доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»
статья на тему
В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов. (текущая редакция на 16.02.16г.)
А это и есть направления воспитательной деятельности в нашей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
«Роль педагога в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»
Слайд №2
«Целью школы всегда должно быть воспитание
гармоничной личности, а не специалиста»
Альберт Эйнштейн.
Слайд №3
В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов. (текущая редакция на 16.02.16г.)
А это и есть направления воспитательной деятельности в нашей Республике
Слайд №4
Приоритетный проект «Образование» РФ, реализуемый министерством, базируется на воспитании. Закон об «Образовании РФ» делает акцент на то, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.
В 2015 году проходило научное исследование «Социально – педагогические факторы успешности обучения и воспитания учащихся». В опросе приняли участие 540 педагогов из 6 регионов РФ. На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-воспитательном процессе?» только 34% педагогов назвали главным формирование духовно-нравственных ценностей. В ответах учителей на вопрос о том, какие личностные качества в учениках воспитать не удаётся или удаётся плохо, чаще всего звучали те качества, которые определяются нравственными ценностями детей: доброта, отзывчивость, искренность, сострадание, умение сопереживать и сочувствовать. Это такие качества личности, которые имеют глубинную природную основу и слабо компенсируются другими качествами.
Педагоги отметили, что испытывают значительные затруднения в воспитании у детей нравственных качеств. И в то же время большинство опрошенных проблему формирования нравственных ценностей поставили на последнее место по степени значимости в учебно-воспитательном процессе. Возникает противоречие! Поэтому перед учителями школы, классными руководителями, педагогами-организаторами воспитательного блока ставится задача, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми, патриотами, наконец.
Слайд №5
Актуальность проблемы формирования устойчивых нравственных качеств учащегося связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,
высоко нравственных людей.
Во-вторых, в современном мире подросток живёт и развивается,
окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на
него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка,
В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они
не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд №6
Цель работы: выявить условия эффективного формирования
нравственности школьников и какова роль педагога в этом процессе
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Подобрать методы и приёмы работы педагога по формированию устойчивых нравственных качеств учащегося.
2. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся.
3. Проанализировать воспитательную работу в школе по данному направлению
Слайд №7
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были
использованы такие методы исследования:
-теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным
источникам, анализ и синтез)
-эмпирические (обобщение опыта).
- Состояние исследуемого вопроса в литературных источниках.
Сущность и природа нравственности
Слайд №8
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы,
правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы
поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых
выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и
общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
Слайд №9
В древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось:
«Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ...
Слайд №10
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли,
совести человека».
Слайд №11
У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила
поведения, определяемые этими качествами».
Слайд №12
Святитель Феофан Затворник считает важным «просветить ум и образовать сердце питомца»
Слайд №13
Проанализировав этот вопрос через призму истории, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Слайд №14
Положение ценностей в начале XXI века:
Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп
ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, культура и образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология, политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества в этом аспекте.
Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно несоответствующих зарплатам подавляющего большинства граждан, ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост смертности, - наивысший рейтинг жизни, как естественного права человека не соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.
Слайд №15
Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с семьёй. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.
Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных, получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы. Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.
Проблема формирования устойчивых качеств нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе, как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности.
Слайд №16
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Слайд №17
Воспитание — это еще и процесс социальный, где нация (задает общую систему
координат в воспитании исторический, культурный фон, на котором
формируется человек);
государство (определяет правовые, социальные, экономические основы
жизнедеятельности);
-семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и
социального поведения);
-СМИ (создают информационный фон воспитания);
-школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);
Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического
процесса является первым и необходимым шагом в воспитательной
работе школы.
Слайд №18
По результатам опроса выпускников и учащихся 10 классов, общими ценностями выступают: справедливость, свобода, добро, честь, совесть, семья, преданность в дружбе, миролюбие и толерантность , патриотизм
Не значимыми сегодня оказываются гражданские ценности, такие как
интернационализм, политика, идеология
Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы).
Слайд №19
Для достижения генеральной цели – воспитать в каждом ученике устойчивые нравственную личность работа строилась по следующим направлениям.
блок. «Я и Отечество»
блок. «Я и Природа»
блок. «Я и Семья»
блок. «Я и Человек»
блок. «Я и Мир знаний»
Слайд №20
Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка, направив его на успех.
Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые ценностных качеств и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого педагог должен знать технологию организации (методы и формы).
Слайд №21
Рассмотрим основные формы работы, методы нравственного просвещения и убеждения школьников
Слайд№22
Технология КТД по Иванову И.П. самая востребованная в работе педагога Педагоги привлекаю ребят к участию в конкурсах, к художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, на выставки, посещение кино и театров. (1раз в год 100% учащихся школы посещают театр Аронецкой г.Тирасполь).
Слайд №23
Широкое применение в воспитательной работе нашли элементы «Шоу-технологии»
Слайд №24
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И. в которой выделяют такие группы методов:
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности)
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
Методы стимулирования поведения и деятельности. Они помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей
(Первый и второй метод используем в проведении форумов старшеклассников, третий в проведении линеек по поводу чествования победителей олимпиад, соревнований, конкурсов.)
Слайд №25, Слайд №26
Все мероприятия проводимые в школе направляют личность на различные социально значимые нормы и ценности. (Приобщение учащихся к традициям Республики, приобщение учащихся к традициям школы)
Cлайд №27
Тезисы: Таким образом, воспитательный потенциал имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру учащихся.
В данных взаимоотношениях особое место отводится группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание
Слайд№28 Социальные и общие личностные (гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая
направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т. д.)
- Эмоциональная отзывчивость
- Волевые качества
- Особенности темперамента
- Состояние здоровья
- Творческое мышление
- Диалоговое общение
- «Преобразовательные» способности
- Педагогическая рефлексия
- Положительные этические качества (добродетели)
Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь кдетям), а все вместе – «харизма»
Слайд №29
В целях активизации работы по формированию у учащихся школы здорового образа жизни: особое внимание уделяем проведению информационно-просветительских, пропагандистских и культурно-спортивных мероприятий, акций этики малых дел («Жизнь дана на добрые дела» и «Я вам дарю руки своей тепло»),
Слайд №30 Оформление тематических выставок.
Общеизвестно, что вопросы гражданско-патриотической и идейно-нравственной работы должны находиться в центре внимания и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии.
Cлайд№31
Система патриотического воспитания является важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе. Идеологическое сопровождение своей работы осуществляем по следующим ключевым направлениям:
1. Организуем на всех уровнях мероприятия, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны,
2. Используем государственную символику на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формированию у молодежи эмоционально-положительного отношения к ней, осуществляем постоянную работу по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина ПМР, выработки у учащихся активной гражданской и жизненной позиции.
3. Создаем условия для активизации учащихся в общественно значимой деятельности через оказание шефской помощи ветеранам войны и труда. (штаб «ЮПП»)
Работа, проводимая в школе, по формированию устойчивых нравственных качеств личности учащихся всем коллективом (администрацией, классными руководителями, психологом, социальными педагогами, педагогом организатором за прошлый учебный год , позволила создать следующую диагностическую картину:
Слайды №32-36 «Мониторинг уровня воспитанности учащихся МОУ «Днестровская СШ№1»»
Слайд №37 Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его
так, чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко
Заключение.
Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленны изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы возникающие в вопросах формирования устойчивых нравственных качеств учащихся актуальны в наше время и будут актуальны еще долго
Важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе
государственной идеологии, культурных традиций нашей страны, на основе
ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль классного руководителя".
Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....
Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».
Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...
Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...
Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....
Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»
В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива....
доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"
В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....