Выступление «Убеждение как важнейший метод гражданско – патриотического воспитания»
статья

Прохватилова Ольга Валентиновна


       Воспитать активную личность, оградить психику ребенка от переживаний, сохранить мир и комфорт в душе — учителя  выбирают разные сценарии и цели, когда обсуждают сейчас с детьми происходящее в стране или же отказываются от этого обсуждения вовсе.

      Со всеми происходящими событиями школьники перестают быть аполитичными: больше половины школьников активно следят за новостями, читают ленты в социальных сетях и онлайн-СМИ. 

     Уроки на тему происходящего на Украине в наших  школах уже не удивляют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секция №3

«Национально-региональный компонент

содержания гражданско-патриотического воспитания учащихся»

Доклад

«Убеждение как важнейший метод гражданско – патриотического воспитания»

/педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся/

   

О.В. Прохватилова, учитель технологии

МКОУ СШ № 10  г. Михайловка Волгоградской области  

Кто любит своё Отечество,

 тот подаёт лучший пример любви к человечеству.

Александр Суворов.

     Проблему формирования духовно-нравственной личности учёные изучают уже очень давно. За это время уже сформировалось понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

     В нашей работе не всё так  гладко. Встречаются трудности. Самое большое противоречие возникает в вопросе об отношении к жизненным ценностям, вопросам, касающимся других людей, города, страны.

  Наряду с духовными ценностями большое место в представлениях многих ребят имеют материальные ценности (желание иметь самый дорогой мобильный телефон, приобрести современный компьютер, получить на день рождения деньги и т.д.)  

      Информационная среда имеет влияние на человека с самого детства. Зачастую дети учатся плохому примеру, опираясь на поведение героев из фильмов, компьютерных игр, смотря на сверстников и старших ребят из школы.  Подростку  тяжелее что-либо доказать, убедить или переубедить.

              Тогда на помощь детям в выборе верного жизненного пути приходят родители и педагоги, которые опираясь на свой жизненный опыт, стараются сформировать правильное отношение ребенка к чему-либо. Делать это можно разными способами. Например, демонстрировать свое достойное  отношение к людям, читать с детьми поучительные книги, обсуждать поступки других ребят и то, к чему эти поступки приводят. К одним из основных видов и способов педагогического влияния на человека относится убеждение.

 Поэтому изучение правильного использования убеждения в работе педагога до сих пор является актуальным.

Испокон веков важнейшим элементом воздействия на собеседника или на аудиторию является умение убеждать. Многие философы античности обладали ораторским искусством и талантом убеждения. Именно поэтому они имели много последователей и учеников. Мы можем наблюдать, что психологию убеждения активно используют политические деятели, адвокаты, продавцы, рекламодатели. Не менее искусно ей пользуются преподаватели и родители на всех ступенях школьной жизни ученика. Многие виды воздействия широко используются педагогами в своем мастерстве работы с детьми. Например, влияние на поведение ребенка взглядом, прошением объяснения виновником того или иного поступка, поучительными рассказами и т.д.

Перед тем, как рассматривать убеждение как способ воздействия на сознание человека и ребенка, необходимо разобраться в том, что вообще означает термин «убеждение».

Рассмотрим несколько трактовок этого понятия, взятых из толковых словарей знаменитых филологов.

С.И.Ожегов в своем толковом словаре дает следующее понятие: «Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения» [13, с. 821.].

В словаре Ушакова Д.Н. толкование слова «убеждение» выглядит так: «Твердый взгляд на что-нибудь, сложившийся на основе каких-нибудь идей» [19, с. 934.].

В.И.Даль не предоставляет в своем словаре толкование слова «убеждение», но предоставляет толкование слова «убеждать», что, по его мнению, означает «убедить кого в чем, уверить или удостоверить, заставить понять что или поверить чему» [2, с. 427.].

Объединяя данные толкования, можно прийти к выводу, что убеждение – это точка зрения человека на что-либо, отношение к чему-либо, а «убеждать» - значит доносить до человека свою точку зрения, показывать свое отношение к какому-либо действию или объекту, делая акцент на истинность своих слов.

Отсюда следует, что у каждого человека есть свои убеждения, своя точка зрения, и любой вправе это озвучить. При желании один человек может убедить другого в правоте своей точки зрения и даже переубедить человека, что значит изменить его мышление и отношение к происходящему.

