Выступление для методического объединения с презентацией по теме: "Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми"
консультация ( класс) по теме

Савельева Светлана Анатольевна

Материал может быть полезен педагогам (учителям, воспитателям), работающим в школе-интернате 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

Выступление на методическом объединении:

«Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми»

Педагог-психолог: Савельева С.А.

2015 - 2016 учебный год

Слайд 1

Тема моего выступления: «Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми».

Диагноз наших учащихся «лёгкая умственная отсталость» подразумевает не только нарушения в познавательной сфере, но и неустойчивость эмоционально-волевой сферы, слабость волевой регуляции поведения, а, следовательно, проблемы с поведением (которые проявляются в различной степени).

Слайд 2

Психиатры говорят, что чаще всего поведение таких учащихся поддаётся коррекции (например, бродяжничество не поддаётся коррекции) и рекомендуют использовать следующее:

  1. Система поощрений и наказаний (но наказания запрещены!);
  2. Единство требований для всех;
  3. Медикаментозная поддержка.

Любые педагогические воздействия могут быть эффективны только тогда, когда они направлены на ребёнка, который находится в адекватном состоянии. Наши учащиеся нередко просто не способны воспринимать наши воспитательные воздействия из-за того, что не могут справиться со своим состоянием и им первоначально требуется медикаментозная помощь, т.е. воспитательное воздействие может быть эффективно только при наблюдении и получении необходимого лечения врача-психиатра. Одни педагогические и психологические приёмы бессильны. Т. е. лечение первично, но только с согласия родителей!

Как быть?

Слайд 3

Согласно учению А. Маслоу, за каждым поведением ученика лежит какая-то потребность. Пока все потребности удовлетворяются, ребёнок ведёт себя хорошо (если плохое поведение - не проявление болезни). Иначе возникают различные проблемы. А.Маслоу выделяет следующие основные потребности:

  1. Физиологические;
  2. Потребность в безопасности;
  3. Потребность в общении;
  4. Потребность в уважении;
  5. Потребность в самоуважении.

Если хотя бы один аспект выпадает, то человек ощущает дискомфорт.

Слайд 4

Рудольф  Дрейку выделяет 4 основные потребности учащихся в школе:

  1. Привлечение внимания;
  2. Месть;
  3. Власть;
  4. Избегание неудачи.

Остановимся подробнее на тех проблемах дисциплины, которые возникают из-за того, что какая-то потребность не реализуется.

Слайд 5

  1. Поведение, направленное на привлечение внимания.

Активная форма поведения

Ученики делают то, что отвлекает внимание педагога и других ребят (смех, громко зарыдать, громко что-либо уронить и др.)

Пассивная форма поведения

Ученики демонстративно  делают всё медленно («в час по чайной ложке») - речь идёт не о тех случаях, когда ребёнок медлителен в силу своих особенностей

Реакция педагога

Раздражение, возмущение; словесное замечание, чтобы выходка прекратилась

Ответ учеников на реакцию педагога

Не обращают внимания или успокаиваются, но на недолгое время

Происхождение подобного поведения

  1. Семья (родители и педагоги больше внимания уделяют тем детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо; родители любят тех детей, с которыми много проблем);
  2. Дети не научены просить, требовать внимания в приемлемой форме;
  3. Дети чувствуют себя пустым местом

Сильные стороны поведения

Артисты. Нуждаются во взаимоотношениях с педагогами, учениками

Принципы профилактики

  1. Больше внимания уделять хорошему поведению;
  2. Учить детей просить внимания приемлемыми способами

Меры педагогического воздействия

Стратегии

Меры экстренного педагогического воздействия (техники)

Минимизация внимания

Разрешающее поведение

Делайте неожиданности

Отвлеките ученика

Обращайте внимание учеников на примеры хорошего поведения

  1. Игнорируйте демонстративную выходку;
  2. «Делайте глаза»;
  3. Встаньте рядом;
  4. Вставляйте имя ученика в свою речь, в текст объяснения;
  5. Посылайте письменные замечания (например,  «Я тебя вижу», «Сядь прямо» и т.д.);
  6. Используйте Я-высказывания

(состоят из 4 частей:

1 часть - объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас, например, «Катя, когда ты громко разговариваешь во время самоподготовки…»

2 часть - называется чувство педагога в этот момент, например,  «…я чувствую сильное раздражение…»

3 часть - описывается эффект от плохого поведения, например, «…потому что я теряю мысль…»

4 часть - просьба: «…перестань, пожалуйста!»)

