Выступление на методическом объединении учителей гуманитарных дисциплин по теме: «Как развивать и развиваться. Мотивация учителя и ученика»
учебно-методический материал

Валерия Николаевна Лыжина

Мотивация учителя выступает как важнейший элемент, необходимый для оптимальной работы человека на рабочем месте, поскольку высоко мотивированный учитель более вовлечен в свою работу и удовлетворен ею, чем те, кто имеет более низкий уровень мотивации. Ориентация учителей, стремление к достижению целей и их вера в собственные навыки и компетенции также оказывают влияние на уровень их мотивации. Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом объединении учителей гуманитарных дисциплин

по теме: «Как развивать и развиваться. Мотивация учителя и ученика»

Лыжина В.Н., учитель истории и обществознания МАОУСОШ №8

Проблема, которая не потеряла актуальность и сегодня - формирование интереса к процессу обучения. Во многом успех учеников зависит от мотивации преподавателя, так как учитель с четкими представлениями о цели деятельности, с интересом преподавания, с внутренними и внешними мотивами, которые положительно влияют на его деятельность, оказывается более эффективным в процессе получения и совершенствования знаний учеников.

Мотивация учителя выступает как важнейший элемент, необходимый для оптимальной работы человека на рабочем месте, поскольку высоко мотивированный учитель более вовлечен в свою работу и удовлетворен ею, чем те, кто имеет более низкий уровень мотивации. Ориентация учителей, стремление к достижению целей и их вера в собственные навыки и компетенции также оказывают влияние на уровень их мотивации.

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Ученые различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Итак, внешняя мотивация – это побуждение или принуждение что-либо делать для достижения необходимого результата, цели внешними для человека стимулами. Примерами внешней мотивации могут быть, долг и обязанность, достижение успеха, престиж, личное благополучие и избегание неприятностей.

Внутренняя мотивация – это внутреннее побуждение человека, которое не зависит от внешнего окружения, оно не зависит от какого-либо явного внешнего вознаграждения, более того ожидаемое внешнее вознаграждение может негативно повлиять на внутреннюю мотивацию. Она связана не с внешними обстоятельствами и подкреплениями, а, в первую очередь, с самим содержанием деятельности. Примерами являются: стремление к саморазвитию, интерес к содержанию деятельности и целеустремленность, направленность на результат.

Существует три вида интересов учителя: предметный интерес, дидактический интерес и образовательный интерес. Предметный интерес напрямую связан с интересом к предмету, его содержанию, концепциям, существующим внутри этого предмета, к примеру, физика, математика и др. Дидактический интерес относится к методике преподавания данного предмета и к подготовке содержания обучения. Образовательный интерес охватывает профессионально-педагогические аспекты, необходимые для педагогической профессии. Интерес учителя является важной составляющей в мотивации учителя, которая функционирует как катализатор для профессионального благополучия учителей, педагогического поведения, учебных практик и мотивации студентов, которая, в свою очередь, способствует высокой успеваемости в школе, как учителя, так и учеников.

Саморазвитие является обязательной составляющей современного образовательного процесса. Саморазвитие помогает сформировать, закрепить и совершенствовать все элементы педагогического мастерства, а также достичь высокого уровня профессиональной компетенции.

Саморазвитие педагога как непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс совершенствования направлен на повышение уровня профессионализма, развитие профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Взаимосвязаны ли мотивации учителя и ученика?

Мотивация учителя измеряется на основе трех компонентов: интерес учителя, нацеленность на результат учителя и мастерство учителя. Связь каждого компонента с мотивацией ученика заключается в следующем:

- Интерес учителя является важным фактором, который может не только направлять учителей к преподаванию, но и мотивировать своих учеников к дальнейшему совместному изучению материала в своих исследованиях рассматривали интерес как компонент мотивации в студенческом контексте. Другими словами, интерес учителя — это привязанность к определенной предметной области, он имеет потенциал позитивно влиять на результаты в обучении.