Иными словами, цель убеждения состоит в том, чтобы не заставить человека сделать что-то, но изменить его отношение к ситуации в целом, чтобы он сам понял и захотел поступить так, как ему советуют.

Главным аспектом влияния через убеждение является то, что изменение мышления должно быть использовано на благо личности.

Что же такое убеждение с точки зрения педагогики?

 Зимняя И.А., доктор психологических наук,  считает метод убеждения основным методом воспитания, представляющим собой воздействие учителя на учеников с целью формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности  [4].

Метод убеждения воздействует на разум, логику, опыт и чувства молодого поколения, что обеспечивает добровольное принятие и осознание идей, которые в последствии формируют поведение человека и его отношение к происходящему вокруг.

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и ученика, ученика и коллектива товарищей, учащихся и общества в целом.

Стоит обратить внимание на то, что убеждения могут быть истинными и ложными. Ложные и ошибочные суждения зачастую могут привести к неправильным и аморальным поступкам. Так, например, ошибочность нравственных представлений школьника о дружбе может привести к таким формам поведения как подсказывание, списывание, а нередко и ложь. Важно уметь правильно донести до ученика свои убеждения, чтобы он не только осознал, что дружба – это хорошо, но и понял, как нужно дружить, чтобы нарочно не подставить своего друга и не испортить свою репутацию в коллективе.

Важным является то, что убеждение нельзя путать с морализованием. Главное отличие заключается в том, что при убеждении положение доказывается, приводятся факты, аргументы, примеры. При морализовании положение выступает в формах высказываний, неподкрепленных фактами, например: «школьник должен…», «и не стыдно!», «и не стыдно?!».

Обычно  все эти «правила», навязанные обществом, хорошо известны любому ученику, поэтому ситуации, когда учитель начинает «читать мораль» школьнику, воспринимаются как должное, как обязанность учителя, формальность. Ученики относятся к такому виду общения презрительно, иронически [18].

Для эффективного применения метода убеждения существует ряд требований, которые необходимо соблюдать, и несколько форм убеждающего воздействия.

Требования эффективного применения метода убеждения:

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности, быть понятны и доступны учащимся.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитываемого.

3. Убеждения должны содержать как обобщенные положения (правила, принципы), так и конкретные примеры, факты (ситуации из жизни, опыт самого воспитанника).

4. При убеждении бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны обоим собеседникам.

5. Убеждая других, воспитатель должен быть сам уверен в правдивости своих слов.

Многие ученые представляют нашему вниманию разные классификации форм метода убеждения. По моему мнению лучшей из таких классификаций является та, о которой пишет В.И.Загвянский в своей книге «Педагогическое творчество учителя». Он к основным формам метода убеждения, используемых в школе, относит: информационный метод, поисковый метод, дискуссию.

Информационный метод – самый простой метод убеждения, который осуществляется путем сообщения педагогом разного рода сведений и стимулирования у учеников интереса к получению новых знаний. Он может выглядеть как беседа, рассказ, лекция, инструкция, наглядный показ, встречи с интересными людьми.

Поисковый метод заключается в том, что изучаемая тема или предмет преподносится как проблема, для решения которой ученикам требуется самостоятельно собрать, изучить и  исследовать информацию, отбросив ненужные сведения, зачастую вводящие в сомнение.

Дискуссия – метод обсуждения и разрешения спорных вопросов, целенаправленный и упорядоченный обмен идеями. Целью данного метода является поиск истины и единого решения важного вопроса.

Загвянский В.И. в своей работе выделяет несколько форм дискуссионного убеждения.

Круглый стол – беседа учеников, в которой каждый по отдельности высказывает свое мнение о решаемом вопросе.

Форум – осбеждение проблемы изначально осуществляется в отдельных группах (по 5-6 человек), затем каждая группа предлогает свой вариант решения проблемы и обсуждает его со всей аудиторией.

Симпозиум – обсуждение, требующее подготовки. Участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – обсуждение, построенное на предварительном выступлении представителей команд. После выступлений участников, трибуне предоставляется возможность поочередно задать вопросы и прокоментировать сказанное.

Судебное заседание – обсуждение совершенного поступка. Можно вводить уже в начальной школе.

Применяя различные формы метода убеждения учитель ненавязчивым образом доносит до детей важную информацию, а зачастую они и сами учат друг друга правильным поступкам и мыслям.

