СООБЩЕНИЕ Тема: «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья »
учебно-методический материал на тему

Методические материалы для работы с детьми с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства

с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья »

Подготовила воспитатель: Гладык Т.Р.                                                                                            

Заслушано на заседании МО

Дата  27апреля 2016г.

г. Санкт-Петербург

2016

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации.

Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. Одним из важнейших аспектов социализации личности является социализация в процессе трудового обучения, именно  успешность трудового обучения определяет достойный уровень решения проблемы социализации.

Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует трудовую деятельность человека.

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.

При организации труда ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида необходимо учитывать ряд факторов. Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни.

При организации труда руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера. Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

           А также задачи:

       - развитие трудовых навыков;

       - включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);

       - воспитание положительного отношения к труду.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их  интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

      Формами трудового воспитания являются:

       - индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

      - коллективная (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

      - групповая (утренники, праздники на тему труда)

Особое внимание в данной работе будет уделено релаксационному подходу.

Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания связано множество проблем. И одной из таких проблем является низкая мотивация детей к труду. Причина возможно в системе, выстроенной по принципу необходимости обезопасить ребенка-инвалида от возможных трудностей.

Успех социализации ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида с помощи модели трудового воспитания, во многом зависит от профессионализма педагогов, психологов и вовлеченности родителей в  учебно-воспитательный процесс, и их взаимодействия.

             Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми имеющие ограниченные образовательные  потребности. Основная задача  – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

 

 Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии, в том числе, и со сложной структурой дефекта, должен осуществляться с учётом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении КГН, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. Данный результат создаёт мотивационную основу для коррекции имеющихся отклонений у ребёнка и обеспечивает последующую его социализацию.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий  располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения.

Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек. Это должно  происходить не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы. Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же предметные игрушки могут использоваться в различных играх. Они формируют навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки в сюжетно-дидактических играх, используя при этом игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, стиральную машину, кроватки для кукол, посуду на кухне, парикмахерскую.

Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, применяя последовательные действия с инструментами и приспособлениями, дети со сложной структурой дефекта имеют возможность к более лёгкому овладению «полезными» приборами и приспособлениями в реальной бытовой практике. Все режимные моменты планируются на основе постепенного включение детей в процесс формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

На первом этапе обучения формирование данных навыков осуществляется с подгруппами детей (2-3 ребёнка) и индивидуально. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи (педагогические ситуации), различные игры и игровые упражнения:

·     поддерживать и поощрять стремление ребёнка к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;

·      формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;

·      учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т.п.);

·     узнавать и называть, используя вербальные и невербальные средства, предметы бытового назначения (одежда, посуда, гигиенические средства и т.п.), которыми дети постоянно пользуются или могут наблюдать;

·      формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;

·      учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;

·     выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;

·      закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.;

·     воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки); вызывать положительное отношение к чистому, опрятному ребёнку;

·     развивать общую и мелкую моторику, координацию движения обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;

·      формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, раздевание и одевание, сервировку кукольной посуды, уборку постели и застилку коляски и т.п.;

·     учить переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками: укладывание куклы (мишку, зайчика и т.п.), усаживание куклы за стол и её кормление, мытьё рук куклы без мыла и с мылом, вытирание рук куклы развёрнутым полотенцем, мытьё куклы-голыша губкой без мыла и с мылом, вытирание развёрнутым полотенцем и т.п.;

·     воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т.п.)

 На начальных этапах коррекционно-развивающей работы, пока ребёнок ещё не имеет определённого опыта, например, в одевании верхней одежды на прогулку, действуем совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность, по принципу «рука в руке». По мере, того, как ребёнок овладевает отдельными действиями, появляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую со взрослым.

Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

 При работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети - сироты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

Литература:

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.:

Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические

основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных

презентаций для повышения эффективности занятий.

5. Сборник материалов научно-практической конференции: Использование приемлемых технологий в процессе воспитания детей с овз.

Санкт- Петербург, 2011.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3 – М.: Наука, 1983, , с. 451.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1984.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1974.

Головина Т.Н. О графических навыках у детей-олигофренов/Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1972.

Грошенков И.А. О путях усиления коррекционного воздействия занятий по рисованию на развитие учащихся вспомогательной школы/Эстетическое воспитание во вспомогательной школе//Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В, Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М: Изд. Центр Академия, 1999.

Дети с отклонениями развития (отграничение олигофрении от сходных состояний)./Под ред. М.С. Певзнер. – М.:. Просвещение, 1966.

Дефектология: Словарь-справочник./Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1988.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Владос, 1994.

Коррекционная педагогика./Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Владос, 2000.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1990.

Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. – М.: Академия, 1999.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.

Маллер А.Р. Дети с ограниченными возможностями. – М.: Владос, 1996.

МаллерА.Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков // Изучение личности аномаль_ного ребенка: Тез. докладов конференции. М.: Педагогика, 1977. С. 72—73.

Отбор детей во вспомогательную школу. – М.: Просвещение, 1980.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997//Вестник образования. – 1992. - № 11.

Практикум по психологии умственно отсталого ребенка/А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушаков; сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985.

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1983.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....

Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...

Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"

Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...