Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
методическая разработка на тему
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_m.a._nechaevoy.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 619
Калининского района Санкт-Петербурга
Mетодическая разработка мастер-класса
«Применение активных методов обучения
на уроках химии»
Выполнила:
Нечаева Марина Анатольевна
учитель химии Школы № 619
г. Санкт-Петербург
2012
«Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности»
В.А. Сухомлинский
Аннотация
Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов, направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Актуальность методической разработки в демонстрации активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся универсальных учебных действий, т.е. «умения учиться».
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог может использовать ее при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмета, так как демонстрируемые активные методы обучения (далее, АМО) универсальны и легко применимы на любом учебном предмете и во внеурочной деятельности. Следовательно, инновационным аспектом разработки является обучение педагогов АМО и представление авторской матрицы АМО для ее практического применения.
Содержание
- Введение ...................................................................................................................................4
- Цели и задачи мастер-класса ..........................................................................................5
- Классификация активных методов обучения и их характеристика…………………5
- Формы организации учебной деятельности…………………………………………..7
- Матрица АМО для составления технологической карты урока…………………….7
- Условия эффективности использования АМО.............................................................8
- Технологическая карта урока
- Название и авторы учебно-методического комплекса………………………………9
- Тема, цель и задачи урока ……………………………………………………………..9
- Ожидаемые результаты………………………………………………………………...9
- Тип урока, методы, технологии, формы обучения, применяемые на уроке……....10
- Оборудование к уроку………………………………………………………………...11
- Ход урока……………………………………………………………………………….11
- Самоанализ урока...........................................................................................................18
- Список литературы ...............................................................................................................19
- Введение
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования обусловило необходимость активизации таких методов преподавания, при которых процесс обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических условий и способов учебной деятельности обучающихся, в целях их успешной социализации.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО).
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.
Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:
- Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
- Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.
- Обеспечить формирование предметных и метапредметных, компетенций учащихся.
1.1. Цели и задачи мастер-класса
Целью мастер-класса является демонстрация активных методов обучения на примере урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
Для достижения этой цели участникам мастер-класса необходимо представить:
- Классификацию активных методов обучения и их характеристику.
- Формы организации учебной деятельности.
- Матрицу АМО для составления технологической карты урока.
- Условия эффективности использования активных методов обучения.
- Технологическую карту урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
1.2. Классификация активных методов обучения
Характеристика некоторых методов активного обучения:
• Проблемное обучение – основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
• Решение ситуационных задач – это элемент активного обучения. Ситуационные задачи помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.
• Анализ конкретных ситуаций - метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определенные решения.
• Учебная дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
• Исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
• Ролевая игра - при наименьших затратах труда и времени обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевые игры погружают обучающихся в модель близкой к жизненной ситуации.
1.3. Формы организации учебной деятельности
1.4. Матрица АМО для составления технологической карты урока
№ | Универсальная структура урока | Активные методы обучения | |
Ориентировочно-мотивационный блок | |||
1 | Организационный момент | ||
2 | Мотивация | Эвристическая беседа, мотивационный ролик | |
3 | Совместное целеполагание | Проблемное обучение, учебная дискуссия | |
4 | Проверка домашнего задания | Анализ конкретных ситуаций | |
5 | Актуализация субъективного опыта обучающихся | Выполнение индивидуальных заданий (практика) | |
Операционно-познавательный блок | |||
6 | Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Проблемное обучение, исследовательский метод, учебная дискуссия | |
7 | Усвоение новых знаний и способов действий | Решение ситуационных задач, действия по инструкции, поисковая лабораторная работа | |
8 | Первичная проверка понимания изученного | Учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций | |
9 | Обобщение и систематизация знаний | Кейсовый метод, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа | |
Контрольно-коррекционный и рефлексивный блок | |||
10 | Контроль, самоконтроль, коррекция знаний | Выполнение индивидуальных задач, учебная дискуссия | |
11 | Информация о домашнем задании | Разноуровневые домашние задания с правом выбора | |
12 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Формы проведения рефлексии, побуждающие диалогическое общение обучающихся |
1.5. Условия эффективности использования активных методов обучения
Для эффективного использования активных методов обучения необходимо выполнение некоторых условий:
- в начале урока необходимо создать ситуацию успеха для учащегося;
для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);
- между учащимися должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
- целесообразно использовать технологию групповой работы;
- на этапе решения практической задачи желательно использовать активный метод обучения - ролевую игру
- наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.
- Технологическая карта урока
- Название и авторы УМК
Химия. Неорганическая химия. 8 класс / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман/
- Тема, цель и задачи урока
Тема урока: «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»; научить расчетам относительной молекулярной массы вещества.
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся с помощью элементов игровой технологии.
- Способствовать формированию мотивации изучения новой темы через создание проблемной ситуации.
- Организовать изучение нового учебного материала с помощью активных методов обучения, в том числе исследовательской деятельности учащихся.
- Организовать в течение всего урока взаимопроверку и самооценку деятельности учащихся.
- Провести рефлексию учебной деятельности на уроке.
- Ожидаемые результаты
Личностные
Учащиеся:
- демонстрируют интерес к изучению темы;
- осознают, какое значение имеет для них тема урока.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся:
- умеют составлять план и определять последовательность действий;
- умеют контролировать правильность своих действий;
- умеют давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.
Познавательные
Учащиеся:
- умеют принимать цель учебной деятельности и осуществлять поиск средств ее выполнения;
- умеют использовать знаково-символические средства представления информации;
- умеют строить речевое высказывание;
- умеют устанавливать причинно-следственные связи;
- умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
Коммуникативные:
Учащиеся:
- умеют осуществлять сотрудничество в процессе работы в паре;
- умеют достаточно четко выражать свои мысли.
Предметные:
Учащиеся:
- знают понятия: «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»;
- умеют производить расчеты относительной молекулярной массы вещества.
- Тип урока, методы, технологии, формы обучения
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и технологии: Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.
Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
- Оборудование
Таблица Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей.
- Ход урока
- Самоанализ урока
Урок показал, что краткая и ясная формулировка проблемного вопроса ориентировала учащихся на нахождение определенного способа работы, и была понята учащимися однозначно. В процессе урока были созданы такие условия, при которых ученик начал рефлексировать собственный процесс работы и оценивать работу других учащихся.
Урок основывался на групповой работе учащихся, в которой сталкивались их суждения по проблемному вопросу. Для того, чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим был высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации.
Методические особенности обучения на данном уроке определялись, в первую очередь, деятельностным подходом, который был организован с помощью активных методов обучения: проблемного обучения, ролевой игры, «исследовательской лаборатории», а также технологии групповой работы. С точки зрения деятельностного подхода на уроке происходила не столько передача информации, сколько процесс взаимодействия между самими учащимися и учащимися и учителем.
Анализ урока показал, что практически все участники оказались вовлеченными в процесс познания и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии был востребован субъективный опыт учащихся, и формировалась их личностная позиция.
Необходимо отметить, что учитель на уроке был в роли организатора, наблюдателя и консультанта.
- Список литературы
- Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
- Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
- Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учебное пособие для учителей. – М, .1998.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М. Смолкин - М.: Высшая школа, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология деятельностного метода на уроках химии в школе
Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе...
Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»
В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...
Современные образовательные технологии (кейс - метод) на уроках химии (из опыта проведения мастер - класса)
Опыт проведения мастер - класса по одной из современных образовательных технологий в рамках курсов повышения квалификации учителей химии Курской области...
Методические разработки по теме «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка».
Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывае...
формы и методы обучения по химии
Урок-главная организационная форма обучения...
методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "
В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время. Главной идеей образования в последние годы...
Методическая разработка "Применение цифрового лабораторного оборудования на уроках химии в 9 классе"
Данная методическая разработка посвящена использованию цифровых лабораторий в преподавании химии в 9 классе. Рассматриваются возможности применения датчиков для организации демонстрационных эксперимен...