Мастер-класс Практико-ориентированные задания на уроках химии
презентация к уроку (8, 9, 10 класс)
Представлени материал для использования в работе учителя химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_homyakova_10.10.23.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим .» Блез Паскаль
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира ? ????????????????
теоретические, экспериментально-теоритические , расчётные. Практико-ориентированные задания можно разделить на три группы:
1.Почему нарезанное на дольки яблоко быстро темнеет? Как избежать этого? 2. Какие продукты следует включать в рацион больного, если вследствие болезни произошло резкое снижение гемоглобина в крови? 3. Пользуясь спиртовым раствором йода, вы посадили пятно на одежду. Как избавиться от него химическим способом? Можете ли вы предложить конкретные вещества для обесцвечивания пятна? Каких из них возможно в домашних условиях ? 4. Можно ли квасить капусту в алюминиевой посуде, почему? 5. Тимирязевской академии в прошлом веке произошёл курьёзный случай. Два года здесь тщетно пытались вырастить зимой огурцы. Не помогали никакие научно обоснованные приёмы. Тогда пригласили одного клинского огородника и предложили ему выращивать в теплицах огурцы «в свою пользу», но при условии, что он разрешит перенять его приёмы. Клинский гость решил проблему с помощью навоза, но в почву его не вносил. С первого же посева в теплице получили отменный урожай огурцов. Каким именно процессом научились управлять клинские огородники и в чём заключается их секрет? Теоретические
Экспериментально-теоретические
8 класс В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание: Рассчитайте необходимое количество компонентов для приготовления 80 г такого раствора.
8 класс При нагревании иод сублимирует (возгоняется), превращаясь в пары фиолетового цвета, а при охлаждении при атмосферном давлении пары иода кристаллизуются, т.е. переходят в твёрдое состояние, минуя жидкое. Задание: К каким явлениям (физическим, химическим, биологическим) относится данный процесс? Обоснуйте свой ответ
8 класс Английский учёный Джозеф Пристли, известный открытием О2 жил по соседству с пивоваренным заводом. Однажды он заметил, что на поверхности, используемой в производстве жидкой смеси, в большом количестве образуются пузырьки газа. Поразмыслив, Пристли пришёл к выводу, что водный раствор того газа должен иметь приятный вкус. И приготовил себе стакан, пенящийся воды, став тем самым изобретателем газированный воды. Своё открытие он представил на заседание королевского общества в Лондоне, оно произвело огромное впечатление на членов коллегии, а Пристли получил золотую медаль.
8 класс Иод – неметалл, однако имеет металлический блеск. С учётом расположения иода в Периодической системе химических элементов (5-й период, VIIА группа). Задание: объясните твёрдое агрегатное состояние иода и наличие у него металлического блеска.
9 класс В истории химии известно довольно много «случайных» открытий. Одно из них совершил Роберт Бойль. Однажды в лабораторию, где он проводил опыты, садовник принёс фиалки, на которые попали пары кислоты, и их тёмно-фиолетовые лепестки стали красными. Заинтересовавшись этим явлением, он приготовил растворы различных веществ и в каждый опустил по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. В результате проведённых опытов учёный определил закономерность: в растворах кислот лепестки становились красными, а в растворах щелочей – синими. Что проверял Бойль в опытах с фиалками?
Расчетные практико-ориентирванные задания
9 класс Рыба и водные беспозвоночные накапливают ртуть, часто в виде метилртути – высокотоксичного органического соединения ртути. Поэтому употребление некоторых видов рыб может быть опасно для здоровья человека. Содержание метилртути в промысловой рыбе (мг/кг рыбы) приведено на рисунке. Задание: Какое количество мяса королевской скумбрии, съеденной школьником Виктором (вес тела – 50 кг) в течение дня, может вызвать симптомы отравления, если средняя токсичная доза метилртути составляет 0,03 мг в сутки на килограмм тела человека? Ответ дайте в килограммах с точностью до целых.
9 класс У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции, где вы постоянно заправляетесь, добавляют в бензин воду. В лаборатории есть гашёная и негашёная известь. Можно ли с помощью этих веществ проверить свои подозрения? Потребуются ли ещё какие-то реактивы?
10 класс Клюква и брусника могут очень долго храниться в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23% (M = 122 г/моль).