  1. Доведите до предела демонстративную выходку

  1. Включите свет;
  2. Издайте музыкальный звук;
  3. Говорите тихим голосом;
  4. Временно прекратите занятие

  1. Задавайте прямые вопросы;
  2. Попросите об одолжении;
  3. Измените деятельность

  1. Благодарите учеников за хорошие поступки;
  2. Пишите имена примерных учеников на доске

Слайд 6

  1. Характеристика мстительного поведения.

Активная форма поведения

Ученики совершают прямые физические и непрямые психологические акты насилия

Пассивная форма поведения

Ученики отвергает все дружелюбные попытки контактов с ними

Реакция педагога

Обида, опустошение, горечь, разочарование; желание урегулировать ситуацию; озлобленность; физические действия

Ответ учеников на реакцию педагога

Когда они решат сами, тогда выходка и прекратится

Происхождение подобного поведения

Социальные причины:

  1. рост насилия в обществе;
  2.  распространённый через средства массовой информации метод силового решения конфликтов;
  3.  построение стиля жизни по типу «самый»

Сильные стороны поведения

В любом случае они могут защитить себя от боли и обиды (и весь класс)

Принципы профилактики

  1. Строить отношения с учениками по принципу заботы о них;
  2. Обращаться к детям по именам;
  3. Проявление эмпатии

Дети воспринимают окружающий мир через близких взрослых (родителей). Большинство наших учащихся из неблагополучных семей и понимают, что родители часто поступают неправильно («плохие»). Почему попадая в благоприятную среду (школу-интернат) они ведут себя плохо, а иногда асоциально, назло педагогам? Они подсознательно пытаются доказать, что «все взрослые (педагоги) тоже плохие», специально вызывая в них агрессию. Зачем? В отличие от родителей, которые «плохие, но сильные» (имеют больше способов воздействия на ребёнка), педагоги «слабые (имеют меньше прав) плохие», а ребёнку легче отомстить «слабым» (педагогам). В качестве выхода в такой ситуации учёные рекомендуют «полную эмпатию» (что почти невозможно).

  1. Характеристика властолюбивого поведения (лидеры, лишённые лидерской власти).

Активная форма поведения

Вспышки негодования. Революционеры в классе.

Пассивная форма поведения

Тихое непослушание.  Ученики обещают исправиться, но продолжают делать своё дело

Реакция педагога

Досада, негодование;  у молодых педагогов может быть страх; желание погасить ситуацию словесными замечаниями или физическими воздействиями

Ответ учеников на реакцию педагога

«Всё равно Вы мне ничего не сделаете»; ученики будут продолжать выходку, пока не прекратят сами

Происхождение подобного поведения

В детстве общение с позиции силы

Сильные стороны поведения

Ученики демонстрируют лидерскую позицию

Принципы профилактики

Передача части лидерской власти педагога этим ученикам

Меры педагогического воздействия (мстительное, властолюбивое поведение)

Стратегии

Меры экстренного педагогического воздействия (техники)

Стадия «глухих раскатов»: ищите «изящный» выход

Стадия «взрывы и извержение лавы»

Разрешение ситуации

  1. Признайте власть учеников (даже если они не правы);
  2. Уберите зрителей;
  3. Переносите обсуждение вопросов;
  4. Делайте записи;
  5. Меняйте тему

  1. На этой стадии конфликт невозможно остановить;
  2. Ученика в никуда никогда не удаляют  (можно отправить, например, в кабинет  к социальному педагогу)

Установление санкций:

  1. Всё, что было, уже случилось (не вспоминать того, с чего всё началось);
  2. «Поправь то, что поломал; попроси прощения у того, кого обидел» (но поправлять только то, что поломал он)

Слайд 7

  1. Характеристика поведения, направленного на избегание неудач (дети, совершившие ошибку и боящиеся её повторения). Самая трудная категория в школе, требующая наибольшего внимания! (обычно больше внимания уделяется учащимся, привлекающим внимание)

Активная форма поведения

Яркие вспышки негодования; ученики теряют контроль над собой, когда давление ответственности очень сильное

Пассивная форма поведения

Откладывание на потом; не доведение до конца; временная неспособность; официальные диагнозы

