением (побуждает к концентрации и сосредоточенности);
5. Вязание узлов в полной темноте (обостряет все внешние чувства, автоматизирует приобретенные навыки);
6. Вязание узлов одной рукой (развивает ловкость пальцев).
Все это способствует достижению более высокого и технического уровня завязывания узлов.
Можно применять различные техники вязания в игровой форме, например:
1. Вдвоем вязать труднее
Участники игры разбиваются на пары и получают по одной веревке. Всем предлагается завязать узел «восьмерку», но вязать нужно вдвоем. В каждой паре один участник работает левой рукой, а другой — правой.
Победитель определяется по скорости вязания узла. Затем участники в каждой паре меняются ролями, т.е. тот, который держал веревку левой рукой и помогал завязывать узел, теперь сам пытается завязать «восьмерку», удерживая ходовой конец веревки правой рукой.
В заключении можно отметить, что, применяя сложные способы и методы в технике вязания узлов, достигаются поставленные задачи:
- развивается мышечная память;
- автоматизируются приобретенные навыки.
За счет тренировок с применением указанных приемов, происходит не только формирование навыков вязания узлов на автоматическом уровне, но и общее развитие учащегося, его психофизических качеств, развитие межполушарных связей, концентрации внимания.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимися и педагогом. Описанные методы способствует
- развитию ловкости пальцев и скорости их движения;
- обострению чувств осязания, зрения;
- развитию мышечной памяти;
- развитию способности к концентрации и сосредоточенности;
Активные методы обучения можно применять не только для вязания узлов, но и на занятиях ИЗО, лепки из пластилина или при работе с бумагой и в других видах образовательной деятельности.
Список литературы
- Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа : https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye, свободный
- Бардин, К. Азбука туризма [Текст] / К. Бардин. – Москва : Просвещение, 1981.- 385 с.
- Волкова, М. Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха [Текст] / М. Г. Волкова. – Москва : Просвещение, 1989. -178 с.
- Крайнева, И. Н. Узлы: простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи жизни [Текст] / И. Н. Крайнева. – СПб : ИЧП «Кристалл», АОЗТ «Невский клуб», 1997.- 240с.
Приложение 1
Иллюстрации «Туристические узлы»
«Прямой» (Узлы для связывания веревок одинакового диаметра) |
«Академический»( Узлы для связывания веревок разного диаметра) «Проводник» (Узлы для страховки) «Булинь» (Узлы для привязывания веревок к опоре) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-201937-1365489943.jpg)
Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-244851-1366283776.jpg)
ПРОГРАММА ПК: «Метод проектов - один из активных методов обучения учащихся с учётом требования ФГОС».
Эта программа была представлена в рамках конкурса РОСАТОМ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-151570-1512028323.jpg)
Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе
Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю. Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/06/picture-781727-1462527560.jpg)
Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций
Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-130692-1676543736.jpg)
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/04/picture-1503887-1704372794.jpg)
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.
Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2 Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...