Патриотическое воспитание в школах системы УИН
статья

Гаврилова Елена Ревмировна

Статья в Сборник материалов IV-й Республиканской научно-практической конференции педагогов школ УИС РБ "Патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_shkolah_sistemy_uin.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Елена Ревмировна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «ВСОШ №3» г. Улан-Удэ,

Почетный работник воспитания и просвещения РФ

Патриотическое воспитание в школах системы УИН

В июле 2020 г. Президент России В.В. Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

В соответствии с поправками, внесенными законом, в понятии «воспитание» направления воспитательной работы дополнены такими направлениями, как: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. 

В своей статье, еще от 23 февраля 2012 г. В.В. Путин отмечал: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме». Именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность современного российского общества и его будущего.

Собственно патриотизм (от греч. patriótes – соотечественник, patrís – родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм в современном российском обществе выполняет следующие функции:

  1. Сохранение российской нации.
  2. Поиска и утверждения национальной идеи, способной противостоять чуждым воздействиям на сознание россиян.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

  1. Духовно-нравственное, как осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров.
  2. Историко-краеведческое изучение и познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников.
  3. Гражданско-патриотическое воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.
  4. Социально-патриотическое, которое направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  5. Военно-патриотическое, как составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование                        у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за российское государство, уважения к отечественной военной истории.

Воспитательный процесс – важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. Наши ученики уже взрослые люди 18-29 лет со сформировавшимися характерами, со сложной судьбой и слабой мотивацией к учению. Большинство из них отрицательно относятся к активной жизненной позиции, часто проявляется индивидуализм и равнодушие друг к другу, нередки проявления агрессии. Нахождение в местах лишения свободы часто сопровождается эмоциональным выгоранием и устойчивым пессимизмом. Именно поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучаемых.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важнейшей задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у обучающихся законопослушного поведения, высокого патриотического сознания, гражданственности, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

В планах воспитательной работы классного руководителя обязательно присутствует направление «патриотическое воспитание». Каждый год мы закладываем комплекс воспитательных мероприятий как духовно-нравственного направления, так и гражданско-патриотического, историко-краеведческого, социально-патриотического: «Государственная символика  России. Все о гимне», День народного единства, «Защитникам Отечества посвящается», «День воинской славы России». Анкетирование «Что я знаю о ВОВ», «Чтобы помнили…», «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944год)», «Вклад ученых в победу в Великой Отечественной войне», «Растения и животные в Великую Отечественную войну». «Петродворец и  Великая Отечественная война». Вот тот небольшой пример классных часов, которые проводились в разные годы.      

Если говорить про историко-краеведческое направление, как раздел патриотического воспитания, то оно как раз представляется мне как самое действенное на умы и чувства наших учеников-осужденных. Рассказ о простых людях, земляках по Малой Родине, которые жили рядом, ничем не выделялись среди других, на войне совершали подвиги во имя России, всегда глубоко трогает ребят, запоминается, заставляет задуматься о своей жизни.

К историко-краеведческому патриотическому направлению относится, например мероприятие «Медики Бурятии в годы Великой Отечественной войны», была организована выставка с одноименным названием.

Также было решено организовать выставку «Бессмертный полк» с фотографиями родственников-ветеранов ВОВ учителей нашего коллектива.

Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Оно невозможно без обращения к религии – основе духовности. Духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. «Рождество Христово», «Путь к храму», «О милосердии» – вот тематика классных часов.

Чтобы гражданско-патриотическое воспитание было системным, нужны слаженные усилия всего коллектива, включенность направления во все компоненты педагогического процесса. Идеи гражданско-патриотического воспитания интегрируют учебные занятия и внеурочную деятельность; пронизывают все основные составляющие воспитательно-образовательного процесса: учебную, воспитательную, методическую.

Каждый раз празднование Дня Великой Победы над фашистской Германией происходит в условиях происходящей истерии по поводу пересмотра итогов Второй мировой войны.

В ревизии итогов Второй мировой войны есть отчетливое стремление отнять у нашего народа победу. Более того, «…от русских требуют абсолютного покаяния». Эта логика была воспринята и западными державами, и прибалтийскими странами, и незалежными украинцами, и даже горными грузинами. Их кредо: «Русские должны платить и каяться».

Есть у искажённых трактовок и сугубо прагматичный подтекст, который отметил С. Нарышкин: «России, как историческому наследнику Советского Союза, провокационно навязывается вина за события Второй мировой войны и тем самым создаётся база для предъявления претензий нашей стране: политических, финансовых, территориальных» и «целью ревизии истории Второй мировой войны является пересмотр её геополитических итогов».

В таких условиях не только учитель истории должен объяснять и разъяснять, но и каждый учитель должен включаться в такой процесс. На уроках стараюсь затрагивать патриотическую тему: «Металлы в годы ВОВ», «Ученые -химики в годы ВОВ».

Многие наши обучаемые выросли в неблагополучных семьях, без должного внимания и заботы родителей.  Воспитание духовных традиций семьи для наших учеников очень нужна. Многие из них и не знали или не задумывались об этом. И, может быть, на свободе кому-то удастся создать нормальную семью, дать своим детям то, чего они были лишены в детстве.

Воспитание патриотизма и гражданской позиции в школе достаточно сложная задача, требующая ответственного отношения педагогических кадров. Необходимо учитывать возрастные особенности учащегося и характер изучаемого материала. Важно показать учащимся, находящимся в заключении, что они граждане своей страны. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

Реализация программы областной экспериментальной площадки «Создание системы героико-патриотического воспитания в школе» в рамках преподавания обществоведческих дисциплин и внеклассной работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Система гражданско-патриотического воспитания в школе

Статья по теме "Система гражданско-патриотического воспитания в школе"...

Система организации патриотического воспитания в школе

В документе описана система организации воспитательной работы по патриотическму направлению...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Использование системы исследовательской работы по краеведению для организации гражданско-патриотического воспитания в школе

Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в школе, построенной на основе школьных краеведческих исследований. В статье раскрыты этапы работы над исследованием, уровни презентации ...