Проект. Модели оценки качества знаний учащихся основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 5-7 класс.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Модели оценки качества знаний учащихся составлены в соответствии с проектом концепции оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования к критериям эффективной системы оценки качества образования.

Модель оценки качества знаний мониторинга включает:

  • оценка устных ответов учащихся;
  • оценка диктантов;
  • оценка сочинений и изложений;
  • оценка обучающих работ;
  • оценка тестов;
  • критерии оценивания проектов;
  • оценка личностных результатов учащихся;
  • оценка  метапредметных  результатов учащихся 5-7  классов;
  • критерии выставления оценки по русскому языку в (ФГОС, УМК под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской). Оценка предметных результатов учащихся по русскому языку.

Загороднева Ирина Петровна, составитель, учитель русского языка и литературы (участник опытно-исследовательской, методической  работы по введению ФГОС в основное общее образование в рамках республиканской пилотной площадки). 2018 год.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_modeli_otsenki_kachestva_znaniy_uchashchihsya.docx56.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.

муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение

ИНН 1106011519           КПП 110601001             БИК 048702001             ОГРН 1021100897322

169712 Российская Федерация, Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная 10, 🕾 (82144) 46-8-93, 24-3-78, 42-6-16;  е-mail: usinsk-shkola4@rambler.ru

BD21319_   

                                                         Проект.

Модели оценки качества знаний учащихся основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

5-7 класс

Составитель:

Загороднева Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы

(участник опытно-исследовательской, методической

 работы по введению ФГОС в основное

общее образование в рамках

республиканской пилотной площадки).

г. Усинск

2018

                                                                           

                                                                     Введение.

Модели оценки качества знаний учащихся составлены в соответствии с проектом концепции оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования к критериям эффективной системы оценки качества образования.

Модель оценки качества знаний мониторинга включает:

  • оценка устных ответов учащихся;
  • оценка диктантов;
  • оценка сочинений и изложений;
  • оценка обучающих работ;
  • оценка тестов;
  • критерии оценивания проектов;
  • оценка личностных результатов учащихся;
  • оценка  метапредметных  результатов учащихся 5-7  классов;
  • критерии выставления оценки по русскому языку в (ФГОС, УМК под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской). Оценка предметных результатов учащихся по русскому языку.

1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:  1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного;  3) языковое оформление ответа.               

Отметка "5" ставится, если ученик:  

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;  

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;  

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.           

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.           

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:  

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;  

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.   

        Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.           

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

2. Оценка диктантов

         Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается:

для 5 класса – 90-100 слов,

для 6 класса –  100-110 слов,

для 7 класса – 110-120, для 8 –  120-150,

для 9 класса – 150-170 слов.  (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).    

 

Контрольный   словарный   диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса – 15-20,

для 6 класса  –  20-25,

для 7 класса – 25-30,

для 8 класса – 30-35,

для 9 класса  – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые  диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных   диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:

в 5 классе  – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм,

в 6 классе  – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм,

в 7 классе  –  20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

в 8 классе  – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,

в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть:

в 5 классе – не более 5 слов,

в 6-7 классах  – не более 7 слов,

в 8-9 классах  – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе  –  до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.    Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

       К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
  •  ошибка на правило, не изучаемое в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  •  ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
  •  ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.    Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:         в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях
  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  •  в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
  •  в написании ы и и после приставок;
  •  в случаях трудного различения не и ни;
  •  в собственных именах нерусского происхождения.

 К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  •  при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

 3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

 

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи". Примерный объем текста для подробного изложения:

в 5 классе  – 100-150 слов,

в 6 классе  –  150-200,

в 7 классе – 200-250,

в 8 классе – 250-350,

в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы; • правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).     

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

 

 Оценка

Основные критерии оценки

 Содержание и речь

Грамотность

 1

 2

 3

  "5"

 1. Содержание работы полностью соответствует теме.  

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3.Содержание работы излагается последовательно.  

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.  

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

 Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

   "4"

 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.  

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.  

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

 6.Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

 Допускаются:

• 2 орфографические +  2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;

• 1 орфографическая +  3 пунктуационные +  3 грамматические ошибки;  

• 0 орфографических +  4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.  

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

  "3"

 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.  6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:  

• орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);

• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

 • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

 • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;

• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 

   "2"

 1. Работа не соответствует заявленной теме.  

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.  

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.  

5. Нарушено стилевое единство текста.

 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

 Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

  "1"

  Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

 Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок

 

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

         При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл. Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.     Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить     из нормативов, увеличенных для: отметки:

«4»на 1 ,

а для отметки «3» на две единицы.