10 класс Промежуточным продуктом обмена у теплокровных животных является молочная кислота. Запах этой кислоты кровососущие насекомые улавливают на значительном расстоянии. Задания 1. Почему насекомые (в частности комары) быстро находят свою жертву? 2.Установите формулу молочной кислоты, которая помогает насекомым находить теплокровных животных, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 40,00%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%. В молекуле этой кислоты три атома углерода. 3. Составьте структурную формулу молочной кислоты. Назовите кислоту по номенклатуре ИЮПАК. 4. На основании строения молочной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах. 5.Найдите в интернете или других источниках информации, как можно использовать молочную кислоту
10 класс Опасное блюдо – «рыба фугу» – готовится из рыбы-иглобрюха (японское название – фугу). Многие части его тела крайне ядовиты – сердце, печень, кости и икра. Тем не менее, мясо рыбы съедобно, если его тщательно промыть и отделить от токсичных частей. Японцам нравится играть со смертью и поедать это опасное блюдо в качестве деликатеса. Вещество тетродотоксин , содержащееся в фугу, – смертельно опасный нервно-паралитический яд. В микроскопических дозах вызывает у человека ощущение внутреннего комфорта, легкую эйфорию, тепло во всем теле. Повар, готовящий фугу, должен учиться, по меньшей мере, три года, но осечки все же случаются. Установите молекулярную формулу тетродотоксина , если массовые доли элементов в нем составляют: С – 41,38 %; Н – 5,33 %; О – 40,12 %; N – 13,17 %; Mr = 319.
11 класс Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей. Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле (содержание марганца в 100 г свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в виде ионов Mn2+ . В теле человека содержится 2,2*1020 атомов марганца. Среднесуточная потребность человека в марганце составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего3-5%. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/сутки, уровень, приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/сутки соответственно. В медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия (w 0,5%, плотность 1г/мл). Напишите электронную формулу атома марганца и иона марганца. 2.Подсчитайте количество вещества марганца, содержащегося в организме человека. 3.Вычислите массу свеклы, которую необходимо съедать каждый день для того, чтобы восполнить суточную потребность (9мг) марганца в организме. 4. Подсчитайте массу марганца, который усваивается организмом человека. 5.Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, в наличии оказалось 10 г препарата. Определите объем раствора, который вы сможете приготовить из такой порции перманганата калия. 6.Найдите в интернете или других источниках информации, какую роль играет марганец в организме человека.
11 класс По официальной версии Наполеон умер от рака желудка. Спустя 140 лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время подмешивали в пищу вещество состава Х 2 О 3 в малых дозах. Задания 1.Установи элемент Х, если известно, что его массовая доля в оксиде составляет 75,7%. 2.Дайте характеристику элемента Х на основании его положения В ПСХЭ Д. И. Менделеева и строении атома. 3.К металлам или неметаллам относится простое вещество, образованное элементом Х? 4.Установите химический характер оксида Х2О3 . 5.Найдите в интернете или других источниках информации, как можно использовать простое вещество, образованное элементом Х?
Из истории… Лев Ефимович Сомин Увлекательная химия ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ *** 1978 ***
Из истории… Опыт II — 7. Превращение «молока в воду». К белому осадку, полученному сливанием растворов хлорида кальция и карбоната натрия, добавляют избыток соляной кислоты. Жидкость вскипает и становится бесцветной и прозрачной. Вопросы : 1. Из каких реактивов можно получить бесцветную непрозрачную жидкость? 2. Почему белая непрозрачная жидкость превратилась в бесцветную прозрачную?
Из истории… Диатропов П. Начальный курс гигиены для средних учебных заведений *** 1915 ***
Из истории… Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова " Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г). 1. Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить? 2. Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию? Докажите свои предположения экспериментальным путем.
Из истории… Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.
В результате системного решения таких задач школьники должны научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему! Альберт Эйнтштейн
Рекомендуемые источники информации: Аршанский Е.Я . Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М.: Вентана-Граф , 2002.- 176 с . Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии//Химия в школе.-2006, №5.- С.27-32 . Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47 . https://fipi.ru / - Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ
СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙПО ХИМИИдля учителей и обучающихся общеобразовательных школ Составители: Курочка Юлия Васильевна, Подукова Галина Павловна...
Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...
Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии»
Представленный мастер-класс раскрывает педагогический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии....
Мастер - класс"Применение практико-ориентированных технологий на уроке обществознания"
Разработки 3 приемов для использование на уроках обществознания в среднем и старшем звене. Разделы "Социология", "Право", "Экономика"...
Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке технологии по теме «Основы технологии оклейки помещения обоями»
Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке технологии по теме «Основы технологии оклейки помещения обоями»...
Организация практико-ориентированной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ
Урок обобщения и систематизации знаний...
Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».
Цель мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий для развития предметной грамотности учащихся....