ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. (обобщение опыта)
статья по географии

Ольга Александровна Лазарева

В статье рассматриваются способы формирования картографической грамотноcти обучающихся как части информационной компетенции. Систематизируется личный опыт по применению конкретных практических задач, направленных на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы – овладения основами картографической грамотности.

Ключевые слова: информационная компетенция; картографическая грамотность; географическая карта; картографические источники информации, географическая информация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx503.71 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5-7 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

(обобщение опыта)

При реализации компетентностного подхода в современном образовании большое внимание уделяется формированию информационной компетенции учащихся. Информационная компетенция подразумевает владение навыками работы с различными источниками информации, в том числе с атласами и картами, а так же способность использовать знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов.

Одним из требований ФГОС ООО к предметным результатам освоения образовательной программы по географии является «овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения»[2].

Что же подразумевается под картографической грамотностью? Прежде всего, это умение ориентироваться в картографических источниках информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания. Картографическая грамотность предполагает также умение использовать источники картографической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявления географических зависимостей и закономерностей на основе анализа, обобщения и интерпретации информации, содержащейся в картографических источниках, создание на основе карт описаний и создание простейших географических карт[1].

Как видно из вышесказанного – картографическая грамотность – более глубокое понятие, чем просто «знание карты», «чтение карты», «понимание карты», которые широко используются в практике учителей – географов.

Хотя конечно, все эти традиционные понятия являются неотъемлемой составной частью и основой картографической грамотности.

На разных этапах формирования картографической грамотности географическая карта может выступать и как объект изучения, и как средство обучения, и как результат работы, исследования.

По образному выражению Н.Н. Баранского, карта – «второй язык географии», и изучение этого «языка» начинается с азов.

В начальном курсе географии происходит знакомство с картографическими способами изображения земной поверхности – планом местности и географической картой. В данном случае картографические источники являются в первую очередь объектами изучения. На этом этапе важно, чтобы у обучающихся сформировалось представление о них, как об уменьшенных изображениях земной поверхности на плоскости при помощи условных знаков и выполненных по определенным правилам, и при этом сложилось четкое понимание специфических особенностей каждого вида картографического изображения.

Наряду с этим картографические изображения уже на начальном этапе изучения географии выступают как важные источники информации о пространственном расположении объектов, процессов и явлений и их количественных и качественных характеристиках. Таким образом, в начальном курсе географии закладываются основы картографической грамотности, которые будут способствовать формированию информационной компетенции кадет.

В рамках изучения раздела «Виды изображения земной поверхности» происходит знакомство с такими понятиями, как условные знаки плана и карты, масштаб; знакомство со способами изображения рельефа на плане и карте, формируются практические навыки определения расстояний и направлений, навыки определения географических координат. В процессе освоения этого материала выявляются черты сходства и различия картографических изображений.

При изучении тем «Условные знаки» и «Способы изображения рельефа» происходит знакомство со способами отображения качественных характеристик земной поверхности и различных географических объектов, начинается формирование умения использовать источники картографической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.

В практическую часть урока по теме «Масштаб» обязательно включение заданий на определение расстояний между объектами, протяженности тех или иных объектов на плане и карте, задания на переведение масштаба из одного вида в другой и сравнение степени подробности изображения на картах и планах разных масштабов.

При изучении тем «Ориентирование», «Градусная сеть» важно, чтобы ученики не только знали взаимное расположение основных и промежуточных сторон горизонта, но и понимали различия в способах определения направлений по плану и карте.

Определение географических координат традиционно вызывает трудности у обучающихся. Непосредственно на изучение темы отводится 2 часа в 5лассе. Поэтому необходимо на протяжении всего курса изучения географии предлагать ученикам такие учебные задачи, которые требовали бы точного определения положения объекта в пространстве или позволяли найти объект по заданным координатам.

Первый опыт создания простейшей географической карты формируется при выполнении практической работы «Построение плана местности».

Примеры практических заданий, которые могут использоваться на уроках по вышеуказанным темам:

  1. «Зашифруй письмо»

В этом задании обучающимся предлагается в письме заменить названия некоторых объектов условными знаками плана местности. Например, «Здравствуй, Витя! Я отдыхаю у бабушки в селе Липки. У нее большой огород и фруктовый сад. На холме за селом стоит ветряная мельница. Зимой на склоне холма ребята устраивают горку. От ветряной мельницы тропа ведет к озеру. На ближнем к нам берегу песок, а к противоположному берегу вплотную подходит смешанный лес, в котором мы с бабушкой собираем грибы». Возможен и обратный вариант, когда объекты «зашифрованы» условными знаками, а кадетам предлагается письмо «расшифровать».

  1. Рассмотрите план местности и ответьте на вопросы.
  • Каково расстояние на местности от колодца до ветряной мельницы?
  • Что находится севернее: колодец или ветряная мельница?
  • В каком направлении от точки В находится ветряная мельница?
  • На каком берегу реки Быстрая находится обрыв?
  • На каком берегу реки Быстрая находится лес? Какой это лес?
  • Чтобы вы разместили на участке, по которому проходит линия А-В: трассу для катания на роликах или трассу катания на горных лыжах? Почему?
  1. Переведите численный масштаб 1: 200 000 в именованный.
  • Изобразите в этом масштабе расстояние 1 км, 2 км, 10км.
  • Какой масштаб крупнее: в 1 см 200 м или в 1 см 400 м?
  • На карте с каким масштабом: 1: 10000 или 1: 1000000 изображение будет более подробным?
  • Подумайте, как определить масштаб карты, если длина дороги на местности 5 км, а на карте – 0, 5 см
  1. Какая точка расположена севернее: А или Б? В каком направлении от точки Б находится точка В?
  2. Определите координаты городов Москва, Нью-Йорк. Какой из городов расположен севернее? Какая горная вершина имеет координаты 4° ю.ш., 37° в.д?
  3. Постройте план местности, в которой жила Красная Шапочка. Покажите на карте маршрут, по которому она шла в гости к бабушке. Используйте правила построения плана местности.

Поскольку уже на начальном этапе изучения географии карта выступает в роли источника различной географической информации, требуется познакомить ребят с общими приемами анализа карты: прочитать название карты, изучить условные знаки, найти обозначенные в легенде объекты и явления на карте, выяснить, есть ли материалы, дополняющие содержание карты. На основе этого школьники могут уже в 5-6 классе не просто «читать» карту, но и составлять простые описания физико-географических объектов: рек, озер, крупных форм рельефа по плану, который обычно приведен в учебнике или может быть предложен преподавателем.

В курсе географии 7 класса карта становится если не основным, то вполне равноправным с учебником, источником информации. Основной картой в 7 классе является физическая карта материков и океанов, которая сопоставляется с различными тематическими картами: строения земной коры, климатической картой, картой размещения населения. Такое сопоставление (наложение) карт дает большие возможности для выявления закономерностей распространения и взаимного влияния различных процессов и явлений, что также является составляющей картографической грамотности. Например, сопоставление физической и климатической карт позволяет сделать выводы о влиянии рельефа на распределении осадков. Анализ карты плотности населения показывает особенности размещения населения, а сопоставление этой карты с физической и климатической картами позволяет сделать выводы о влиянии природных факторов на размещение населения.

Большая часть содержания курса в 7 классе – география материков. Для каждого составляется описание географического положения и компонентов его природы – а это уже довольно сложные описания, которые можно сделать на основе картографической информации.

В 7 классе отрабатывается и закрепляется умение определять координаты. Они определяются для крайних точек материков, городов, выдающихся природных объектов. При определении расстояний по карте мелкого масштаба (в школьных атласах представлены мелкомасштабные карты) использование способа измерения с помощью линейки и масштаба дает большую погрешность вследствие искажений при изображении шарообразной поверхности на плоскости. Поэтому в 7 классе делается упор на другой способ определения протяженности географических объектов – определение расстояний в градусах с последующим переводом градусов в километры. Этот способ требует применения уже сформированного умения определять географические координаты.

Так как на начальном этапе изучения предмета происходит основное освоение языка картографических знаков и символов, формируется понимание содержания картографической информации и его смысла, необходимо прочное усвоение азов картографической грамотности. Это будет способствовать успешному формированию информационной компетенции в целом.

Список литературы

  1. "Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от N 1/15) (ред. от ) [Электронный ресурс]. //СПС КонсультантПлюс: Документы. URL:
  2. Приказ Минобрнауки России от N 1897 «Федеральные государственные образовательные стандарты» [Электронный ресурс]. - URL:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование толерантного сознания обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания"

Работа посвящена  теме  толерантности, о которой сегодня не рассуждает   только ленивый да ребенок, которому это понятие незнако...

Формирование культуроведческой компетенции обучающихся 7-8 классов на уроках русского языка средствами технологии проектного обучения

Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 7-8 классах...

Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов.

Задания на формирование функциональной грамотности направлены на развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях. Эта способность включает в се...

Образовательный педагогический проект «Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования возможностей смыслового чтения в процессе обучения математике»

Цель проекта:Повышение качества математического образования обучающихся 5 – 6 классов с учётом современных требований через единую систему формирования математической и читательской грамотности ...

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

Доклад на РМО «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»

Материал направлен на освещение вопросов формирования читаельской грамотности на уроказ русского языка и литературы...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...