Таким образом, интерес учителя будет играть очень важную роль в определении и стимулировании мотивации у учеников, в изучении своей предметной области, дидактическом и образовательном аспектах. На основе вышеизложенных рассуждений предполагается, что интерес учителя является компонентом его мотивации.

- Нацеленность на результат. Мотивация достижения — это тенденция стремления к успеху, настойчивость перед лицом неудач и гордость за выполнение поставленной цели. Согласно теории достижения целей, люди, ориентированные на результат, прилагают усилия, чтобы гордиться собой за достижения, а не для того, чтобы показать свое превосходство над другими через выполнение каких-либо задач. Исходя из вышеизложенных рассуждений, целеустремленность учителя способствует развитию мотивации у учащихся.

- Существует значительная связь между мастерством учителя, использованием различного рода материалов в обучении и результатом обучения. Учителя, имеющие более высокую степень предметного и дидактического интереса, применяющие разнообразный материал в обучении дают более расширенное представление ученикам о предмете обучения, тем самым повышая успеваемость обучающихся.

Мастерство учителя также определяется и в применяемых образовательных практиках. Образовательные практики – это элемент процесса обучения, основная цель которого интегрировать теоретические знания в практические умения. Достигается посредством выполнения ряда более частных задач: закрепления знаний в ходе их непосредственного применения. Эти практики включают в себя ориентированную на мастерство и на производительность активирующую практику.

Предложения по улучшению мотивации

Предложения по увеличению уровня мотивации преподавателей следующие:

1. Поскольку интерес — важный компонент профессиональной мотивации педагога, учителям следует пробуждать и стимулировать в  себе интерес к  своей предметной области, а также учителям необходимо наращивать самоэффективность, а  для этого заниматься теми видами академической деятельности, которые обеспечат быстрое развитие их профессиональных компетенций. Поэтому предложения по работе с педагогами таковы:

- публичная или личная похвала учителя и/или его учеников за достигнутые результаты со стороны администрации;

- участие в различных форумах, обучениях, конференциях, мастер-классах, соревнованиях по типу WorldSkills;

- предоставление материалов для изучения, проведения опытов непосредственно в классах, то есть внедрение практики в процесс обучения (интерактивные доски, доски для построения планов);

- оказание содействия в прохождении аттестации, получения гранта, печати монографии, авторской программы;

2. Уровень оплаты труда и повышение в работе относятся к внешним мотивам, они могут быть выражены через:

- вручение подарков за достижение каких-либо результатов;

- покупку учебно-методической литературы, подписку на газеты и журналы;

- оплату прохождения курсов, семинаров, тренингов, получения высшего образования;

3.  Так как мотивации учителя и ученика связаны друг с другом, то исходя из этого предложения по повышению мотивации учеников таковы:

- сделать классное пространство удобным для поддержки творческого потенциала и повышения мотивации. Можно адаптировать класс для более продуктивной и эффективной работы;

- внедрение нетрадиционных способов обучения: проведение дебатов, выступления на видеокамеру, монтаж и просмотр на уроке, обучение через QR коды, использование различных обучающих приложений для смартфонов.

- повышение мотивации не только с помощью оценок, но и наград за выполнение работы («Доска почёта »);

- проведение обучения через соревнования, командные задания;

- обязательное включение преподавателя в деятельность учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для методического объединения с презентацией по теме: "Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми"

Материал может быть полезен педагогам (учителям, воспитателям), работающим в школе-интернате 8 вида...

Выступление на методическом объединении учителей предметов гуманитарного цикла по теме

Выступление на МО учителей предметов гуманитарного цикла на тему:«Сайт учителя в интернете – новая форма саморазвития и методической работы педагога в современной школе». Создание сайта позволило...

Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".

Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...

Выступление на методическом объединении Естественно-математического цикла Тема : «Работа над исследовательским проектом в школе в свете требований ФГОС»

Выступление на методическом объединении Естественно-математического цикла Тема : «Работа над исследовательским проектом в школе в свете требований ФГОС»  ...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в со...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе

Как    включить в   осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Основное общее образование. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Выделяют четыре основных способа осмысления текста: • постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д); • создани...