ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ходоровская Людмила Витальевна

Статья освещает важность дифференцированного подхода в психодиагностике детей с интеллектуальными нарушениями. Рассматривается специфика интеллектуальных расстройств, влияющих на когнитивное развитие, а также необходимость адаптации диагностических методик в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. В рамках исследования поднимается вопрос о выборе подходящих инструментов для оценки, а также предоставляются рекомендации по их применению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ходоровская Людмила Витальевна, педагог-психолог

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Демидовская школа-интернат". Демидовская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия         г.Демидов, Смоленской области

Аннотация. Статья освещает важность дифференцированного подхода в психодиагностике детей с интеллектуальными нарушениями. Рассматривается специфика интеллектуальных расстройств, влияющих на когнитивное развитие, а также необходимость адаптации диагностических методик в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. В рамках исследования поднимается вопрос о выборе подходящих инструментов для оценки, а также предоставляются рекомендации по их применению.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, психодиагностика, дифференцированный подход, адаптация методик, коррекционные программы.

Психодиагностика детей с интеллектуальными нарушениями — это сложная и многогранная задача, требующая глубокого понимания как особенностей развития детей, так и специфики используемых диагностических методов. При наличии различных форм интеллектуальных расстройств (умственная отсталость, специфические выраженные нарушения той или иной функции) стандартные диагностические инструменты могут не отражать истинные возможности ребенка. Важно осознавать, что дифференцированный подход в психодиагностике позволяет учитывать разнообразие особенностей каждого обучающегося и разрабатывать индивидуализированные образовательные стратегии.

Психологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями

Определение и классификация

Интеллектуальные нарушения выражаются в уменьшении общего уровня интеллекта и в ограничениях в адаптивном поведении. В зависимости от степени нарушения выделяют легкие, умеренные, тяжелые и глубокие формы умственной отсталости. Каждая из этих категорий требует своего подхода к оценке и формированию коррекционной программы.

Психологические характеристики

Дети с интеллектуальными нарушениями часто испытывают сложности в учебном процессе, в социальной адаптации и в личностном развитии. Характерными признаками могут быть замедленное развитие речевых навыков, проблемы с мелкой моторикой, слабые аналитические способности. Эти особенности должны быть учтены при выборе методов диагностики.

Дифференцированный подход в психодиагностике

Адаптация диагностических инструментов

При диагностике детей с интеллектуальными нарушениями важно адаптировать тесты и методики исходя из их уровня развития. Например, для тестирования может быть использован упрощенный или визуализированный формат, что позволит учесть особенности восприятия и обработки информации, характерные для данной группы детей.

Многоуровневый подход

Дифференцированный подход предполагает использование многоуровневой системы оценки, например:

Клинические интервью: Обсуждение с родителями и педагогами позволит собрать информацию о развитии ребенка, его поведенческих особенностях и проблемах.

Наблюдение: Психолог может проводить наблюдения в естественной среде — в классе, во время игр.

Стандартизированные тесты: Использование адаптированных и валидизированных тестов может дать полное представление об уровне интеллекта и когнитивных функций.

Рекомендации по проведению психодиагностики

Индивидуальный подход

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и подход к его оценке должен быть личным. Психолог должен учитывать не только результаты тестов, но и особенности личности ребенка, его интересы и потенциал.

Работа в команде

Сотрудничество с педагогами, медицинскими работниками и родителями крайне важно. Командный подход позволит создавать более эффективные коррекционные программы и поддержку ребенка как на уровне школы, так и дома.

Постоянное развитие методов

Методики психодиагностики и коррекции должны регулярно обновляться и адаптироваться с учетом новейших исследований в области педагогической и клинической психологии. Создание новых программ и методов работы с детьми с интеллектуальными нарушениями поможет улучшить результаты и повысить эффективность процесса обучения.

Дифференцированный подход в психодиагностике детей с интеллектуальными нарушениями является ключевым элементом успешного образовательного процесса. Он позволяет более точно оценивать уровень развития ребенка и строить эффективные программы коррекции. Важно помнить о том, что каждый ребенок — это уникальная личность, обладающая своими сильными и слабыми сторонами, и задача педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал.

Список литературы

  1. Буланова, Н. О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс / Н. О. Буланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 487-490. — URL: h
  2. Парицкая, И. В. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте / И. В. Парицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1000-1003. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24090/
  3. Смирнова, Ю. Е. Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений / Ю. Е. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 135-147. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77275/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Деятельностный и дифференцированный подходы в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Образование  должно  воспитывать  в  человеке  чувство  чести  и  собственного  достоинства,  социальную  справедливость,  гуманизм,  в...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...

Дифференцированный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования....