СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ
учебно-методический материал по химии по теме
СБОРНИК
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ХИМИИ
для учителей и обучающихся общеобразовательных школ
Составители: Курочка Юлия Васильевна,
Подукова Галина Павловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_sbornik_praktiko-orientirovannyh_zadach_i_uprazhneniy_po_himii_.docx | 84.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования акимата Костанайской области
«Городской отдел образования» акимата города Рудного
ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»
КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева» акимата города Рудного
СБОРНИК
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ХИМИИ
для учителей и обучающихся общеобразовательных школ
Составители: Курочка Юлия Васильевна,
Подукова Галина Павловна
Рудный 2014
УДК 371.26
ББК 74.202.5
П 69
Составители:
Курочка Юлия Васильевна, учитель химии высшей категории ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»;
Подукова Галина Павловна, учитель химии высшей категории КГУ «Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева» акимата города Рудного.
Рецензенты:
Барулина Ирина Викторовна, кандидат химических наук, член-кор. МАНЭБ, заведующая кафедрой БЖ и ПЭ Рудненского индустриального института.
Уланова Елизавета Анатольевна, учитель химии высшей категории, Почетный работник образования РК ГУ «Гимназия №2 города Рудного».
В данном сборнике содержатся практико-ориентированные задачи и упражнения по химии. Представленные задачи обеспечивают более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и способствуют отработке умений школьников самостоятельно применять приобретенные на уроках знания.
Материал сборника поможет учителям организовать взаимосвязь теории с практикой при отработке умений решать задачи основных типов по курсу химии и научить школьников применять полученные знания для решения бытовых, производственных, экологических проблем.
Сборник адресован учителям химии и обучающимся 8-11 классов общеобразовательных школ.
ISBN 978-601-7545-09-3 АО «НЦПК» «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………4-5
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИИ.................................................6-12
Вычисления по химическим формулам...............................................................6
Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,
количества вещества, объёма................................................................................6-7
Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции
в % от теоретически возможного………………………………………...........7-8
Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному
исходному веществу, если даны примеси…………………………………….8-9
Вывод молекулярной формулы вещества……………………………………..9-10
Задания и упражнения………………………………………………………….10-12
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО………………………13-19
Вычисления по химическим формулам…………………………………….....13
Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,
количества вещества, объёма………………………………………………….14
Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции
в % от теоретически возможного…………………………………………….15
Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному
исходному веществу, если даны примеси…………………………………….16
Вывод молекулярной формулы вещества…………………………………….17-18
Задания и упражнения………………………………………………………….18-19
ГЛАВА 3. ВАЛЕОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА………………………………….20-25
Вычисления по химическим формулам……………………………………….20
Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,
количества вещества, объёма………………………………………………….21
Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из
реагирующих веществ дано в избытке………………………………………...21-22
Вывод молекулярной формулы вещества……………………………………..22-23
Задания и упражнения………………………………………………………….23-25
ОТВЕТЫ………………………………………………………………………...26-29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..30
Пояснительная записка
Химические знания наряду с другими естественнонаучными дисциплинами сегодня должны обеспечивать не только необходимую общеобразовательную и общекультурную подготовку современного человека, но и способствовать развитию профессионально значимых и личностных качеств будущего специалиста.
Цель данного сборника – помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися практико-ориентированного материала.
Актуальность созданного сборника в том, что в нем систематизированы задачи и упражнения по химии, имеющие практическую направленность. Он имеет большую ценность для учителей, так как сознательное усвоение теоретического материала по химии и умение использовать его при решении задач и выполнении упражнений приводит к формированию химической компетентности. Побуждая учащихся решать задачи производственного, экологического и валеологического направления мы повышаем мотивацию обучающихся к изучению предмета, развиваем логическое мышление, формируем мобильность, творческую активность и способность к самообучению.
Данный сборник содержит 140 практико-ориентированных задач и 90 упражнений по химии. В процессе решения представленных задач реализуются умения практически использовать приобретенные теоретические знания.
Сборник состоит из трех глав: «Производство и профессии», «Экология и сельское хозяйство», «Валеология и медицина», которые помогают обучающимся раскрыть значение знаний по химии в понимании окружающего мира и грамотном, научно обоснованном природоиспользовании. Все задачи классифицированы по основным типам. В первой и второй главе представлены следующие типы задач:
- Вычисления по химическим формулам;
- Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма;
- Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного;
- Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси;
- Вывод молекулярной формулы вещества;
В третьей главе представлены следующие типы задач:
- Вычисления по химическим формулам;
- Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма;
- Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
- Вывод молекулярной формулы вещества;
Ко всем задачам приводятся ответы. Задачи дополняют, конкретизируют и расширяют программный материал. Важнейшей особенностью сборника является то, что все задачи классифицированы по блокам и основным типам решения задач по химии.
Сборник поможет учителям предметникам привить навыки творческой и самостоятельной работы учащихся, а школьникам глубже усвоить учебный материал по химии и развить химическое мышление практической направленности.
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИИ
I. Вычисления по химическим формулам
- Вычислите массовые отношения элементов в медном блеске (Сu2S), который используют для производства серы.
- Технический хлорид магния, применяемый в строительном деле, должен содержать не менее 47,5 г MgCl2. Сколько атомов хлора содержится в этом количестве соли?
- Маляры перед побелкой или окраской удаляют ржавые пятна на стенах и потолке «травянкой» - водным раствором медного купороса, который готовят растворением CuSO4⋅5H2O в горячей воде из расчета 70 г этого вещества на 1 л воды. Определите процентную концентрацию сульфата меди (II) в таком растворе.
- Асбест – волокнистый огнеупорный материал. В строительном деле используется для изготовления шифера. Для этого асбест прессуют под давлением с цементным раствором. Формула асбеста 3MgO⚫2H2O⚫2SiO2. Рассчитайте массовые доли магния и кремния в составе асбеста.
- Сульфит натрия в виде раствора (12кг на 100 литров) используется для растворения красителей. Определите массовую долю сульфита натрия в растворе?
- Определить концентрацию раствора белильной извести используемой при отбелке тканей, если берут 0,8 кг извести на 1 литр воды.
- В составе газовой фазы зоны дуги углекислый газ СО2 присутствует в значительных количествах. Вычислить массу углекислого газа количеством вещества 5 моль.
- Определите массу 67,2 л сернистого газа, который получают в промышленности при обжиге пирита.
