Информационная культура учителя математики
статья
Информационная культура учителя математики – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая собой динамическую систему, состоящую из технологического (информационная грамотность, информационная компетентность) и мировоззренческого (отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией) компонентов, позволяющих осуществлять результативную педагогическую деятельность в информационно-образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_uchitelya_matematiki.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная культура учителя математики
(выступление на августовской творческой лаборатории
учителей математики города Орск)
Лазарева М. С.,
учитель математики
МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»
Сегодня рынку труда необходимы специалисты, в полной мере владеющие различными видами профессиональной деятельности, умеющие работать с информацией, готовые к изменению характера и содержания профессиональной деятельности. Основное противоречие современного образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом выдвигает в число первоочередных задачу формирования информационной культуры. Современный специалист должен иметь теоретические знания и практические умения работы с различным источникам информации и быть мотивирован к самостоятельному поиску, обработке и восприятию информации. Иными словами, высшая школа должна готовить человека, способного быстро ориентироваться и самообучаться, владеющего информационной культурой.
Словосочетание «Информационная культура» включает два фундаментальные понятия: информация и культура. Ряд исследователей выделяют «культурологический» и «информационный» подходы к рассмотрению этого сложного понятия.
В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода (С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина и др.) обсуждаемое понятие подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Информационная культура учителя математики – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая собой динамическую систему, состоящую из технологического (информационная грамотность, информационная компетентность) и мировоззренческого (отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией) компонентов, позволяющих осуществлять результативную педагогическую деятельность в информационно-образовательной среде.
Уточним понятия, которые входят в данное определение:
- Информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.
Учитель должен:
- уверенно ориентироваться в справочно-поисковых системах библиотек;
- уметь пользоваться электронными каталогами и картотеками;
- знать алгоритм самостоятельной работы с информацией: уметь найти, извлечь и критически обработать информацию; правильно оформить результаты самостоятельной работы;
- иметь представление о мировых информационных ресурсах;
- иметь знания об информационных технологиях.
Здесь следует подчеркнуть, что информационная грамотность не ограничивается компьютерной грамотностью, но включает и умения пользоваться традиционными информационными источникам.
- Информационная компетентность учителя – синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта в работе с образовательными информационными ресурсами. Другими словами - это личностная характеристика учителя математики, основанная на приобретенных им знаниях, жизненном и учебном опыте, ценностях и наклонностях.
К важным составляющим информационной культуры учителя математики относятся:
- умение определять и формулировать цели;
- постановка задач;
- построение информационных моделей процессов и явлений;
- анализ информационных моделей с помощью автоматизированных информационных систем;
- интерпретация полученных результатов;
- предусмотрение возможных результатов своих решений;
- использование современной информационной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры учителя
Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...
Информационно-технологическая культура учителя
Формирование информационно-технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках технологии....
Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности
Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельностиновационной деятельности...
Формирование информационно-коммуникативной культуры учителя.
Тезисы выступления на педагогическом совете....
Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.
Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...
Информационная культура ученика и учителя.
Проблемный семинар....
Формирование информационно-коммуникационной культуры учителя
Применение современных мультимедиа технологий помогают учителю в формировании и развитии коммуникативной культуры школьников, обучении практическому овладению иностранным языком....