Технология проблемного обучения
методическая разработка

Перерукова Ольга Валентиновна

Повышение  уровня профессиональной компетенции  педагогов   в процессе использования  технологий  проблемного обучения в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении специалистов коррекционного профиля

Технология проблемного обучения в детском саду

Цель: повышение  уровня профессиональной компетенции  у педагогов   в процессе использования  технологий  проблемного обучения в работе с детьми.

Каждый  педагог стремится к тому, чтобы наполнить повседневную жизнь ребенка  интересными делами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель нашей работы – формирование у ребенка интереса к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

В основу проблемного обучения легли идеи американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин. Они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что она доставляет радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивает познавательную самостоятельность, творческую активность детей.

Что же такое  технология проблемного обучения?

Это специально созданная совокупность методов и приемов, которые способствуют  формированию самостоятельной  познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, опираясь на ранее усвоенные знания и умения.

 Проблемное обучение активизирует мысль детей, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности педагога и детей. Основные  условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения :

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Характерные признаки проблемности на занятии:

-возникает состояние  интеллектуального затруднения

-возникает противоречивая ситуация

-появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения :

- Проблемный вопрос

- Проблемная задача

- Проблемная ситуация

1) Проблемный вопрос : это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т. е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задача : Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач:

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы.

Почему?

3)Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Она создается педагогом с помощью определенных  приемов, методов и средств.

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

- Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов

- Рассматривание какой-либо проблемы с различных точек зрения

- Создание противоречия и предложение детям самим найти способ разрешения

- Постановка конкретных вопросов (на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения).

Требования к проблемным ситуациям :

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Методы проблемного обучения :

• Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия;

• Репродуктивный – повторение за педагогом способа действия или элемента деятельности;

• Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;

• Частично-поисковый – направляемая  исследовательская деятельность;

• Исследовательский метод - полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки.

Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», 

«любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.  В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.

• Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

•Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

•Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Задача педагога- не дать угаснуть  желанию ребенка познавать  окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. На каждую из ступенек лесенки дошкольник  обязательно должен подняться. Если какую-то пропустит до дотянуться до следующей будет труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке значит, он эти ступеньки «перерос». Пусть бежит! Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И, возможно, здесь ему надо будет помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...