- Нихром – это сплав никеля с хромом, содержащий 80% никеля и 20% хрома. Нихром используют для изготовления электрических нагревательных приборов. Вычислите, сколько никеля содержит 500 г нихрома?
- Для смягчения резины применяют 25%-ный раствор глицерина. Определите массу глицерина, необходимую для получения 125 кг такого раствора.
II. Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма
- Оксид цинка, применяемый для изготовления цинковых белил, получают сжиганием паров цинка в кислороде. Рассчитайте расход цинка в граммах и кислорода в литрах для получения 10 г цинковых белил ZnO.
- В электротехнике при травлении 32,5 г цинка соляной кислотой выделяется газ. Определите его объем (н.у.).
- Алюминиевый сплав Ал-7 содержит 5% меди. Сплав массой 60 г обработали избытком соляной кислоты. Сколько литров водорода при этом выделилось (н.у.)?
- При термитной сварке железа используют алюминий. Сколько оксида железа (III) должно прореагировать с алюминием, чтобы образовалось 280 г железа.
- Алюминий получают электролизом бокситовой руды. Рассчитайте, сколько алюминия можно получить из руды, содержащей 8 кг оксида алюминия.
- Титан в промышленности получают магнийтермическим способом: TiCl4 + 2Мg → Ti + 2МgCl2. Сколько магния необходимо взять, чтобы получить 9,6 кг титана?
- При выпечке изделий из теста питьевую соду «гасят» уксусом. Рассчитайте, какая масса 9%-ного раствора уксусной кислоты потребуется для «гашения» питьевой соды массой 10 г.
- При автогенной сварке металлов используется теплота от сгорания ацетилена в кислороде. Какой объем кислорода расходуется на сжигание 500 л ацетилена при автогенной сварке (н.у.)?
- В промышленности при спиртовом брожении 360 кг глюкозы получают пищевой этиловый спирт. Рассчитайте массу образующегося продукта.
- Термохимическое уравнение разложения карбида кальция водой:
CaC2 + 2H2O →C2H2 + Ca(OH)2 +475 кДж
В результате реакции получается газ ацетилен, который используется при сварке металлов. Сколько теплоты выделится при разложении карбида кальция массой 10 г?
III. Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного
- Олово – металл, применяемый электриками для паяния. Вычислите, сколько олова можно получить из оловянного камня SnO2 массой 1350 г при восстановлении его углем, если выход составляет 80% от теоретического?
- Вычислите массу негашеной извести, полученной из 2 т известняка, если выход извести составляет 90% от теоретического.
- Для получения карбида кальция в электропечь при температуре 20000С загрузили 1120 кг негашеной извести и кокса. Вычислите, сколько килограмм карбида кальция получено, если выход составляет 86% от теоретического?
- В производстве азотной кислоты на каждую тонну кислоты расходуется 0,29 тонн аммиака. Какова массовая доля (в %) выхода азотной кислоты от теоретически возможного?
- Вычислите массу алюминия, которую можно получить из 1 т руды с массовой долей оксида алюминия 90%, если выход продукта составляет 96% от теоретически возможного.
- При восстановлении углем железорудного концентрата массой 800 т, содержащего 90% оксида железа (III), получено 500 т чугуна с содержанием 97% железа. Рассчитайте выход железа в % от теоретически возможного.
- Из гипса в строительном деле получают алебастр, или полуводный гипс. Для этого гипс подвергают нагреванию:
2(СаSО4 ·2Н2О) → 2(СаSО4 · Н2О) + 2Н2О
Вычислите, сколько алебастра можно получить из 172 г гипса, если практический выход алебастра составляет 95%?
- При электролизе раствора сульфата цинка на катоде выделилось 13 г металла. Какой газ и в каком объеме выделится на аноде, если его выход составляет 60%.
- В промышленности алканы получают крекингом высокомолекулярных углеводородов, а в лаборатории реакцией Вюрца. Сколько грамм металлического натрия и хлорпропана необходимо для получения 344 г гексана при выходе продукта реакции 90%.
- В виноделии используется спиртовое брожение глюкозы. Сколько этанола (в г) получится, если на реакцию затрачено 360 г глюкозы, а выход продукта составляет 80%.
IV. Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси
- Негашеная известь получается при прокаливании известняка CaCO3. Рассчитайте, сколько негашеной извести можно получить из 100 г известняка, содержащего 12% примесей.
- В доменном производстве железо восстанавливают коксом. Определите массу чистого железа, если в 300 кг руды содержится 15% примесей.
- Щелочные металлы получают электролизом расплава солей. Сколько грамм натрия и литров хлора получится при электролизе 2340 г расплава хлорида натрия, содержащего 10% примесей.
- При получении серной кислоты, полученный на первой стадии сернистый газ, очищают от примесей и далее окисляют до оксида серы (VI). Сколько литров оксида серы (VI) получится, если в реакцию вступило 261 г пирита, содержащего 8% примесей.
- Сколько тонн алюминия получится из 2 т глинозема (Al2О3), содержащего 20% примесей.
- Сколько литров ацетилена (н.у.) выделится при действии воды на 1 кг технического карбида кальция, содержащего 20% примесей.
- Реакция окисления ацетилена кислородом используется в автогенной сварке. Сколько литров кислорода потребуется, если ацетилен получают из карбида кальция массой 20 г, а массовая доля примесей в карбиде составляет 13%?
- В промышленности глюкозу получают гидролизом полисахаридов. Сколько кг глюкозы получится при гидролизе 500 кг целлюлозы, содержащей 40% примесей.
- В промышленности альдегиды получают окислением углеводородов кислородом воздуха. Сколько грамм формальдегида получится при окислении 50 литров метана, содержащего 5% примесей.
- Глицерин получают омылением растительных и животных жиров в присутствии щёлочи. Какое количество глицерина можно получить при гидролизе 222,5 г природного жира (тристеарата), содержащего 2% примеси.
V. Вывод молекулярной формулы вещества
- Определите формулу вещества, применяемого для обезжиривания металлов в гальваническом цехе, если оно содержит 42% натрия, 18,9% фосфора, 39,8% кислорода.
- Определите молекулярную формулу вещества, применяемого в лаборатории некоторых предприятий, содержащего 37,7% натрия, 23% кремния и 39,3% кислорода.
- В промышленности данное вещество синтезируют из простых веществ. Установите истинную формулу соединения, если при сжигании 3,4 г его было получено 2,8 г азота и 5,4 г воды.
- Для получения ацетилена используют углеродное соединение кальция, которое содержит 37,5% углерода. Определите молекулярную формулу этого вещества.
