Математическая грамотность на уроках географии.
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Применение математических знаний при изучении географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_gramotnost_na_uroka_geografii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая грамотность на уроках географии.
Учитель географии МБОУ СОШ с. Победино:
Елькина Ольга Сергеевна
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность. В своём выступлении я хочу остановиться именно на формировании математической грамотности на уроках географии.
Слайд 2
Математические навыки необходимы для изучения географии в школе, начиная со среднего звена основной школы, до еѐ окончания. В 5-м, 6-м, 7-м классах дети знакомятся с такими понятиями, как географические координаты, масштаб, азимут, амплитуда, атмосферное давление и с другими.
На простых примерах рассмотрим взаимосвязь между двумя великими науками математикой и географией. Эта взаимосвязь проявляется во многих географических темах.
Слайд 3
Посмотрите на карту полушарий, большая её часть покрыта водой. Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2 Сколько квадратных километров составляет площадь поверхности воды, если площадь поверхности суши равна 149 млн кв км?
510 – 149 = 361
Слайд 4
А на востоке нашей страны лежит замечательный о. Сахалин, самый большой остров у берегов России, он омывается водами Охотского моря.
Известно, что средняя солёность поверхностных вод Охотского моря составляет 32 ‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды.
32‰. – это значит, что в 1 л. содержится 32 грамма соли.
В 3 л.: 32 на 3 = 96гр. соли. Содержится в 3 л. воды.
Слайд 4
Попробуйте изобразить расстояние 600 м в тетради.
Без масштаба мы не сможем это сделать. Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
Выбираем масштаб
1:10 000 это значит, что в 1 см. 100м.
600: 100 = 6
Линия, которую изобразим, в тетради будет равна 6см.
Слайд 6
Перед нами план местности
Определите расстояние от т. А до т. В.
Для определения действительного расстояния на местности между двумя объектами нужно линейкой измерить расстояние между ними в сантиметрах и умножить на величину масштаба.
Расстояние между объектами 3,4 см., а величина масштаба 10 000см.
Это значит в 1см. 100м. 100 х 3,4 = 340м.
Расстояние между точками А и В равно 340 м.
(3,4 на 10 000 = 34 000(см.) =340(м.)
Слайд 7
Я думаю, каждое утро перед работой вы интересуетесь температурой воздуха.
Вчера температура воздуха была:
7 | 10 | 13 | 16 | 19 | 22 |
-2° | 3° | 8° | 10° | 7° | 4° |
Давайте вычислим среднюю температуру воздуха.
Для этого сначала сложим все положительные цифры (32), затем отрицательные (-2) и сложим их, получается 30. Теперь разделим на число снятых показаний температур 30 : 6 = 5
Вчера средняя температура воздуха была 5°С.
Слайд 8
По этой таблице определим амплитуду температур.
Амплитуда температуры: 10° - (-2°) = 12°С.
Слайд 9
Посмотрите, а это Эльбрус. Самая высокая точка России. Высота 5642 м. Я предлагаю на высоте 5000 м. разбить лагерь.
Какая там будет температура, если у подножия горы температура воздуха + 25°С.
Температура воздуха с высотой понижается на каждый километр на 6°С.
5 000 : 1000 = 5 6 х 5 = 30 25 – 30 = -5°С
Поэтому температура воздуха на высоте 5 000м будет - 5°С.
Не забудьте взять тёплую одежду.
Мы взобрались на вершину знаний, на высоту 5 000м. Вершину Эльбруса мы не покорили, но это и не беда, нам есть ещё над, чем работать.
Сегодня на простых примерах выяснили, что отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими.
Используя, математические приемы мы рассчитали:
площадь Мирового океана, солёность воды, расстояние, среднесуточную температуру воздуха, амплитуду температур, попытались взобраться на вершину Эльбруса.
Доказали что,
Математика и география – это две науки, которые неразрывно связаны между собой.
А также имели возможность с помощью двух разных предметов: географии и математики решать одну задачу – формирование математической грамотности на уроках географии.
Спасибо за внимание.
Слайд 10
Пускай у вас всегда будут только способные и благодарные ученики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС 5 класс
РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС) Типичные ошибки входной контрольной работы: 1. Вычислительная ошибка. 2. Выпол...
Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Задачи на формирование математической грамотности на уроках истории
Задачи, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках истории в 6 классе....
математическая грамотность на уроке биологии в 6классе
для развития функциональной грамотности обучающихся...
Методический семинар по теме "Формирование математической грамотности на уроках географии"
Презентация опыта работы по использованию заданий на формирование математической грамотности у обучающихся...