Реакция педагога

Жалость, сочувствие, желание оправдать; чувство профессиональной беспомощности

Ответ учеников на реакцию педагога

Жалость к себе; зависимость от педагога

Происхождение подобного поведения

  1. Обращение внимания на недостатки учеников;
  2. Необоснованные ожидания от педагогов и родителей;
  3. Соревновательная система

Сильные стороны поведения

Не существуют

Принципы профилактики

  1. Поддержка учеников, чтобы их внутренняя установка «я не могу» изменилась на «я могу»;
  2. Преодоление социальной изоляции путём включения учеников в отношения с другими людьми (эти ученики часто бывают аутсайдерами)

Меры педагогического воздействия

Стратегии

Меры экстренного педагогического воздействия (техники)

Изменить методы обучения

Учить позитивно рассказывать о том, что делаешь и о себе

Делать ошибки нормальным и нужным явлением

Формировать веру в успех

Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутом прошлом успехе

Признавайте достижения

  1. Использовать компьютерные методы обучения;
  2. Учить за 1 раз чему-то одному;
  3. Дополнительные методы обучения (например, взаимопомощь учеников)

  1. Искать 2 плюса на каждый минус;
  2. Декларация «я смогу» перед выполнением задания

  1. Отсутствие результата - это тоже результат;
  2. Рассказывайте об ошибках (как о своих, так и о чужих);
  3. Говорите о ценности ошибки как попытки;
  4. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

  1. Подчёркивайте любые улучшения (даже минимальные);
  2. Объявляйте о любых вкладах;
  3. Рассказывайте о сильных сторонах учеников;
  4. Демонстрируйте веру в учеников;
  5. Признавайте трудность заданий;
  6. Давайте алгоритм действий;
  7. Ограничивайте время заданий

  1. Анализируйте прошлый успех;
  2. Повторяйте и закрепляйте ситуацию успеха

Делайте успех ощутимым (флажки, звёздочки, записи в дневнике, грамоты по положительным результатам работы и др.)

Слайд 8

Спасибо за внимание!

25.03.2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ» Педагог-психолог: Савельева С.А.

Слайд 2

ЧАЩЕ ВСЕГО ПОВЕДЕНИЕ НАШИХ УЧАЩИХСЯ ПОДДАЁТСЯ КОРРЕКЦИИ: Система поощрений и наказаний (но наказания запрещены!); Единство требований для всех; Медикаментозная поддержка.

Слайд 3

Согласно учению А. Маслоу, за каждым поведением ученика лежит какая-то потребность. А.Маслоу выделяет следующие основные потребности : Физиологические; Потребность в безопасности; Потребность в общении; Потребность в уважении; Потребность в самоуважении.

Слайд 4

Р. ДРЕЙКУ ВЫДЕЛЯЕТ 4 ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ : Привлечение внимания; Месть; Власть; Избегание неудачи.

Слайд 5

ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Меры педагогического воздействия: Минимизация внимания; Разрешающее поведение; Делайте неожиданности; Отвлеките ученика; Обращайте внимание учеников на примеры хорошего поведения

Слайд 6

ХАРАКТЕРИСТИКА МСТИТЕЛЬНОГО И ВЛАСТОЛЮБИВОГО ПОВЕДЕНИЯ Меры педагогического воздействия: Стадия «глухих раскатов»: ищите «изящный» выход; Стадия «взрывы и извержение лавы»: на этой стадии конфликт невозможно остановить; Разрешение ситуации

Слайд 7

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ Меры педагогического воздействия: Изменить методы обучения; Учить позитивно рассказывать о том, что делаешь и о себе; Делать ошибки нормальным и нужным явлением; Формировать веру в успех; Концентрируйте внимание учеников на уже достигнутом прошлом успехе; Признавайте достижения

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей. "Детская агрессия. Взаимодействие с агрессивными детьми"

В представленном материале рассказывается о причинах агрессивного поведения у детей, мерах профилактики и способах коррекционного воздействия....

Выступление на методическом объединении классных руководителей по теме: "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями".

Данный доклад основывается на высказывании  В.А. Сухомлинского о том,  что  учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственнос...

Выступление на методическом объединении: "Использование информационных технологий в работе воспитателя"

Выступление на методическом объединении: "Использовании информационных технологий в работе воспитателя"...

Выступление на методическом объединении: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы воспитателя».

Выступление на методическом объединении: «Здоровьесберегающие    технологии в системе работы воспитателя»....

Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"...