- В качестве горючего газа при сварке и резке металлов применяют природный газ, состоящий от 80 до 93% из вещества, в котором массовая доля углерода составляет 75%, водорода – 25%. Плотность паров этого газа по водороду равна 8. Определите молекулярную формулу этого вещества.
- В качестве горючих газов при сварке и резке металлов, кроме ацетилена, применяют другие газы. Выведите формулу вещества, используемого в сварке, массовая доля (в %) углерода в котором 82%, а водорода – 18%. Плотность паров по водороду равна 22.
- Ананасовую эссенцию получают из эфира, содержащего одноосновную карбоновую кислоту, на нейтрализацию 0,37 г которой требуется 10г 2%-ного раствора гидроксида натрия. Определите формулу карбоновой кислоты.
- При сгорании 3,9 г одного из продуктов, получаемых фракционной перегонкой нефти, образуется 13,2 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Относительная плотность паров вещества по водороду равна 39. Найдите молекулярную формулу вещества.
- Вещество, необходимое в производстве спирта, содержит 40% углерода, 6,67% водорода, 53,33% кислорода. Плотность его по гелию равна 45. Найдите молекулярную формулу вещества.
- На гидрирование 16,8 г алкена, полученного крекингом нефтепродуктов, затратили 6,72 л (н.у.) водорода. Определите молекулярную формулу непредельного углеводорода.
VI. Задания и упражнения
- При грозовых разрядах в атмосфере, а также при температуре электрической дуги, азот воздуха окисляется с образованием оксида азота (II), который, присоединяя атомы кислорода, првращается в оксид азота (IV). Напишите уравнения этих реакций.
- Почему серебро используется для изготовления контактов в многочисленных автоматических устройствах, космических ракетах и подводных лодках?
- Почему именно из алюминия изготавливают кабели и провода? Какой металл алюминий или медь экономически выгоднее использовать для изготовления проводов?
- Магнитные материалы, содержащие металл, постоянно «работают» в телевизорах, в радиоприемниках, в электромоторах, во многих приборах радиотехники и электротехники. Кроме того, этот элемент входит в состав крови человека. О каком металле идет речь? Почему в природе этот металл не встречается в чистом виде?
- На каких свойствах основано применение в электротехнике вольфрама для производства нитей накаливания в лампах?
- Назовите химические элементы, которые применяют в радиоэлектронике в качестве полупроводников.
- Предложите, как можно использовать алебастр для нужд человека.
- Объясните, на каком свойстве гашеной извести основано ее использование как связующего материала?
- В строительном деле известно, что алебастр и гашеная известь обладает свойством «схватываться» под действием оксида углерода (IV). Объясните, в чем сущность этого процесса?
- Почему для быстрого высыхания извести в помещение вносят жаровни с раскаленными углями?
- Почему раствор медного купороса, применяемый для обработки стен перед побелкой, нельзя хранить в железном или оцинкованном ведре? Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций.
- Казеиновый клей в порошке, поступающий в торговую сеть, кроме органического вещества казеина содержит гидроксид кальция, карбонат натрия, сульфат меди (II) и фторид натрия. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций, которые происходят между входящими в клей минеральными веществами при растворении его в воде.
- Какие способы защиты от ржавления применяют для водопроводных и канализационных труб, отопительных радиаторов?
- Для придания антикоррозийных свойств сетчато-алюминиевым металлическим конструкциям к вяжущим материалам добавляют 1-2% раствор карбоната калия (поташа). При помощи каких реакций можно определить присутствие этой соли в вяжущем материале?
- В каких цистернах можно перевозить азотную кислоту и концентрированную серную? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
- Из уксусной кислоты и изоамилового спирта получают сложный эфир, обладающий запахом груш. Составьте уравнение получения этого эфира и предложите его практическое использование.
- Почему растительные масла главным образом используются для приготовления холодных закусок (салатов, винегретов, овощной икры)?
- Для обжаривания рыбы применяют подсолнечное или оливковое масло. Почему для этой цели не используют твёрдые животные жиры?
- Причина прогорклости сливочного масла - появление в нём свободной масляной и других низкомолекулярных кислот. Для устранения прогорклости масло промывают раствором питьевой соды. Составьте уравнение происходящей при этом реакции и объясните причину устранения горького вкуса.
- Как доказать, что в составе растительного масла содержатся непредельные кислоты?
- При неблагоприятных условиях хранения жиров и наличии в них хотя бы следов воды, в жирах происходят глубокие изменения, в том числе и гидролиз. Почему при гидролизе жира повышается его кислотность?
- При варке киселей из фруктов происходит кислотный гидролиз крахмала. Составьте уравнение этой реакции.
- Сахар - прекрасное средство для быстрого восстановления сил. Уже через полчаса после приёма в пищу начинается поступление в кровь продуктов гидролиза сахара. Дайте химическое название сахара. Составьте уравнение гидролиза и назовите продукты реакции.
- В производстве пива и спирта, а также в хлебопечении используется особое свойство углеводов. Какое это свойство? Составьте уравнение происходящей реакции.
- Соление огурцов и квашение капусты невозможно без этого вида брожения. Назовите его, составьте уравнение происходящей реакции. Дайте название продуктам реакции.
- Почему варенье слаще сахара, хотя и варится на сахаре?
- Почему происходит поднятие теста при добавлении дрожжей?
- Для чего при реставрации старых картин применяется перекись водорода?
- На каких свойствах жиров основано производство майонеза и маргарина? Составьте уравнение происходящей реакции.
- В чем состоит недостаток карбидного способа получения ацетилена? Составьте уравнения происходящих реакций промышленного получения ацетилена из известняка, угля и воды.
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
I. Вычисления по химическим формулам
- Что загрязняет воздух больше: 1 грамм сажи или один грамм углекислого газа? Ответ подтвердите расчётами.
- Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л природной воды содержится всего 3∙10-6 моль серной кислоты (которая может попасть в реки с промышленными стоками или за счёт кислотных дождей), то мальки этих рыб погибают. Вычислите массу серной кислоты в 1 л воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.
- Для подкормки комнатных растений применяется 2%-ный раствор натриевой селитры. Сколько грамм удобрения нужно взять для приготовления одного ведра раствора массой 10 кг.
- Для обеззараживания воды в нее добавляют хлор из расчета 2 г на 1 литр. Какова масса хлора, необходимого для хлорирования воды объемом 200 л , чтобы это не вызвало отравления?