Рассмотрев основные формы метода убеждения, можно сделать вывод, что использование разных форм убеждения способствует развитию различных качеств, развивает умения не только искать информацию, но и делиться ей с окружающими, правильно реагировать на отрицательные взгляды собеседников.  

При переходе знаний в убеждение важно, чтобы социальные, общественные ценности приобретали личную значимость для школьника. Внешние требования общества должны превращаться во внутренние потребности личности. Любое убеждение должно быть не только понято, но пережито и взято в качестве руководства в своей деятельности и поведении.

Проблема нашего времени заключается в том, что зачастую педагоги не совсем правильно используют свои знания и умения относительно психологического влияния на детей. Чаще всего это происходит потому, что меняются поколения, а вместе с этим меняется менталитет и характер детей. Именно поэтому необходимо постоянно изучать новые методы педагогического воздействия на детей.

Лично я недостатком своей работы по формированию духовно-нравственной я считаю недостаточную работу с родителями. К сожалению, не все родители сами обладают качествами духовно-нравственной личности, или не осознают важность развития этих свойств личности у собственных детей, или очень заняты добыванием материальных благ, не замечая свою духовную бедности.

В будущем необходимо больше внимания уделять работе с семьями воспитанников. Для этого можно:

-активно привлекать родителей к воспитательному процессу;

-вовлекать их в совместную внеурочную деятельность;

-проводить родительский лекторий по нравственной проблематике;

-знакомить через ИКТ с инновационными методами воспитания;

-больше работать индивидуально с теми детьми, которые показывают низкий уровень развития нравственных качеств.

                                    Список используемой литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать./ Ю.П.Азаров. – М.: изд. «Просвещение», 1985. – 448с.;

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4./ В.И.Даль. – СПб.: Тип. М.О.Вольфа, 1882. – 712с.;

3. Загвянский В.И. Педагогическое творчество учителя./ В.И.Загвянский – М.: Педагогика, 1987. – 159с.;

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – 384 с.;

5. Имедадзе И.В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 4–13. doi:10.17759/chp.2019150201;

6. Ковалев А. Г. Психология личности./ А.Г.Ковалев — М.: Просвещение, 1970. —  60с.;

7. Куликов В.Н. Психология внушения/ В.Н.Куликов – М.: 1986. – 88с.;

8. Лебедева В.А. Психология сегодня./ В.А.Лебедева. – Екатеринбург: ГОУ ВПО, 2008, - 254с.;

9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. I Пер. с анrл. СПб.: Питер, 2008. - 352 с.;

10. Митин А.И. Обучение групповому принятию решений в учебных ситуационных центрах [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 84–98.;

11. Морозов А.Л. Психология влияния. / А.Л.Морозов. – СПб.: изд. "Питер", 2000. - 506с.;

13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И.Ожегов – М.: ООО «А ТЕМП», 2007. - 944с.;

14. Подласый И.П.. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн./ И.П.Подласый – М.: Владос, 2003. – 832с.;

15. Раевская О.В., Ибрагимова Н.М. Занятия по формированию толерантности у подростков [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. № 1. С. 72–76.;

16. Рыженко С.К. Как научить детей противостоять манипуляциям общества потребления [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. № 1. С. 37–41.;

17. Сидоренко Е.В.. Психология влияния и противостояния./ Е.В.Сидоренко. – М.: изд. "Дело", 1995. - 325с.;

18. Смирнова А.В., Смойкин Д.Д., Беспалов Д.В., Пятаков Е.О., Толотов А.С., Сычев В.А., Кушнир А.М. Как помочь подростку отстоять перед сверстниками свое право на нравственное поведение [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. № 1. С. 119–126.

19. Ушаков Д.Н.. Толковый словарь русского языка./ Д.Н.Ушаков – М.: Государственный институт «Советская энциклопедия», 1940. – 1239с.;

20. Хагуров Т.А., Хагурова Н.Е. Как воспитывать правильную толерантность [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. № 4. С. 35–40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики"

В статье рассматриваются формы и методы работы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся...

Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...

Современные подходы, формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьниковv

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформир...

«Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий, как важнейшего фактора гражданско-патриотического воспитания учащихся»

Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Ф...

Доклад «Убеждение как важнейший метод гражданско – патриотического воспитания»

Испокон веков важнейшим элементом воздействия на собеседника или на аудиторию является умение убеждать. Многие философы античности обладали ораторским искусством и талантом убеждения. Именно поэтому о...