Новые подходы в педагогические инновации на уроках технологии.
статья

Ерофеева Лариса Геннадьевна

В данной статье речь пойдёт о новых подходах, педагогических инновациях и формировании этнокультурной компетенции на уроках «Технологии», применяемые в настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы в педагогические инновации на уроках технологии.

Из опыта работы учителя технологии Ерофеевой Л.Г.

Педагогические инновации – это создание педагогических новшеств, их освоение, использование и применение на практике. В данной статье речь пойдёт о новых подходах, педагогических инновациях и формировании этнокультурной компетенции на уроках «Технологии», применяемые в настоящее время.

Система обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в стране и решает, кроме общих задач, специальные проблемы социальной реабилитации лиц с нарушением зрения, учитывая их ограниченность восприятия окружающего мира, более длительный период формирования навыков труда и самообслуживания, вследствие возрастных и специфических особенностей развития. Урок технологии – одни из основных направлений реабилитации слабовидящих, оно осуществляется с учётом структуры зрительного дефекта и сохранных анализаторов. Поэтому педагог должен знать физиологические и психоэмоциональные особенности ученика, выявление его способностей и определение функциональных возможностей в процессе изготовления разных работ.

        Во время урока применяются различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности слабовидящих учеников, активизировать их познавательную деятельность в процессе изучения и изготовления творческих работ. Имея те или иные способности, слабовидящие учащиеся активно проявляют себя в групповой деятельности. Важным аспектом взаимодействия ученика и учителя является возможность в процессе трудового интегрированного обучения сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию, через расширение функциональных возможностей, побудить его к успешной творческой самореализации.

        «Технология» - как учебный предмет, обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда, составление системы технических и технологических знаний и умений, формирование проектной культуры, где ориентация детей направлена и на освоение ремёсел, национальные традиции и быт местного населения. В будущем эти знания и уме6ния могут принести дополнительный доход, стать основой предпринимательской деятельности.

        В настоящее время стала актуальна проблема сохранения культурных и исторических традиций. Именно уроки технологии вовлекают учащихся в необъятный мир предметов, созданных из разных материалов и с применением различных технологических процессов, открывает простор для творчества, фантазии, для самореализации личности. Одной из основных задач предмета «Технология» сегодня заключается в том, чтобы помочь школьникам узнать предметный мир. созданный человеком, постичь способы изготовления изделий, образцов материальной культуры. Внедрение национально-регионального компонента помогает научить создавать конкретные изделия, опираясь на этнографический материал, понять мировоззрение и психологию быта бурятского народа, выраженных художественными средствами и обращённых к истокам глубокой древности.

        При обучении художественным ремёслам, демонстрируем наглядные пособия. В современных условиях широкой информатизации можно проводить демонстрации показа исторических предметов быта и национальных костюмов на компьютере. Уроки наполняются музыкой, рисунками и поделками.

        Проектная деятельность способствует раскрытию специфических аспектов этнокультурных образовательных технологий, это достаточно ярко проявляется в проектах: «Кожаная пластика» - ожерелья и серьги, вазы, чехлы для телефона, костюмы и головные уборы, быт и жилище бурят и др. Ценностью в настоящее время становится не только высокий интеллект, но и умение находить точки соприкосновения, совершенствование культуры и образа мышления.

        Наиболее престижными и красивыми считались ткани. Затканные золотом или серебром – китайский шёлк – узоры, изображение драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей - здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шёлка. Тогда использовались дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок. Одежду из тканей шили способом хушэжэ – «иглой вперёд». Один кусок ткани нашивался на другой. Затем хромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.

        Украшения появились задолго того. Как человек начал создавать орудия труда и предметы быта. У всех народов земного шара первоначальная функция украшения – магическая. Обереги обеспечивают тому, кто их носит, защиту от злых духов, опасностей. Вторая функция – декоративная, как выражение эксцентрических потребностей, радостей жизни. Самоутверждения. стремления к красоте. На уроках «Технологии» учениками были сделаны разнообразные украшения из натуральной кожи. В национальных костюмах так же присутствуют украшения из кожи.

        На уроках. При изучении быта и интерьера разных жилых помещений, обращаю внимание на обустройство дома бурят – юрты. Юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием. Кочевой образ жизни издавна определил тип герметически замкнутого компактного жилища. Юрта была ориентирована дверью строго на юг, делилась на четыре сектора. Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиакальным знаком мыши символизировал богатство. Здесь хранилось всё самое ценное и дорогое.  Западная четверть юрты – бауун тала – именовалась мужской половиной. Противоположная, восточная часть считалась женской. Южная часть жилища, где располагалась дверь здесь по левую сторону от входа, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом. По правую сторону располагались закрытые шкафы, полки с посудой, кухонные и хозяйственные приспособления. Центром юрты был очаг – символ обжитого дома. Место обитания хозяйки огня.

        Национально – религиозный компонент содержания образования определяется природно-географическим, социально – экономическим и историко-культурным единством региона. Обеспечивает учёт этнокультурных особенностей всех учащихся в процессе обучения, вводит в образовательный процесс местный социально – культурный потенциал, а также ответственную поведенческую жизненно смысловую ориентацию учащихся. Их социально – культурную адаптацию и профессиональное развитие.

        На уроках «Технологии», при изучении этномира, в основе лежит идея единства мира и человечества во всём его многообразии. Только при сохранении разнообразия народных культур можно сохранить единый мир и жить в нём в гармонии. Только при уважении к культурам других народов можно принять идеи единого гармоничного мира. Сохранение и раскрытие богатств культуры и традиций различных народов – является площадкой этнокультурного образования, способствует развитию этнической толерантности в обществе, вырабатывает целеустремлённость, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми, участвуют в выставках и конкурсах, что придаёт уверенность и повышает самооценку детей с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.

Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.  Сегодня мы уже вплотную подходим к тому времени, когда на повестку дня встаёт вопрос о создании новой модели школы, соответст...

Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии по теме: «Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»...

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...

КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДХОД КАК ОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА УРОКЕ

А.В.Хуторской: «Переход к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников, индивиду...

Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках обществознания

В современной России продолжается период становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменени...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

Статья рассматривает новые подходы в воспитании обучающихся с использованием инновационных технологий в условиях обновленных ФГОС. Автор предлагает исследовать эффективность применения различных метод...