Эвристические приемы решения логических задач
статья
Эвристический прием – преобразующее действие, применение которого позволяет (хотя не гарантирует) найти ключевую идею для решения проблемной задачи и свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов.Существует множество классификаций эвристических приемов, имеющих различные формулировку и значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskie_priemy_resheniya_logicheskih_zadach.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристические приемы решения логических задач
(консультация для молодых специалистов – учителей математики общеобразовательных учреждений г. Орска)
Лазарева М. С.,
учитель математики
МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»
Термин «эвристика» (от др.-греч. – «отыскиваю», «открываю») имеет множество трактовок в абсолютно разных науках: в философии, педагогике, психологии, предметных методиках, логике, теории искусственного интеллекта. Рассмотрим ряд, интересующих нас определений.
В педагогике:
- Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетике, психологии, криминалистике, медицине и др. Эвристика, понимаемая как наука, имеет целью объяснение, систематизацию и предсказание процессов открытия нового.
- эвристики рассматриваются как предписания, приемы, правила – указания, наводящие вопросы и другие средства и соответствующие им процедуры, стимулирующие и направляющие творческую, системную, рефлексивную, критическую, прогностическую и другие виды деятельности в ситуациях неопределенности, в решении соответствующих проблем и задач.
В психологии:
- наука, изучающая продуктивную творческую деятельность (эвристическая деятельность);
- способы, какими отдельные операции структурируются в сложные образования типа стратегий и тактик, направленных на поиск необходимой информации и выработку решений.
В математике:
- область исследований, предметом которой являются методы и правила, как делать открытия и изобретения;
- совет, как искать решение задачи;
- указания-рекомендации, которыми следует руководствоваться при решении нестандартных задач.
В предметных методиках:
- специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы);
- основная идея, общий метод поиска решения задачи;
Эвристический прием – преобразующее действие, применение которого позволяет (хотя не гарантирует) найти ключевую идею для решения проблемной задачи и свести ее решение к использованию уже известных алгоритмов.
Существует множество классификаций эвристических приемов, имеющих различные формулировку и значение. Так, свои системы эвристических приемов предлагают Д. Пойа, У. Гордон, Дж. Р. Хаес, М. Рубинштейн, З. И. Калмыкова, Я. А. Пономарев, Ю. Н. Кулюткин и т.д.
И. И. Ильясов в своей книге «Система эвристических приемов решения задач» показывает, что действительно различных по содержанию приемов, значительно меньше, чем перечень всех эвристических приемов авторов, так как во многих случаях одни и те же по содержанию приемы просто называются по-разному.
Выделим получившуюся классификацию эвристических приемов:
- обобщение задачи;
- конкретизация задачи;
- формулирование обратной задачи;
- исключение из структуры;
- критика очевидных решений;
- поиск привнесенных условий;
- движение от конца к началу;
- сближение данных и цели;
- перекодирование текста в модель;
- использование сходных задач;
- рассмотрение с различных сторон;
- анализ условий;
- анализ конфликта;
- выдвижение любых идей;
- переструктурирование;
- включение в другую структуру,
- включение в деятельность,
- введение дополнительных элементов или отношений,
- деление задачи на части,
- выделение доминирующих целей,
- подведение под логические категории,
- подведение под диалектические категории,
- резонанс,
- замена терминов определениями,
- выдвижение противоположных гипотез,
- анализ оснований гипотез,
- оценка достоинств и недостатков гипотез,
- перерыв в решении задач, отдых,
- параллельное решение нескольких задач,
- вживание в образ явлений задачи,
- регуляция уровня уверенности в себе,
- движение от общих идей к частным,
- символическая запись условий,
- определение области и поиска неизвестного.
Таким образом, действительно разных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати.
Предложенную И. И. Ильясовым разновидность эвристических приемов можно объединить в три группы:
- общие эвристики (сюда относятся общенаучные методы, эвристики Д. Пойа, прием элементарных задач, предельного случая и др.);
- специальные эвристики (например, поиск более сильного или более слабого утверждения, формализация текста в модель, решение проблемы обходным путем, введение систем координат и др.);
- частные эвристики (например, наложение отрезков один на другой, составление уравнения, метод площадей и др.).
Далее выберем две классификации (Г. И. Саранцев, С. Р. Мугаллимова) и разберем их более подробно.
Классификация эвристических приемов, разработанная российским педагогом Г.И. Саранцевым, включает такие приемы, как аналогия, обобщение, прием элементарных задач, прием представления задачи в пространстве, прием рассмотрения предельного случая, прием вспомогательной фигуры.
Прием элементарных задач. Его суть различные авторы трактуют по-разному. Для одних она заключается в использовании простейших упражнений для формирования навыков применения отдельных теорем, определений, аксиом. Другие усматривают ее в поэлементном формировании сложного умения, например умения применять векторы в конкретных ситуациях. Третьи связывают этот прием с решением задач, которые являются элементами основной, и т. д. Очевидно, что указанные точки зрения на сущность приема элементарных задач отражают различные его стороны.