- Для роста зеленой массы растений используют селитры. Определите, в каком из перечисленных удобрений массовая доля азота наибольшая: NH4NO3, KNO3, NaNO3.
- Чтобы приготовить бордосскую смесь (препарат против фитофторы – грибкового заболевания огородных растений), используют медный купорос CuSO4 ∙ 5H2O. Рассчитайте число атомов кислорода и водорода, которые содержатся в 350 г этого вещества.
- Деревья для обеззараживания опрыскивают раствором сульфата меди (II). Вычислите концентрацию полученного раствора, если для его приготовления взяли 15 кг соли и 285 л воды.
- Для борьбы со свекловичным долгоносиком проводят опрыскивание всходов 4%-ным раствором хлорида бария. Сколько потребуется этого вещества для приготовления 70 кг данного раствора?
- Для борьбы с мучнистой росой крыжовника применяют 0,8%-ный раствор соды. Определите массу соды и воды, необходимую для приготовления 60 кг такого раствора.
- При попадании в воду нефть покрывает её тончайшей плёнкой, что вызывает гибель многих морских организмов. Допустимая норма загрязнения воды нефтепродуктами – 0,005 мг/л. Рассчитайте, какой объём воды загрязняется ежегодно, если в океан попадает 2,5 млн. тонн нефтепродуктов.
II. Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма
- Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным, так как приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (это соответствует 100 шт. использованных пакетов)?
- В промышленности одним из источников для получения серной кислоты является минерал пирит. При его обжиге наблюдается наибольшее количество вредных выбросов в атмосферу. Определите объем SO2, получающийся при обжиге 500 г пирита (4FeS2 +11 O2→8SO2 +2Fe 2О3).
- По технике безопасности запрещается выливать в канализацию жидкие отходы химической лаборатории. Отходы, содержащие соляную кислоту необходимо нейтрализовать щелочью. Определите массу NaOH, которая потребуется для нейтрализации отходов, содержащих 5 моль HCl.
- Потребность почв в фосфоре для выращивания зерновых составляет в большинстве районов около 50 кг/га в пересчете на оксид фосфора(V). Рассчитайте массы фосфата кальция и раствора фосфорной кислоты с массовой долей 50% для получения соответствующего количества двойного суперфосфата (дигидрофосфата кальция).
- Как известно угарный газ является одной из причин отравления человека. Он является опасным загрязнителем атмосферы, также это яд, который образуется при неполном сгорании угля в печи. Определите объем угарного газа, который получится при сгорании 12 г угля.
- В теплицах ставят бочки с навозом, разбавленным водой. При брожении его выделяется углекислый газ за счет разложения мочевины: (NH2)2СО+Н2О→2NH3+СО2. Повышение СО2 в воздухе активизирует процесс фотосинтеза, что приводит к повышению урожайности. Сколько литров углекислого газа выделится при разложении 3 г мочевины.
- Для понижения кислотности почв в неё вносят гашеную известь. Сколько грамм гашеной извести получится при добавлении воды к 168 г негашеной извести.
- В процессе фотосинтеза зеленые растения нашей планеты ежегодно поглощают 200 млрд. т углекислого газа. Какая масса кислорода выделяется в атмосферу при этом?
- Этилен является природным стимулятором созревания плодов. Рассчитайте, сколько грамм надо взять этилового спирта, чтобы получить 2,24 л этилена необходимого для созревания томатов.
- В настоящее время муравьиную кислоту получают из природного газа путем каталитического окисления, содержащегося в нем метана. Вычислите объем природного газа (н. у.), необходимого для получения муравьиной кислоты массой 69 г, если объемная доля метана в нем равна 0,95.
III. Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного
- В результате сгорания серосодержащих веществ образовалось 448 л (н.у.) оксида серы (IV). Определите массу серной кислоты, которая может получиться и выпасть в виде кислотного дождя, если её выход составляет 70% от теоретически возможного.
- На металлургических заводах для восстановления металлов используют кокс, при горении которого образуется углекислый газ, загрязняющий атмосферу. Найдите долю выхода углекислого газа, если при сгорании 72 г кокса было получено 123,2 л СО2.
- В настоящее время одной из важнейших проблем промышленного получения минеральных удобрений является получение так называемого «связанного азота». Сейчас ее решают путем синтеза аммиака из азота и водорода. Какой объем аммиака (при н.у.) можно получить в этом процессе, если объем исходного водорода равен 150 л, выход аммиака составил 43%?
- Хлор, используемый для обеззараживания питьевой воды, получают электролизом 292,5 г расплава хлорида натрия. Определите выход хлора в % от теоретически возможного, если в результате реакции образуется 150 г газа.
- При обработке серной кислотой фосфорита массой 620 кг был получен суперфосфат массой 910 кг, необходимый для выращивания картофеля. Определите массовую долю выхода суперфосфата в % по отношению к теоретическому.
- Для наращивания зеленой массы растений необходимо внести в почву 300 г нитрата аммония, который был получен пропусканием аммиака через раствор, содержащий 252 г азотной кислоты. Определите выход нитрата аммония в % по отношению к теоретическому.
- Сколько кг гашеной извести необходимо взять для обработки стволов яблонь, если при гашении 28 кг негашеной извести водой, выход гидроксида кальция составил 90% от теоретически возможного
- При термическом разложении природного газа образовалась сажа загрязняющая атмосферу города. Вычислите массу сажи, которая образуется при разложении 32 кг метана, если выход продукта составляет 75%.
- Рассчитайте массу кукурузных зерен, которые надо взять для получения спирта массой 110,4 кг, если выход спирта составляет 80%. Массовая доля крахмала в кукурузных зернах составляет 70%.
- Из картофеля, выращенного на полях Тарановского района, было получено 178,2 кг крахмала. Рассчитайте массу глюкозы, которую можно синтезировать из этой массы крахмала, если выход продукта реакции равен 50%.
IV. Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси
- При сжигании 20 г цинковой обманки (сульфида цинка), содержащей 3% негорючих примесей, образовался загрязняющий атмосферу города сернистый газ. Определите объем выделившегося газа.
- В сточных водах химико-фармацевтического комбината был обнаружен хлорид ртути HgCl2 массой 697 г, содержащий 22% примесей. Для его очистки в качестве осадителя использовали сульфид натрия. Определите массу выпавшего осадка.
- Сероводород - ядовитый газ, вызывающий головокружение, тошноту и рвоту, а при вдыхании в большом количестве - поражение мышцы сердца и судороги, вплоть до смертельного исхода. Сколько грамм серы можно получить при сжигании 60 г сероводорода, содержащего 10% примесей?
- В природе постоянно происходит круговорот биогенных элементов и веществ: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота и др. Какой объем воды (н.у.) получится, если в реакции участвует водород объемом 5,6 л, содержащий 5% примесей?
- Под молодые плодовые деревья необходимо вносить аммонийную селитру. Определите массу сульфата аммония, если для реакции взяли 50 л аммиака, содержащего 5% примесей.
- Сколько килограмм известняка, содержащего 15% примесей, потребуется для нейтрализации кислотности почвы, если в результате его разложения в почве образуется 112 кг оксида кальция?
- Для освобождения зернохранилищ от вредителей зерна используется сернистый газ. Сколько потребуется сжечь серы, содержащей 3% примесей, чтобы получить 44,8 л сернистого газа.
- В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Сколько грамм атомарного кислорода образуется при разложении 200 г озона, содержащего 2% примесей.
- Одним из источников загрязнения атмосферного воздуха являются продукты, образующиеся при сгорании природного газа. Сколько м3 кислорода потребуется для сжигания 1 кг природного газа (метана), содержащего 25% примесей.
- В лабораторных спиртовках этиловый спирт сгорает с выделением СО2 и Н2О. Вычислите объем углекислого газа, который накопился в химическом кабинете при горении 15 спиртовок, если в каждой содержится по 10 г спирта, содержащего 10% примесей?
V. Вывод молекулярной формулы вещества
- Агрохимический анализ почвы показал, что под зерновые культуры перед посевом необходимо вносить вещество, содержащее 38,6% калия, 13,9% азота, 47,5% кислорода. Определите химическую формулу вещества. Назовите это удобрение.
- Наибольшую опасность для человека при пожаре представляет выделение газа, смертельная доза которого в воздухе составляет 0,2%. Определите формулу этого газа, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: углерода - 42,86%, кислорода - 57,14%.
- Накопление этого газа в атмосфере становится опасным, так как приводит к выпадению кислотных дождей. Определите формулу этого газа, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: серы - 50%, кислорода - 50%.
- Для уменьшения кислотности подзолистых почв вносят вещество, содержащее 40% кальция, 12% углерода, 48% кислорода. Определите химическую формулу данного вещества и назовите его.
- При очистке сточных вод, содержащих органические вещества, методом брожения выделился газ с плотностью по кислороду 0,5 и содержащий 75% углерода, 25% водорода и используемый на водоочистительных станциях как горючее. Что это за газ? Укажите его формулу.
- Установите формулу вещества, которое помогает насекомым находить теплокровных животных, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 40,00%, водорода – 6,67%, кислорода – 53,33%. В молекуле этой кислоты три атома углерода.
- Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта. Установите молекулярную формулу этого вещества, если массовые доли элементов в нём составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23%. Относительная плотность по водороду равна 61.
- В слезе дельфина содержатся сахаристые вещества. Углеводно-белковые слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать. Установите молекулярную формулу вещества, которое придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 40,0%, водорода – 6,6%, кислорода – 53,4%, а относительная молекулярная масса равна 180.
- Из выделений кожных желез ядовитых жаб южноафриканцы готовят яды для стрел. В состав этих ядов входит буфоталин - исключительно токсичное органическое соединение. Установите молекулярную формулу этого вещества, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: углерода - 69,23%, водорода - 7,69%, кислорода – 23,08%. Относительная плотность по кислороду равна 13.
- В современном тепличном хозяйстве используется газ, который способствует быстрому созреванию овощей и фруктов. Выведите формулу этого газа, зная, что массовая доля углерода в нем составляет 85,7%, водорода 14,3%, относительная плотность по азоту равна 1.
VI. Задания и упражнения
- В некоторых колодцах вода холодная и прозрачная, но неприятная на вкус. Если открытый сосуд с этой водой оставить в теплом месте на воздухе, то через 10 минут в ней появляется белая муть и пузырьки газа. Ещё через 10 минут муть станет коричневатой и затем начнет выпадать осадок. После этого вкус воды улучшается.
- Что растворено в описанной воде?
- Какие процессы протекают после извлечения воды из колодца?
- Какими реакциями можно подтвердить ваши предположения о составе воды?
- Что означает выражение «кислотные дожди»? Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»?
- Известно, что консервные банки из луженой жести (стали, покрытой тонким слоем олова) могут лежать на месте пикников и походных стоянок десятилетиями. Однако те же банки, прокаленные в костре после их использования, превращаются в порошок ржавчины в течение одного-двух лет.
- Почему луженая жесть не ржавеет?
- Почему прокаленные банки быстро ржавеют?
- Что нужно делать с использованной тарой в походе после употребления её содержимого?
- После окончания практической работы по химии ваш сосед вылил растворы кислот и щелочей в раковину. Как вы поступите в этом случае?
- Вы разбили дома ртутный термометр. Как вы поступите в этом случае?
- Вы – директор фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, содержащую кадмий и более дешевую и яркую, чем та, которая имеется на фабрике. В результате её использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности кадмия.
- Бурый стелющийся дым – «лисий хвост», часто выходящий из дымовых труб, указывает на наличие завода по производству азотных удобрений. Какие вещества входят в состав «лисьего хвоста»? Какой вред наносит он производству, атмосфере, зеленым насаждениям?
- Айдос Сабитович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа СО и углекислого газа СО2 превысило установленную норму в три раза. Какое решение должен принять Айдос Сабитович?
- Наличие на пляже большого числа отдыхающих может спровоцировать развитие грибковых заболеваний. На самом деле этого не происходит, так как песок служит «нейтрализатором» болезнетворных микробов. Почему?
- Почему в квашеную капусту часто добавляют клюкву?
- Почему шахтеры в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?
- Почему человек, входящий в «Собачью пещеру» в Италии, может стоять в ней довольно долго, а забежавшая туда собака погибает через несколько минут?
- Почему ягоды облепихи остаются мягкими на морозе?
- Почему в хвойных лесах легко дышится?
- Почему клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара?
- Почему образуются «блуждающие огоньки» на болоте?
- Почему у человека возникает ощущение свежести после грозового дождя?
- Почему нередко комнатные растения (например, лимон), посаженные в металлическую посуду, растут лучше, чем в глиняных горшках?
- Почему в деревнях иногда свежее мясо хранили в молочной сыворотке?
- Почему перед заморозками рассаду поливают?
- Почему для предохранения овощей от замерзания в погреб помещают сосуд с водой?
- Почему в лиственных лесах прохладно даже в жару?
- Расскажите о бытовых пестицидах, которые вы применяете дома, на даче или на приусадебном участке. Каковы правила их безопасного применения?
- Какие вещества используют при тушении пожаров в случаях горения нефти и ее продуктов?
- С какой целью весной стволы деревьев белят известковым раствором?
- Если телята упорно слизывают побелку со стен и перегородок телятника, недостаток какого элемента питания в их рационе можно предположить?
- Объясните, почему уровень концентрации углекислого газа в тропосфере влияет на среднюю температуру земной поверхности?
- Имеются ли производственные предприятия, оказывающие вредное воздействие на состояние окружающей среды, в вашей местности? Какие меры следует предпринять, чтобы ограничить их вредное влияние на окружающую среду?
- Какой вред наносят кислотные дожди в окружающей среде? Приведите конкретные примеры.
- Почему баллоны, в которых хранят ацетилен, должны состоять из сплавов, не содержащих медь?
ГЛАВА 3. ВАЛЕОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
I. Вычисления по химическим формулам
- Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги ещё в 1960-х гг., был 0,85%-ый водный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимого для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85%.
- При ожогах кислотами применяют 2%-ный раствор питьевой соды. Определите массы воды и соды необходимых для приготовления 500 г данного раствора.
- Косметическая пудра является великолепный адсорбент влаги, её водопоглощающая способность обеспечивается входящими в состав рисовым крахмалом, стеаратом цинка, оксидами цинка и титана. Определите массу оксида цинка, который необходимо взять для получения 1 кг пудры, если массовая доля его составляет 0.01%.
- В сетчатке глаза орла содержание селена в 100 раз больше, чем у человека. Суточная потребность организма человека в селене в среднем составляет 50 мкг. Вычислите массу фисташек, которые необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в селене. В 100 г фисташек содержится 0,19 мкг селена.
- В больницу поступил пациент, для поддержания состояния которого, необходимо ввести 250 г 0,9%-ного физиологического раствора. Сколько граммов поваренной соли необходимо взять для его приготовления.
- Основным внутриклеточным ионом является ион калия, который участвует в работе сердца. Больше всего калия содержится в кураге и изюме. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия, если в 50 г кураги содержится 1,017 г калия, а суточная норма составляет 3,5 г калия.
- Применяемая в медицине йодная настойка представляет собой 10%-ный раствор йода в спирте. Сколько надо взять йода и спирта, чтобы приготовить для школьной аптечки 500 г йодной настойки.
- Для обработки ран используют 1%-ный раствор бриллиантового зелёного. Сколько грамм вещества следует взять для приготовления 100 г раствора.
- Аптека приготовила 200 г 1%-ного раствора кофеина, стимулирующего сердечную деятельность человека. Сколько потребовалось фармацевту взять кофеина и дистиллированной воды.
- Содержание белка в организме человека составляет 17% от массы его тела. Азота в белке содержится 16%. Определите массу азота в организме человека, масса которого равна 70 кг.
II. Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма
Раствор хлорида кальция применяется в медицине в качестве кровоостанавливающего средства. Определите массу катионов кальция, поступающих в организм при приеме внутрь столовой ложки (15 мл),
раствора содержащего в 100 мл 5г СаСI2 • 6Н2О.- Перекись водорода – отличный антисептик. Для обработки ран взяли 0,34 г пероксида водорода. Сколько л кислорода выделится при разложении данного вещества?
- Нашатырный спирт выводит больного из состояния обморока. Сколько г нашатырного спирта нужно взять, если при его разложении выделилось 1,12 л аммиака?
- Для очищения желудочно-кишечного тракта от продуктов брожения и других опасных веществ применяют активированный уголь. Сколько л углекислого газа получится при сгорании 24 г угля?
- Сколько глицерина попало в организм школьника, если он съел 80 г мороженого 15%-ной жирности. Реакция распада жира в организме идет по уравнению: С15Н26О6 + 3Н2О → С3Н8О3 + 3 С4Н8О2.
- Сколько грамм меда, в котором было 45% глюкозы, съел медведь, если клетки его организма получили 200 г воды, а реакцию превращения глюкозы в его организме можно представить в виде уравнения:
С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6 Н2О.
- Для соблюдения гигиены используют мыло, основным компонентом которого является стеарат натрия. Сколько ионов натрия образуется при диссоциации 3,06 г стеарата?
- Жиры составляют существенную часть нашей пищи. Какие соединения и в каком количестве образуются при нагревании 89 г жира (тристеарата) с водой?
- Аминокислоту глицин применяют в качестве лекарства, которое оказывает успокаивающее и слабое антидепрессивное действие. Определите массу дипептида, образованного из 7,5 г глицина.
- В медицине этиловый спирт – важнейшее дезинфицирующее средство. Какая масса этанола образуется при гидратации 33,6 л (н.у.) этилена?
III. Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
- Из этого жизненно важного элемента построены все основные части клеток нашего организма. Водный раствор его соединения с водородом используют в медицине, хотя длительное вдыхание может вызвать отравление. Сколько литров аммиака получится при реакции 5,6 л азота и 11,2 л водорода?
- При кислотных ожогах применяют раствор питьевой соды. Определите сумму масс всех продуктов, которые образуются при сливании растворов, содержащих 3,65 г соляной кислоты и 16,8 г питьевой соды.
- Сероводородные ванны обладают лечебными свойствами, используются при лечении ревматизма. Сколько литров сероводорода получится при реакции 6,4 г серы с 1 моль водорода?
- В медицине хлорид кальция применяется как средство от аллергии. Сколько грамм соли получится при сливании растворов, содержащих 73 г соляной кислоты и 148 г гидроксида кальция?
- Длительный контакт с сажей или угольной пылью вызывает рак кожи. Его монооксид токсичен для человека. Определите, сколько моль оксида углерода (II) образуется при реакции 1,2 г сажи с 1,12 л кислорода.
- Глицерин используют в косметологии, пищевой и фармацевтической промышленности. Определите массу глицерина, который получают из 89 г тристеарата, гидролизуя его 54 г воды.
- Крахмал и сахароподобные сложные углеводы, поступающие в организм вместе с пищей, распадаются до глюкозы, которая служит источником энергии для организма. Сколько грамм глюкозы получится при гидролизе 300 г крахмала, если на реакцию затрачено 36 г воды?
- Для синтеза белков необходимы аминокислоты, которые поступают в организм вместе с пищей. Определите массу дипептида, который образуется в результате взаимодействия 15 г глицина и 8,9 г аланина.
- Хлорэтан используют для местной анестезии. Найдите объем хлорэтана, если для реакции взяли 67,2 л этана и 11,2 л хора.
- При взаимодействии салициловой кислоты (С6Н4(ОН)СООН) с уксусным ангидридом (СН3СО)2О получают ацетилсалициловую кислоту, известную в медицине под названием аспирин:
С6Н4(ОН)СООН + (СН3СО)2О →С6Н4(О-СОСН3)СООН + СН3СООН
Какую массу аспирина можно получить из 690 кг салициловой кислоты и 10,2 кг уксусного ангидрида?
IV. Вывод молекулярной формулы вещества
- «Горькая» или «английская» соль (кристаллогидрат серосодержащей соли магния) впервые была выведена англичанином Неемиасом Грю из воды минерального источника пригорода Лондона. Эта соль применяется в медицине при заболеваниях нервной системы, для снижения артериального давления, а так же как слабительное средство. Определите состав английской соли, если массовые доли элементов в ней составляют: магния - 9,756%, серы - 13,008%, кислорода - 71,545%, водорода - 5,691%.
- При кислотных ожогах для нейтрализации используют вещество, содержащее 27,38% натрия, 1,19% водорода, 14,29% углерода, 57,14% кислорода. Установите формулу вещества.
- Человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жженой магнезии. Установите формулу вещества, если массовая доля магния равна 60%, кислорода 40%.
- Оксид трехвалентного металла применяется в качестве абразивного вещества в зубных пастах и имеет относительную молекулярную массу 102. О каком оксиде идет речь? При обработке ран используют раствор, цвет которого изменяется от розового до фиолетового, в зависимости от концентрации. Установите формулу вещества, содержащего 24,68% калия, 34,81% марганца, 40,51% кислорода.
- Вещество применяется для прижигания ранок и удаления бородавок. Установите формулу вещества, если массовая доля серебра равна 63,53%, азота 8,24%, кислорода 28,23%.
- При обработке ран используют раствор, цвет которого изменяется от розового до фиолетового, в зависимости от концентрации. Установите формулу вещества, содержащего 24,68% калия, 34,81% марганца, 40,51% кислорода.
- При работе с этим веществом необходимо соблюдать осторожность, так как оно ядовито в любых дозах (в малых вызывает слепоту, в больших – смерть). Определите состав этого вещества, если при сгорании 4,8 г его было получено 3,36 л углекислого газа и 5,4 г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 16. Выведите формулу вещества.
- Вещество содержит 54,4% углерода,36,4% кислорода и 9,2% водорода. Относительная плотность по водороду равна 22. Определите формулу вещества, если известно, что при окислении его образуется известный консервант, раствор которого используют как жаропонижающее средство в наружном применении.
- Известно, что чувство жжения на коже возникает за счет действия вещества, которое содержится в крапиве. Установите молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют: 26,08% углерода, 4,35% водорода, 69,56% кислорода.
10.Когда мы режем лук происходит выделение вещества, которое является стимулятором, вызывающим слезы. Установите молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют: 40% углерода, 6,67% водорода, 17,78% кислорода, 35,55 % серы.
V. Задания и упражнения
- Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?
- Как нужно относиться к многочисленным рекламным роликам о лекарствах, которые очень часто передают по телевидению?
- Почему жирную кожу, склонную к воспалительным процессам, не рекомендуют слишком часто мыть водой с мылом, хотя мыло хорошо удаляет кожное сало и обладает антисептическими свойствами?
- В глаза случайно попал щелочной раствор. Чем нужно промыть глаза?
- Назовите антисептик-окислитель, который накапливается в морской капусте?
- Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?
- Почему женщины, изображенные на картине французского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?
- Чем вызывается физиологическое ощущение усталости?
- Почему для утоления жажды, возникшей при интенсивной физической работе, предпочтительнее пить виноградный сок?
- Почему недостаток глюкозы в организме вызывает потерю сознания?
- Почему любители сладкого (конфет, шоколада) часто не могут похвастаться хорошим состоянием зубов?
- В каком платье можно долго находиться на солнце и не бояться получить солнечные ожоги?
- Назовите микроэлементы, влияющие на здоровье и необходимые человеческому организму.
- Почему калорийность черного хлеба меньше, чем калорийность белого?
- Почему при усталости и депрессии назначают глицин?
- Почему в холодное время года нельзя пользоваться кремами перед выходом на улицу?
- Чем можно объяснить сезонную депрессию человека?
- Почему при гневе повышается артериальное давление?
- Недостаток какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы?
- Почему нельзя пить слишком много кофе, особенно людям, страдающим пониженным содержанием гемоглобина в крови?
- При поступлении больного в больницу ему вводят физиологический раствор, содержащий 0,9% хлорида натрия. Какую роль выполняет данный раствор в организме человека?
- Предельная одноосновная карбоновая кислота, содержится в лекарственном средстве, рекомендуемом при бессоннице, мигрени, гипертонии, повышенной нервной возбудимости. На тигров, львов, кошек оно действует возбуждающе. Назовите данную кислоту, запишите её структурную формулу и составьте все возможные изомеры.
- Кетон, известный как растворитель, присутствует в небольших количествах в крови и моче человека. У больных диабетом его содержание повышается, а некоторое количество выделяется из организма с выдыхаемым воздухом. Назовите кетон и составьте его структурную формулу.
- Почему при аллергии и отравлениях назначают таблетки активированного угля?
- Почему продолжительность жизни среднестатистического японца выше, чем у среднестатистического европейца? (Ответ обоснуйте на основании пищевого рациона)
- Какие вещества образуются в организме при гидролизе жиров, белков и углеводов. Составьте уравнения соответствующих реакций гидролиза тристеарата, глициналанинцистеина, крахмала.
- Объясните, почему монооксид углерода вреден для здоровья?
- Какие макроэлементы, влияющие на здоровье, необходимы человеческому организму?
- Полезна или вредна соляная кислота для человека? Какой процесс протекает в организме, когда при повышенной кислотности назначают оксид магния? Ответ подтвердите уравнением реакции.
- Перечислите вещества, с помощью которых можно отбелить ткань. Выделите из них наиболее безопасные для здоровья человека.
