«Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»
статья

Доклад

 

«Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания  и поведения»

 

   Перед педагогом стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встаёт проблема: освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально – бытовой адаптации. Данные навыки начинают формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообслуживания  и поведения»

                                                                        Воспитатель: Журавлева Е.А.

                                                                              Октябрь 2023г.

   В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей. Самообслуживание младших школьников с ОВЗ вводится с первого дня нахождения в школе – интернат, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке группы, спальни, столовой.

   Перед педагогом стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встаёт проблема: освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально – бытовой адаптации. Данные навыки начинают формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

   К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:

  • Гигиенические навыки;
  • Навыки культуры еды;
  • Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего пользования;
  • Навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
  • Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

   При формировании навыков самообслуживания я обязательно учитываю особенности развития таких детей.

   Я применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребёнком. Использую словесную инструкцию и коррекцию действий детей. Воспитанники знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определённые действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов. Моя помощь достаточно разнообразна:

  • Устная – слова, которые наталкивают ребёнка на требуемое действие.
  • Демонстрационная – показ самого действия, чтобы ребёнок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребёнок не способен реагировать только на устные указания.
  • Наглядная – наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.
  • Физическая – физические действия, помогающие ребёнку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Формирование навыков самообслуживания включает в себя:

1.Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е. «все крошки в ладошку», чтобы на пол со стола не сметали.

   Эти навыки закрепляются постоянно; учу и слежу, чтобы пищу брали понемногу, чтобы пользовались салфетками.

2.Формирование навыков мытья рук: учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать. При обучении использую совместные действия ребёнка и взрослого, т.е. на своём примере.

3.Формирование навыков одевания: как и любой навык самообслуживания умение самостоятельно одеваться помогает ребёнку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Руслану всё равно, как одета шапка, что не завязаны шнурки на ботинках и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.

4.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке: привлекаю детей к элементарному хозяйственно – бытовому труду. Учу поддерживать порядок в группе: убирать и правильно складывать игрушки после игр, обувь и одежду. Закон – «У каждой вещи есть своё место!»

   Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги, мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.)

   Самое главное – учу испытывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание на то, как хорошо, когда в группе порядок и наоборот.

   Задача воспитателя – научить ребёнка не только правильно выполнять определённые действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку. С целью формирования компетенции в бытовой сфере, особое внимание по социально – бытовой ориентации воспитанников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты в группе, спальнях. Подготовить каждого ребёнка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.

   В самообслуживании перед ребёнком младшего школьного возраста с ОВЗ всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребёнку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая  себя, ребёнок проявляет определённые физические и умственные усилия.

   Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки, ставят по местам предметы быта. Введено правило: «Каждой вещи – своё место». На конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это правило. Дети видят, что когда вещи на месте, вещами удобно пользоваться и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся красиво заправлять кровать, по мере возможности наводят порядок в тумбочках. Ежедневно учу ребят быть всегда опрятными, аккуратными, следить за своим внешним видом, школьной формой, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых устранять их. Во всех ситуациях дети не только практически овладевают навыками самообслуживания, но и осваивают определённые нормы поведения в коллективе сверстников.

   Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога – похвалить, поддержать инициативу ребёнка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и её темпу.

   Дети должны уметь не только быстро одеться и в определённой последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.

   Воспитатель должен постоянно отмечать, ка повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава, сложены ли аккуратно вещи и т.д.), позаботился ли ребёнок о том, что намокшие вещи были положены для просушки, привёл ли он себя в порядок после прогулки.

   Воспитатель не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребёнка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребёнку шепотом, с улыбкой. Он должен объяснять значение правильных поступков, отражающих культуру поведения. Дети, которые так поступают, культурные, они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть.

   Очень важно при обучении приёмам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

   Навыки самообслуживания, как и любые другие, образуются не сразу. Нужно, чтобы они поняли, как это следует делать (умываться, складывать и т.д.). По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к словесному объяснению: «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполнили работу.

   Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы дети проявляли внимание, помощь, заботу к другим. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе  с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше. В организации самообслуживания младших школьников с ОВЗ необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

   Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, еды, одевания.

   Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста.

   Организуя самообслуживание, воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены.

   Закрепляйте у детей постоянно следующие навыки:

  • Держать правильно ложку;
  • Мыть руки;
  • Пользоваться полотенцем;
  • Пользоваться носовым платком;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться.

   Развитие навыков культуры поведения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

   Большую роль в судьбе детей с ОВЗ играет труд. Труд служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников. Очень важно самому быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть движение души ребёнка, его скрытые мотивы.

   Формирование навыков культурного поведения – дело не простое, требует знания педагогических приёмов. В работе нужна последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в нравственных поступках.   У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. Например, во время одевания надо помнить о том, что рядом одеваются товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он выпрямился и не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста».  Дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь.

      Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельности должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.

   Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

   Ребята невольно наблюдают за поведением других людей, за их действиями, поступками и общением друг с другом. После этого мы обсуждаем те пробелы и ошибки, которые были совершены и то хорошее, правильное в поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

   Необходимо продолжать работу в данном направлении.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью в группе продлённого дня

Если системно управлять воспитательно - оздоровительной работой с раннего возраста, научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ...

Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность....

Формирование ключевых компетенций в области здорового образа жизни

Общепринятым является то, что охрана и укрепление физического и нравственного здоровья детей – это первостепенная задача общества.         Какой бы элемент восп...

"Формирование ключевых компетенций и развитие навыков самостоятельной работы суворовцев посредством информационных технологий"

Календарно-тематическое планированиепо алгебре для кадетских классов и суворовских училищв   9   классе   на   2014/2015   учебный  год  ( 4...

Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся

В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....

Методическое пособие «Формирование у младших школьников навыка решения изобретательских задач на материале художественного творчества»

Мною разработан, и опробован «Упрощенный АРИЗ», (алгоритм решения изобретательских задач) который позволяет представить сложный теоретический материал в увлекательной, адаптированной для д...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....