Прием представления задачи в пространстве состояний. Представим себе игру в домино. Первый игрок выставляет кость 1-2. Сразу возникает система поиска следующего хода: можно приложить кость или к 1, или к 2. Если второй игрок выставил кость 1-5, то затем можно будет воспользоваться пятерками, а если он выставит 1-6, то шестерками и т. д. Возникает так называемое пространство состояний.
Процедура использования приема представления задачи в пространстве состояний достаточно громоздка и «в чистом виде» в школьной практике не используется.
Приемы рассмотрение предельного случая и вспомогательной фигуры описываются Г. И. Саранцевым в виде примеров.
Аналогия. Под аналогией понимают сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях. Умозаключение по аналогии — это такое умозаключение, в результате которого делается вывод о том, что исследуемый предмет, возможно, имеет еще один признак X, поскольку остальные известные нам признаки этого предмета сходны с признаками другого предмета, обладающего, кроме того, и признаком X. В качестве предмета могут выступать объекты, явления, процессы и т. д.
Анализ деятельности применения аналогии в различных конкретных ситуациях позволил выделить следующие действия:
1) составлять аналоги различных заданных объектов и отношений;
2) находить соответственные элементы в заданных аналогичных предложениях;
3) составлять предложение, аналогичное данному;
4) составлять задачу, аналогичную заданной, т. е. задачу, имеющую с данной сходное условие или заключение;
5) проводить рассуждение при решении задачи по аналогии с решением сходной задачи.
Эффективным приемом открытия фактов, поиска доказательства теоремы, способа решения задачи являются обобщение и конкретизация. Обобщение как форма перехода от частного к общему имеет целью выделение общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу объектов. Использование обобщения при решении задач основано на: а) расширении области изменения параметра; б) переходе от данного множества к более широкому множеству, содержащему данное.
В свою очередь, С.Р. Мугаллимова также выделяет шесть видов эвристических приемов: трансляция, реверсия, варьирование объекта, варьирование среды, индукция, акцентуация.
Прием | Характеристика |
Акцентуация | Заключается в выделении из совокупности объектов ключевого элемента (группы ключевых элементов) с целью сведения данной проблемы к проблеме более узкой, с меньшей структурой или с меньшим количеством связей |
Варьирование объекта | Заключается в изменении одной или нескольких характеристик исходной совокупности элементов или перегруппировки связей внутри этой совокупности |
Трансляция | Заключается в поиске инструментария, позволяющего через установление аналогий перейти к другой проблеме, имеющей более предпочтительный характер (из другой, более близкой области; в силу большей наглядности; имеющей четкий алгоритм решения и т.п.) |
Реверсия | Основана на поиске в противоположном направлении (от заключения к условию), приводящем к заданному условию или же обнаружению противоречий |
Редукция | Представляет собой динамическое действие, требующее расширения совокупности элементов, составляющих проблему, и установления закономерности внутри новой совокупности |
Варьирование условий | Заключается в изменении условий, окружающих данную совокупность элементов, в результате чего должны переструктурироваться связи внутри этой системы |
Общие эвристические приемы конкретизируются в специальные, а те в свою очередь – в частные эвристические приемы. Можно привести следующую таблицу конкретизации общих приемов (табл.2).
Общие эвристические приемы | Специальные (предметные) эвристические приемы |
Акцентуация | выделение структуры (ранжировка, дифференциация, представление пространства состояний) |
выделение ключевого объекта (слово, величина, конструкции) | |
выделение свойств (непрерывность, четность, инвариант, симметрия, периодичность и т.п.) | |
Варьирование объекта | Комбинирование (перестановка, перевертывание, перегруппировка, добавление вспомогательного элемента и т.д.) |
Трансформация (преобразование формы, преувеличение, преуменьшение и т.п.) | |
Трансфигурация (замена другим объектом, перемещение, предельный переход, расширение (сужение) условий и т.д.) | |
Трансляция | Переформулировка |
Перевод с одного языка на другой | |
Поиск другого применения и т.п. | |
Реверсия | Поиск контрпримера |
Движение от конца к началу | |
Доказательство «от противного» | |
Редукция | Выделение подзадачи (задачи внутри задачи, элементарной задачи и т.п.) |
Переход от части к целому | |
поиск сходной задачи | |
Специализация | |
Обобщение | |
Варьирование условий | Решение проблемы обходным путем |
Преобразование во времени и в пространстве | |
Включение в другую структуру |
Данные приемы позволяют школьникам организовать самостоятельный активный поиск и осуществлять его проведение. Посредством указанных приемов обучающиеся формулируют выводы, обобщают связи и отношения различных изучаемых предметов. Самостоятельная работа школьников, проводимая на основе эвристики, способствует расширению их научного кругозора, позволяет глубже проникать в суть изучаемого предмета, направляя творческую деятельность школьников на самостоятельное раскрытие существа изучаемого вопроса. Это, вполне закономерно, побуждает их к самостоятельному мыслительному поиску, к самостоятельным выводам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Решение логических задач и задач на смекалку. Лист Мебиуса
внеклассное мероприятие...
Решение логических задач с использованием логических квадратов.
Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Эвристические методы решения творческих задач
Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высоко...
Решение логических задач ЕГЭ Построение таблиц истинности логических выражений
Решение логических задач ЕГЭПостроение таблиц истинности логических выражений...