Например, при оценке грамотности

«4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6.

При выставлении  оценки  «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

 

  1. Фактические ошибки

В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

 

  1. Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

 

  1. Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.  К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например:

мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;

реки с налипшими на них городами;

устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • Неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например:

рука болталась, как плетень;

учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • Нарушение лексической сочетаемости, например:

Чичиков постепенно покидает город;

пули не свистели над ушами;

  • Употребление лишних слов, например:

опустив голову вниз;

он впервые познакомился с Таней случайно;

  • Пропуск, недостаток нужного слова, например:

Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • Стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например:

характерная черта характера;

приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  • стилистически неоправданное повторение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например:

Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

 

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

         

Разновидности грамматических ошибок 

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  • Синтаксические: 

а)    Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)    ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; - нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

 - ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

 - местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения: - смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. Например, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо (-юю)  по правилу написано другое.

 

4. Оценка обучающих работ

 

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если  возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и  «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием  или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ  соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

         При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания

Критерии оценивания проектов

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план ее достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

(максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Бо̒льшая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 5. Соответствие требования оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий 6. Качество проведения презентация

(максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий 7. Качество проектного продукта

(максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

Максимальное количество баллов

21

Оценка личностных результатов учащихся

п/п

ФИ учащегося

Проявляет

чувство

сопричастности

с жизнью своего

народа,  Родины

Ценит семейные

отношения,

традиции своего

народа,  уважает

 и изучает историю

России

Определяет

личностный смысл учения,

выбирает

дальнейший

образовательный маршрут

Регулирует

своё поведение

в соответствии

с моральными

нормами и

этическими

требованиями

.

Ответственно

относится к

своему

здоровью,

к окружающей

среде,

стремится к

сохранению

живой природы

Проявляет

эстетическое

чувство на

основе знакомства с

художественной

культурой

.

Ориентируется

в понимании

причин успешности/

неуспешности в учебе

1

2

3

4

                 Оценка  метапредметных  результатов учащихся 5-7  классов

ФИ уч-ся ______________________________________________________________________________

УУД

Начало года

Конец года

Регулятивные

УУД:

1.Самостоятельно формулирует задание

2. Выбирает для выполнения определённой задачи различные

средства

3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов

4. Оценивает результаты собственной деятельности

5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в

работе над ошибками

6. Ставит цель собственной познавательной деятельности и

удерживает её

7. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой

на учебники и рабочие тетради

8. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными

нормами и этическими требованиями

9. Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями

Познавательные УДД

1.Ориентируется в учебниках.

2.Самостоятельно предполагает,  какая дополнительная

информация будет нужна для изучения незнакомого материала

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из

различных источников

4. Составляет сложный план текста

5. Устанавливает причинно- следственные связи,  строит логичные рассуждения,  анализирует,  сравнивает,  группирует

различные объекты, явления

6.

Самостоятельно делает выводы,  перерабатывает информацию,

Представляет информацию в виде схем, моделей,  таблиц,

сообщений

7.Умеет передавать содержание в сжатом,  выборочном,

развёрнутом виде,  в виде презентаций

Коммуникативные УДД:

1.Владеет диалоговой  формой речи

2.Читает вслух и про себя тексты учебников,  других книг,

Понимает прочитанное

3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с

учётом своих учебных и жизненных ситуаций

4. Отстаивает свою точку зрения,  имеет собственное мнение

И позицию

5. Критично относится к своему мнению,  учитывает разные мнения и стремится к координации  различных позиций в паре

6.Участвует в работе группы,  выполняет свою часть обязанностей,  учитывая общий план действий и  конечную

цель

7. Осуществляет самоконтроль,  взаимоконтроль и

взаимопомощь

8.Адекватно использует речевые средства для решения

коммуникативных задач

             Критерии выставления оценки по русскому языку в (ФГОС, УМК под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской).

Оценка предметных результатов учащихся по русскому языку

п/п

ФИ уч-ся

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

устный

опрос

письменная

контр.работа

диктант

тесты

изложение

сочинение,

творч.работа

контрольная

работа

диктант

изложение

тесты

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В    Положении о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС  размещен материал  о её принц...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

   Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Чехломеевская   ОШ» разработана на основе ст.12-16 Федерального закона «Об образовании в Российской ...

Основная образовательная программа основного общего образования (в соответствии с ФГОС)

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2 (далее - ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основно...

Система оценки планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС

Система оценки планируемых результатов образования (из опыта работы)...

« Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »

Выступление « Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »...