Информационная культура учителя математики
статья

Лазарева Марина Сергеевна

Информационная культура учителя математики – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая собой динамическую систему, состоящую из технологического (информационная грамотность, информационная компетентность) и мировоззренческого (отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией) компонентов, позволяющих осуществлять результативную педагогическую деятельность  в информационно-образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_kultura_uchitelya_matematiki.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная культура учителя математики

(выступление на августовской творческой лаборатории

учителей математики города Орск)

Лазарева М. С.,

учитель математики

МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»

Сегодня рынку труда необходимы специалисты, в полной мере владеющие различными видами профессиональной деятельности, умеющие работать с информацией, готовые к изменению характера и содержания профессиональной деятельности. Основное противоречие современного образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом выдвигает в число первоочередных задачу формирования информационной культуры.  Современный специалист должен иметь теоретические знания и практические умения работы с различным источникам информации и быть мотивирован к самостоятельному поиску, обработке и восприятию информации. Иными словами, высшая школа должна готовить человека, способного быстро ориентироваться и самообучаться, владеющего информационной культурой.

 Словосочетание «Информационная культура» включает два фундаментальные понятия: информация и культура. Ряд исследователей выделяют «культурологический» и «информационный» подходы к рассмотрению этого сложного понятия.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода (С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина и др.) обсуждаемое понятие подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Информационная культура учителя математики – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая собой динамическую систему, состоящую из технологического (информационная грамотность, информационная компетентность) и мировоззренческого (отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией) компонентов, позволяющих осуществлять результативную педагогическую деятельность  в информационно-образовательной среде.

 

Уточним понятия, которые входят в данное определение:

  1. Информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.

Учитель должен:

  • уверенно ориентироваться в справочно-поисковых системах библиотек;
  • уметь пользоваться электронными каталогами и картотеками;
  • знать алгоритм самостоятельной работы с информацией: уметь найти, извлечь и критически обработать информацию; правильно оформить результаты самостоятельной работы;
  • иметь представление о мировых информационных ресурсах;
  • иметь знания об информационных технологиях.

Здесь следует подчеркнуть, что информационная грамотность не ограничивается компьютерной грамотностью, но включает и умения пользоваться традиционными информационными источникам.

  1. Информационная компетентность учителя – синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта в работе с образовательными информационными ресурсами. Другими словами - это личностная характеристика учителя математики, основанная на приобретенных им знаниях, жизненном и учебном опыте, ценностях и наклонностях.

К важным составляющим информационной культуры учителя математики относятся:

  • умение определять и формулировать цели;
  • постановка задач;
  • построение информационных моделей процессов и явлений;
  • анализ информационных моделей с помощью автоматизированных информационных систем;
  • интерпретация полученных результатов;
  • предусмотрение возможных результатов своих решений;
  • использование современной информационной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры учителя

Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...

Информационно-технологическая культура учителя

Формирование информационно-технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках технологии....

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельностиновационной деятельности...

Формирование информационно-коммуникативной культуры учителя.

Тезисы выступления на педагогическом совете....

Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.

Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...

Формирование информационно-коммуникационной культуры учителя

Применение современных мультимедиа технологий помогают учителю в формировании и развитии коммуникативной культуры школьников, обучении практическому овладению иностранным языком....