Выступление для методического объединения с презентацией по теме: "Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми"
консультация ( класс) по теме
Материал может быть полезен педагогам (учителям, воспитателям), работающим в школе-интернате 8 вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Выступление на методическом объединении:
«Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми»
Педагог-психолог: Савельева С.А.
2015 - 2016 учебный год
Слайд 1
Тема моего выступления: «Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми».
Диагноз наших учащихся «лёгкая умственная отсталость» подразумевает не только нарушения в познавательной сфере, но и неустойчивость эмоционально-волевой сферы, слабость волевой регуляции поведения, а, следовательно, проблемы с поведением (которые проявляются в различной степени).
Слайд 2
Психиатры говорят, что чаще всего поведение таких учащихся поддаётся коррекции (например, бродяжничество не поддаётся коррекции) и рекомендуют использовать следующее:
- Система поощрений и наказаний (но наказания запрещены!);
- Единство требований для всех;
- Медикаментозная поддержка.
Любые педагогические воздействия могут быть эффективны только тогда, когда они направлены на ребёнка, который находится в адекватном состоянии. Наши учащиеся нередко просто не способны воспринимать наши воспитательные воздействия из-за того, что не могут справиться со своим состоянием и им первоначально требуется медикаментозная помощь, т.е. воспитательное воздействие может быть эффективно только при наблюдении и получении необходимого лечения врача-психиатра. Одни педагогические и психологические приёмы бессильны. Т. е. лечение первично, но только с согласия родителей!
Как быть?
Слайд 3
Согласно учению А. Маслоу, за каждым поведением ученика лежит какая-то потребность. Пока все потребности удовлетворяются, ребёнок ведёт себя хорошо (если плохое поведение - не проявление болезни). Иначе возникают различные проблемы. А.Маслоу выделяет следующие основные потребности:
- Физиологические;
- Потребность в безопасности;
- Потребность в общении;
- Потребность в уважении;
- Потребность в самоуважении.
Если хотя бы один аспект выпадает, то человек ощущает дискомфорт.
Слайд 4
Рудольф Дрейку выделяет 4 основные потребности учащихся в школе:
- Привлечение внимания;
- Месть;
- Власть;
- Избегание неудачи.
Остановимся подробнее на тех проблемах дисциплины, которые возникают из-за того, что какая-то потребность не реализуется.
Слайд 5
- Поведение, направленное на привлечение внимания.
Активная форма поведения | Ученики делают то, что отвлекает внимание педагога и других ребят (смех, громко зарыдать, громко что-либо уронить и др.) | |
Пассивная форма поведения | Ученики демонстративно делают всё медленно («в час по чайной ложке») - речь идёт не о тех случаях, когда ребёнок медлителен в силу своих особенностей | |
Реакция педагога | Раздражение, возмущение; словесное замечание, чтобы выходка прекратилась | |
Ответ учеников на реакцию педагога | Не обращают внимания или успокаиваются, но на недолгое время | |
Происхождение подобного поведения |
| |
Сильные стороны поведения | Артисты. Нуждаются во взаимоотношениях с педагогами, учениками | |
Принципы профилактики |
| |
Меры педагогического воздействия | Стратегии | Меры экстренного педагогического воздействия (техники) |
Минимизация внимания Разрешающее поведение Делайте неожиданности Отвлеките ученика Обращайте внимание учеников на примеры хорошего поведения |
(состоят из 4 частей: 1 часть - объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас, например, «Катя, когда ты громко разговариваешь во время самоподготовки…» 2 часть - называется чувство педагога в этот момент, например, «…я чувствую сильное раздражение…» 3 часть - описывается эффект от плохого поведения, например, «…потому что я теряю мысль…» 4 часть - просьба: «…перестань, пожалуйста!»)
|
Слайд 6
- Характеристика мстительного поведения.
Активная форма поведения | Ученики совершают прямые физические и непрямые психологические акты насилия |
Пассивная форма поведения | Ученики отвергает все дружелюбные попытки контактов с ними |
Реакция педагога | Обида, опустошение, горечь, разочарование; желание урегулировать ситуацию; озлобленность; физические действия |
Ответ учеников на реакцию педагога | Когда они решат сами, тогда выходка и прекратится |
Происхождение подобного поведения | Социальные причины:
|
Сильные стороны поведения | В любом случае они могут защитить себя от боли и обиды (и весь класс) |
Принципы профилактики |
|
Дети воспринимают окружающий мир через близких взрослых (родителей). Большинство наших учащихся из неблагополучных семей и понимают, что родители часто поступают неправильно («плохие»). Почему попадая в благоприятную среду (школу-интернат) они ведут себя плохо, а иногда асоциально, назло педагогам? Они подсознательно пытаются доказать, что «все взрослые (педагоги) тоже плохие», специально вызывая в них агрессию. Зачем? В отличие от родителей, которые «плохие, но сильные» (имеют больше способов воздействия на ребёнка), педагоги «слабые (имеют меньше прав) плохие», а ребёнку легче отомстить «слабым» (педагогам). В качестве выхода в такой ситуации учёные рекомендуют «полную эмпатию» (что почти невозможно).
