Оценка качества знаний учащихся на современном уроке
материал

Елисеева Елена Юлисовна

Различные формы оценки качества знаний учащихся на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Оценка  знаний учащихся на современном уроке» 

Выступление на педагогическом совете  

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня разговор наш пойдет на очень нам всем знакомую и чрезвычайно важную тему «Оценка знаний учащихся на современном уроке»

Федеральный государственный образовательный стандарт, который мы используем в нашей педагогической деятельности, содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов наших учеников.

Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на  достижение результатов:

  • в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
  • в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
  • в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
  • Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ теперь дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых  учениками действий  и качеств по заданным  параметрам самооценка ученика по принятым формам;
  • результаты разнообразных учебных, вне учебных и внешкольных работ, достижений учеников;
  • результаты учебных проектов.

Причем эти формы контроля должны быть направлены только на поддержание успешности и мотивации ученика, на обеспечение его психологической безопасности. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала. 1 Устные задания со свободным ответом Чаще всего мы используем письменные формы контроля (тест, проверочные и тд), но ведь история, обществознание не перестали быть предметами на которых ребенок должен учиться говорить, высказывать свое мнение, аргументы в защиту какой-либо точки зрения. Вот именно с этой точки зрения, в младших и средних классах использую такой вид контроля, ребенку дается небольшой текст (из учебника или отрывок документа), содержащий  фактические ошибки. Прочитав данный отрывок, учащийся  устно указывает на ошибки, приводя доказательства из изученной темы. В таком случае уже можно сделать вывод как он владеет информацией (только по тексту прочитанного в учебнике или может привести какие-то аргументы из дополнительных источников). Как правило матевированные учащиеся стараются прочитать дополнительную литературу. Оценивание происходит насколько точнее были исправлены ошибки и каким объемом информации владеет учащийся. Задавались ли наводящие вопросы.

На сегодняшний день система  оценки   в школах  5- балльная (а точнее 3-х («3», «4», «5»). Оценка «2» – это скорее отсутствия работы, и можно предложить ученику сделать её ещё раз. Весь вопрос в том, а если в этом смысл… Самые распространенные формы контроля знаний учащихся 2 .Выполнение тестовых заданий. 1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:т(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов, «4»: 14 + 3 (70 - 75 %), «3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.  

Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов, «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части, «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более, «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более. Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

3 .Терминологический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе). Диктовать по 1 термину за 1 минуту – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Например, заполнить таблицу по теме «Отличия человека от животного» (обществознание тема «Человек и общество). Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все  задание, «4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки), «3» – правильно выполнил только половину   заданий, «2» – в  задании много ошибок, не выполнил задание.

5.Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК). Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать»  тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК. Критерии оценивания ОСК по составлению:  

  • Полнота  использования учебного материала.
  • Объём
  • Логика изложения
  •    Наглядность
  •  Грамотность
  •      Отсутствие  сложных  предложений, только опорные  слова, словосочетания, символы.
  •      Самостоятельность при составлении.

6 Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ. Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ. Но новые стандарты школьного образования и опыт  введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. Система оценивания  по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах. Устранить субъективный элемент в условиях внедрения ФГОС чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств: условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения, не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по  действиям обучающихся, недостаточная разработанность критериев оценивания. Отметочная система, измеряющая только единичный конкретный результат, необъективна. Давайте рассмотрим дополнительные формы контроля более подробно.

  1. Наблюдение учащихся может проводиться по следующим параметрам:отношение к деятельности на уроке ,интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации ( на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д. Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. При проверке письменных работ можно не исправлять ошибки, а использовать коррекционные коды, чтобы дать возможность учащимся самим исправить ошибки. Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания. В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Одним из способов фиксации таких достижений является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.

Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности.

Методы и формы оценивания разнообразны: проекты; рейтингование;  творческие и практические работы,  объявления, рекламы, интервью; тестирование; метод самоконтроля или взаимоконтроля; портфолио

 Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости. Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко  определил цели и критерии оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...

Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.

Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....

Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся

Методические  рекомендации  по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....

ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Проверочные контрольные срезы знаний учитель проводит по окончанию определенного...

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...

Статья НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном...

Проект. Модели оценки качества знаний учащихся основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 5-7 класс.

Модели оценки качества знаний учащихся составлены в соответствии с проектом концепции оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования к критер...