ОТВЕТЫ
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИИ
Вычисления по химическим формулам:
- 4:1
- 6,02·1023 атомов
- 4,19%
- 26% Mg, 20% Si
- 10,7%
- 44%
- 220 г
- 192 г
- 400 г Ni, 100 г Cr
- 31,25 кг
Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма:
- 8 г Zn, 1,38 л О2
- 11,2 л
- 70,9 л
- 400 г
- 4,24 кг
- 9,6 кг
- 79 г
- 1250 л
- 184 кг
- 74,2 кДж
Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного:
- 851 г
- 1008 кг
- 1100,8 кг
- 93%
- 457 кг
- 96,2%
- 146,3 г
- 2,688 л
- 744,4 г хлорпропана; 220,8 г натрия
- 147,2 г
Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси:
- 49,28 г
- 178,5 кг
- 828 г натрия; 403,5 л хлора
- 89,6 л
- 0,847 т
- 280 л
- 15,225 л
- 333,3 кг
- 89 г
- 0,245 моль
Вывод молекулярной формулы вещества:
- Na3PO4
- Na2SiO3
- NH3
- СаС2
- СН4
- С3Н8
- C2Н5СООН
- C6H6
- C6H12О6
- C4H8
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Вычисления по химическим формулам:
- сажа, так как N(С)=5 ∙1022; N(СО2)=1,4 ∙1022
- 2,94 ∙ 10-4 г
- 200 г
- 400 г
- ω (N)= 35% в NH4NO3
- N(O)=7,59 ∙1024; N(H)=8,43 ∙1024
- 5%
- 2,8 кг
- 0,48 кг; 59,52 кг
- 5 ∙ 1017 л
Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы, количества вещества, объёма:
- 160 г
- 127,2 л SO2
- 200 г
- 36,4 кг; 92 кг
- 22,4 л
- 1,05 л
- 222 г
- 145,45 млрд. т
- 4,6 г
- 35,37 л
Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции в % от теоретически возможного:
- 1372 г
- 91,7%
- 43 л
- 84,5%
- 89,92%
- 93,75%
- 33,3%
- 18 кг
- 347 кг
- 99 кг
Вычисление массы (объёма) продукта реакции по известному исходному веществу, если даны примеси:
- 4,48 л
- 465,7 г
- 50,82 г
- 5,32 л
- 139,96 г
- 235,3 кг
- 65,97 г
- 65,3 г
- 2,1 м3
- 131,48 л
Вывод молекулярной формулы вещества:
- КNО3 - калийная селитра
- СО - угарный газ
- SО2 - сернистый газ
- СаСО3 - карбонат кальция
- СН4 - метан
- СН2О - муравьиный альдегид
- С7Н6О2 - бензойная кислота
- С6Н12О6
- С24Н32О6
- С2Н4 –этилен
ГЛАВА 3. ВАЛЕОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
Вычисления по химическим формулам:
- 4,68 г
- 10 г; 490 г
- 0,1 г
- 26,315 г
- 2,25 г
- 172 г
- 50 г; 450 г
- 1 г
- 2г; 198 г
- 1,9 кг
Вычисления по химическим уравнениям с использованием массы,
количества вещества, объёма:
- 0,14 г
- 0,224 л
- 1,75 г
- 44,8 л
- 3,7 г
- 740,7 г
- 6,02·1021
- 0,1 моль глицерина, 0,3 моль стеариновой кислоты
- 6,6 г
- 69 г
Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке:
- 7,6 л
- 12,05 г
- 4,48 л
- 111 г
- 0,1 моль
- 9,2 г
- 333,3 г
- 14,6 г
- 11,2 л
- 18 кг
Вывод молекулярной формулы вещества:
- MgSО11Н 14; формула - MgSО4 · 7Н2О
- NaHCO3
- МgO
- Аl2O3
- АgNO3
- KМпО4
- СН3ОН
- С2Н4О - уксусный альдегид
- НСООН
- С3Н6ОS
ЛИТЕРАТУРА
- Ваулина Н.М. Путеводитель по химическим задачам. - Рудный, 2011.
- Габриелян О.С. и др. Химия. 8-11класс. Учебник. - М.: Дрофа, 2004.
- Двуличанская Н.Н. Системно-аксиологический подход к формированию химической компетентности в условиях модернизации образования // Ярославский педагогический вестник. 2011. №1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 99-103.
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/сост. В.Г. Денисова - Волгоград: Учитель, 2006.
- Исламгулова С. Органическая химия. - Алматы, 1999.
- Кендиван О.Д. Химия, которая увлекает и побуждает мыслить// Школьные технологии. 2009. №2. С. 104-111.
- Кузнецова М.Ю. Практикум по химии. Усть-Каменогорск, 2010.
- Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. - М.: Знание, 1991.
- Нурахметов Н.Н. и др. Химия. 8-11 класс. Учебник. - Алматы: Мектеп, 2013.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Рыжова А.В., Рыжова Т.В. Углеводороды. Учебное пособие. - Костанай 2009.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химии. - М.: Высшая школа, 1991.
- Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. - М.: Просвещение,1992.
- Усманова М.Б., Сакарьянова К.Н. Химия. 9 класс. Учебник. - Алматы: Атамура, 2005.
- Элективный курс. Химические вещества – строительные материалы. 9 класс./сост. С.В. Бочарова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- http://chemistry, videouroki. net/
- http://all-met.narod.ru
- http://chem.km.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и упражнения по курсу «Экологические аспекты химии органических соединений»
В настоящем сборнике представлены задачи и упражнения, касающиеся экологических вопросов в органической химии. Материал структурирован в соответствии с программой школьного курса органической химии: п...
Элективный курс по химии для 8 класса "Химия в задачах и упражнениях"
Содержание элективного курса «Химия в задачах и упражнениях» соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе...
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ
Рабочая программа элективного учебного предмета по химии для обучающихся 10-11 классов среднего общего образования "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ", (2 часа в неделю, всего 68 часов...
Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"
Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике....
Задачи и упражнения по химии для работы на уроках и дома в 8 классе
В сборник включены упражнения и задачи, позволяющие лучше усвоить содержание и действия, предусмотренные программой по химии авторского коллектива под руководством В.В.Лунина. В основе сборника - зада...
Задачи и упражнения по химии для работы на уроках и дома в 9 классе
В сборник включены упражнения и задачи, позволяющие лучше усвоить содержание и действия, предусмотренные программой по химии авторского коллектива под руководством В.В.Лунина.В основе сборника &ndash...
Элективный курс по химии "Химия в задачах и упражнениях"
Элективный курс предназначен для обучающихся 11 класс....