- Характеристика властолюбивого поведения (лидеры, лишённые лидерской власти).
Активная форма поведения | Вспышки негодования. Революционеры в классе. | |
Пассивная форма поведения | Тихое непослушание. Ученики обещают исправиться, но продолжают делать своё дело | |
Реакция педагога | Досада, негодование; у молодых педагогов может быть страх; желание погасить ситуацию словесными замечаниями или физическими воздействиями | |
Ответ учеников на реакцию педагога | «Всё равно Вы мне ничего не сделаете»; ученики будут продолжать выходку, пока не прекратят сами | |
Происхождение подобного поведения | В детстве общение с позиции силы | |
Сильные стороны поведения | Ученики демонстрируют лидерскую позицию | |
Принципы профилактики | Передача части лидерской власти педагога этим ученикам | |
Меры педагогического воздействия (мстительное, властолюбивое поведение) | Стратегии | Меры экстренного педагогического воздействия (техники) |
Стадия «глухих раскатов»: ищите «изящный» выход Стадия «взрывы и извержение лавы» Разрешение ситуации |
Установление санкций:
|
Слайд 7
- Характеристика поведения, направленного на избегание неудач (дети, совершившие ошибку и боящиеся её повторения). Самая трудная категория в школе, требующая наибольшего внимания! (обычно больше внимания уделяется учащимся, привлекающим внимание)
Активная форма поведения | Яркие вспышки негодования; ученики теряют контроль над собой, когда давление ответственности очень сильное | |
Пассивная форма поведения | Откладывание на потом; не доведение до конца; временная неспособность; официальные диагнозы | |
Реакция педагога | Жалость, сочувствие, желание оправдать; чувство профессиональной беспомощности | |
Ответ учеников на реакцию педагога | Жалость к себе; зависимость от педагога | |
Происхождение подобного поведения |
| |
Сильные стороны поведения | Не существуют | |
Принципы профилактики |
| |
Меры педагогического воздействия | Стратегии | Меры экстренного педагогического воздействия (техники) |
Изменить методы обучения Учить позитивно рассказывать о том, что делаешь и о себе Делать ошибки нормальным и нужным явлением Формировать веру в успех Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутом прошлом успехе Признавайте достижения |
Делайте успех ощутимым (флажки, звёздочки, записи в дневнике, грамоты по положительным результатам работы и др.) |
Слайд 8
Спасибо за внимание!
25.03.2016 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧАЩЕ ВСЕГО ПОВЕДЕНИЕ НАШИХ УЧАЩИХСЯ ПОДДАЁТСЯ КОРРЕКЦИИ: Система поощрений и наказаний (но наказания запрещены!); Единство требований для всех; Медикаментозная поддержка.
Согласно учению А. Маслоу, за каждым поведением ученика лежит какая-то потребность. А.Маслоу выделяет следующие основные потребности : Физиологические; Потребность в безопасности; Потребность в общении; Потребность в уважении; Потребность в самоуважении.
Р. ДРЕЙКУ ВЫДЕЛЯЕТ 4 ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ : Привлечение внимания; Месть; Власть; Избегание неудачи.
ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Меры педагогического воздействия: Минимизация внимания; Разрешающее поведение; Делайте неожиданности; Отвлеките ученика; Обращайте внимание учеников на примеры хорошего поведения
ХАРАКТЕРИСТИКА МСТИТЕЛЬНОГО И ВЛАСТОЛЮБИВОГО ПОВЕДЕНИЯ Меры педагогического воздействия: Стадия «глухих раскатов»: ищите «изящный» выход; Стадия «взрывы и извержение лавы»: на этой стадии конфликт невозможно остановить; Разрешение ситуации
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ Меры педагогического воздействия: Изменить методы обучения; Учить позитивно рассказывать о том, что делаешь и о себе; Делать ошибки нормальным и нужным явлением; Формировать веру в успех; Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутом прошлом успехе; Признавайте достижения
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении воспитателей. "Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми"
В представленном материале рассказывается о причинах агрессивного поведения у детей, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия....
Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".
Данный доклад основывается на высказывании В.А. Сухомлинского о том, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...
Выступление на методическом объединении: "Использование информационных технологий в работе воспитателя"
Выступление на методическом объединении: "Использовании информационных технологий в работе воспитателя"...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Метод рационализации"
Метод рационализации и его использование при решении неравенств...
Выступление на методическом объединении: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя».
Выступление на методическом объединении: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя»....
Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"
Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"...