Работа с открытым банком заданий для оценивания естественно-научной грамотности" Комплексное задание " Мошки" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zadanie_moshki_5_klass.pptx | 653.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Комплексное задание «Мошки» (4 задания). Когда Паша помогал маме полоть клубнику на даче, его сильно покусали мошки. К вечеру его руки и ноги покраснели и даже распухли. На следующий день всё прошло, но Паша не на шутку разозлился на этих мошек. Он даже сказал родителям: «Неужели нельзя придумать какое-нибудь средство, чтобы истребить всех мошек на Земле? Ведь от них один только вред и никакой пользы ». Мама согласилась с Пашей, а вот папа почему-то засомневался и сказал, что если уничтожить всех мошек и комаров, то могут исчезнуть и некоторые растения В этом задании рассматривается вопрос о значении мошек с целью решения проблемного вопроса о том к каким последствиям может привести полное уничтожение мошек в природе. Вводные материалы включают короткий текст , описывающий последствия укусов этих насекомых у человека. Вопросы к заданию сопровождаются фотографиями.
Вопрос 1/4. Почему уничтожение всех мошек может привести к исчезновению некоторых растений? Мошки. Задание 1. Характеристики задания: Содержательная область оценки : живые системы. Компетентностная область оценки : научное объяснение явлений. Контекст : глобальный. Уровень сложности : высокий . Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или и рисунка, и текста). • Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Система оценивания Код Содержание критерия 2 Говорится, что мошки (и/или комары) питаются нектаром и, перелетая от растения к растению, разносят пыльцу. Если этого не будет происходить, растения будут хуже размножаться. 1 Говорится только, что мошки помогают растениям размножаться без объяснения, каким образом это происходит. 0 Объяснение не дано или объяснение неверное.
Вопрос 2/4. Постройте пищевую цепь с участием личинок мошек, используя все изображения животных, приведённые ниже. Впишите названия животных в нужные окошки. В первое окошко уже вписаны органические остатки ила Мошки. Задание 2. Характеристики задания: Содержательная область оценки : живые системы. Компетентностная область оценки : интерпретация данных для получения выводов. Контекст : глобальный. Уровень сложности : низкий. Формат ответа: задание на установление последовательности. • Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Код Содержание критерия 1 В окошки списаны слева направо: органические остатки ила – личинка мошки – хищная личинка стрекозы – судак – орлан белохвост. 0 Другие варианты.
v Из этой же статьи: «Взрослые мошки (в основном самцы) питаются нектаром цветков растений и сами тоже являются участниками разных пищевых цепей». Животные, участники одной из возможных цепей, показаны ниже на рисунках. Вопрс 3/4. Постройте пищевую цепь с участием взрослых мошек, используя все изображения , приведённые ниже. Впишите названия животных в нужные окошки .
Вопрс 3/4. Постройте пищевую цепь с участием взрослых мошек, используя все изображения, приведённые ниже. Впишите названия животных в нужные окошки . Мошки. Задание 3. Характеристики задания: Содержательная область оценки живые системы. Компетентностная область оценки : интерпретация данных для получения выводов. Контекст : глобальный. Уровень сложности : средний. Формат ответа: задание на установление последовательности. • Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Система оценивания Код Содержание критерия 1 В окошки вписаны слева направо: цветок с нектаром – взрослая мошка – лягушка – уж – сокол-чеглок. 0 Другие варианты.
v Нападения этих кровососущих насекомых на человека и зверей бывают массовыми. Было подсчитано, что в течение 5 минут на человека могут напасть и облепить его тело до 6000 мошек. Вопрос 4/4.Как следует вести борьбу с мошками? А) Уничтожать всех мошек сверхсильными ядохимикатами нового поколения. В) Умеренно использовать ядохимикаты для защиты человека и домашних животных. С) Обрабатывать воду ядами для гибели водных личинок, чтобы не выводились взрослые мошки. D) Обрабатывать растения и почву ядами, чтобы гибли взрослые мошки и не давали потомства. Выберите один ответ.
Вопрос 4/4.Как следует вести борьбу с мошками? Мошки. Задание 4. Характеристики задания: Содержательная область оценки : живые системы. Компетентностная область оценки : научное объяснение явлений. Контекст : глобальный. Уровень сложности : низкий. Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа. • Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления. Система оценивания Код Содержание критерия 1 В окошки вписаны слева направо: цветок с нектаром – взрослая мошка – лягушка – уж – сокол-чеглок. 0 Другие варианты.
Комплексное задание «Мошки » Методические рекомендации . Ситуация , рассматриваемая в этом комплексном задании, знакома каждому человеку, когда-либо испытавшему неприятные ощущения от укусов комаров или другой мошкары. Возможно, при этом у многих людей, включая детей, возникали мысли, а зачем вообще нужны эти существа в природе. Таким образом, проблема, затрагиваемая в задании, – это роль, которую играет тот или иной организм в экосистеме. Комплексное задание включает 4 отдельных задания. Задание 1/4 относится к компетенции «научное объяснение явлений», и для его выполнения учащимся нужно распознать возможную взаимосвязь между разными живыми организмами в экосистеме – в данном случае между мошками и растениями. Применительно к 5 классу и учитывая тип задания (с развернутым ответом), его можно отнести к высокому уровню сложности. Задания 2/4 и 3/4 относятся к компетенции «интерпретация данных для получения выводов». В них требуется построить пищевые цепи, в одном случае с участием личинки мошки, в другом – с участием взрослой особи. Все элементы пищевых цепей даны в заданиях, остается лишь расположить их в правильном порядке. Эти задания также работают на формирование представлений о взаимосвязи и взаимозависимости различных организмов. Задание 4/4 (тип – выбор одного верного ответа) относится к компетенции «научное объяснение явлений», и в нем надо выбрать оптимальный способ борьбы с кровососущими мошками, так чтобы при этом нанести минимальный вред природе. В целом комплексное задание «Мошки» можно отнести к уровню сложности, пограничному между низким и средним. Исключение составляет лишь задание 1/4, в котором требуется установить скрытые взаимосвязи и своими словами сформулировать обобщение.
Место в курсе предмета Задание можно использовать на уроках биологии и естествознания (если этот предмет включен в учебный план) при изучении вопросов, связанных с взаимосвязями и разнообразием живых организмов. Целесообразно обсуждать результаты выполнения задания с учащимися, выслушивая их точки зрения и обоснование принятых ими решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс
Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...
Задания по формированию естественно-научной грамотности для учеников 6 класса
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследова...
Примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии
В работе представлены задания, которые помогут учителю на уроке, для формирования навыков естественно-научной грамотности...
Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии
Задания для формирования естественно-научной грамотности на уроках географии...
как разработать задания по формированию естественно-научной грамотности
Прежде чем разрабатывать задания нужно понимать, что такое естественно- научная грамотность и какие компетенции она включает.Итак давайте разберемся.Естественнонаучная грамотность – это способно...
Примеры заданий на формирование естественно-научной грамотности
Примеры заданий на формирование естественно-научной грамотности...
Рабочая программа по биологии 9 класс по ФГОС -3 с заданиями по формированию естественно-научной грамотности
К каждому уроку подобраны задания по формированю естественно-научной грамотности из PIsa...