Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообразования и поведения.
материал (7 класс)

Белоус Лидия Васильевна

Формирование у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообразования и поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Выступление на МО воспитателей

Формирование  у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообразования и поведения

( из опыта работы)

Подготовила

 воспитатель

Белоус Л.В.

2023 у.г.

«Формирование у младших школьников с ОВЗ  ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать» - Роджер Левин.

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей. Самообслуживание младших  школьников  с ОВЗ  вводится с первого дня нахождения в школе- интернат, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке группы, спальни, столовой.

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки   начинают  формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:

•  гигиенические навыки;

•  навыки культуры еды;

•  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего

   пользования;                

•  навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

При  формировании навыков самообслуживания  я  обязательно учитываю особенности развития таких детей.

   Я  применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую  словесную инструкцию  и коррекцию действий детей.  Обучающиеся знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов.

Моя помощь  достаточно разнообразна:

•  устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

• демонстрационная - показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

• наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

• физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

 Формирование навыков самообслуживания включает в себя:

1.Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е.- «Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали.

Эти навыки закрепляются постоянно;  учу и слежу, чтобы  пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками, в родной школе

2.Формирование навыков мытья рук.

Учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении использую совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.

3.Формирование навыков одевания.

Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Эмилю все равно, как одета шапка, в какую сторону повернута, никогда не поправляет куртку и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.

4.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекаю детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учу поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду.  Закон- «У каждой вещи есть свое место!»

Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги,  мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.),

Самое главное- учу испытывать  чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.  

 Задача воспитателя – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку. С целью формирования компетенции в бытовой сфере ,особое внимание по социально  бытовой ориентации воспитанников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты группах, спальнях. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.

 В самообслуживании перед ребенком  младшего школьного возраста  с ОВЗ  всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определённые физические и умственные усилия.

Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки, ставят по местам

предметы быта. Введено правило: « Каждой вещи – свое место». На

конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это

правило. Дети видят , что когда вещи на месте, вещами удобно пользоваться

и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся красиво заправлять кровать,

по мере возможности наводят порядок в тумбочках. Ежедневно учу ребят

быть всегда опрятными, аккуратными, следить за своим внешним видом,

школьной формой, замечать неполадки в своей одежде,

самостоятельно или с помощью взрослых устранять их. Во всех ситуациях

дети не только практически овладевают навыками самообслуживания,

но и осваивают определенные нормы

поведения в коллективе сверстников.

 Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога – похвалить, поддержать инициативу ребенка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и её темпу.

Дети должны уметь не только быстро одеться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.

 Воспитатель должен постоянно отмечать, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли шарф и т.д.), позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок в раздевальной комнате.

 Воспитатель не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребенку шёпотом, с улыбкой. Он должен объяснять значение правильных поступков, отражающих культуру поведения. Дети, которые так поступают. Культурные. Они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть.

Педагог может напомнить стихи о Маше – растеряше, человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ним посмеяться над таким человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожим на него

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так» - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Подробный показ и объяснение научит их точно следовать необходимому способу действий, то есть исполнительности.

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту ж е последовательность действий.

 Навыки самообслуживания, как и любые другие, образуются не сразу. Нужно, чтобы они поняли, как это следует делать (умываться, складывать и. т. д). По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к словесному объяснению. «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»

Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполнили работу.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы дети проявляли внимание, помощь, заботу к другим. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше В организации самообслуживания младших  школьников  с ОВЗ необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

 Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, одевания, еды.

Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста. Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной материальной среды. Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.

Организуя самообслуживание  воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены

Закрепляйте у детей постоянно следующие навыки:

- держать правильно ложку;

- мыть руки;

- пользоваться полотенцем;

 - пользоваться носовым платком;

- самостоятельно раздеваться и одеваться.

Развитие навыков культуры поведения  предусматривает

выполнение воспитанником норм и правил общения со сверстниками и

взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с                        

использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а

также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культура

поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно

связана с нравственными  чувствами  и представлениями   и, в свою очередь.,

подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.

 Большую роль в судьбе детей

с ограниченными возможностями здоровья играет труд. Труд служит

эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных

нарушений воспитанников. Очень важно самому

быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть

движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в

школе большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка

днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым замечанием,

одергиванием.

 Формирование навыков культурного поведения –

дело не простое, требует знание педагогических приемов. В работе нужна

последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся

повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью,

общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Необходимо

приучать детей здороваться со сверстниками, воспитателем, сотрудниками

школы. В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в

течении дня с персоналом нашей школы. Многократные упражнения

помогают воспитанникам осознать общее правило: « Если увидел человека

впервые за день, необходимо здороваться», такая постоянная связь

формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и

приветливо, другие нуждаются в постоянном напоминании. Работа в этом

направлении ведется ежедневно.

У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. А именно, во время одевания надо помнить о том, что рядом одевают товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он выпрямился и не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста». Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Значительно возросший уровень навыков позволяет повышать требование к темпу деятельности.

Побуждая детей, чтобы процессы одевания не затягивались, можно использовать следующие приемы: напомнить о предстоящей интересной деятельности на участке, положительно оценить детей, проявляющих деловитость и сосредоточенность.

Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельности должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.

Учите детей запоминать свою одежду и складывать её аккуратно в шкаф.

Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

викторины... Ребята невольно наблюдают за поведением других людей, за их

действиями, поступками и общением друг с другом. После этого мы

обсуждаем те пробелы и ошибки, которые были совершены и то хорошее,

правильное в поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Таким образом, после проделанной работы, мы можем сделать следующий

вывод, что у воспитанников успешно складывается общение со

сверстниками. Навыки самообслуживания, трудовые навыки, культуры

поведения и общения на более высоком уровне. Ребята стали более

общительными, вежливыми, внимательными к окружающим. Меньше стало

конфликтов, раздоров, обид. Активизировался словарный запас

воспитанников. Коллектив стал более сплоченным и дружным. Необходимо

продолжать работу в данном направлении.



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Выступление на МО воспитателей

Формирование  у младших школьников с ОВЗ ключевых компетенций в области навыков самообразования и поведения

( из опыта работы)

Подготовила

 воспитатель

Белоус Л.В.

2023 у.г.

«Формирование у младших школьников с ОВЗ  ключевых компетенций в области навыков самообслуживания и поведения»

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать» - Роджер Левин.

В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей. Самообслуживание младших  школьников  с ОВЗ  вводится с первого дня нахождения в школе- интернат, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке группы, спальни, столовой.

Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки   начинают  формировать у детей с первых дней их поступления в школу. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные игровые ситуации.

К навыкам самообслуживания и правилам поведения в быту, относятся:

•  гигиенические навыки;

•  навыки культуры еды;

•  навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного и общего

   пользования;                

•  навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

•  навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений

При  формировании навыков самообслуживания  я  обязательно учитываю особенности развития таких детей.

   Я  применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую  словесную инструкцию  и коррекцию действий детей.  Обучающиеся знакомятся с предметами ближайшего окружения (школьной мебелью, посудой, школьные принадлежности и т.д.), учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов.

Моя помощь  достаточно разнообразна:

•  устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

• демонстрационная - показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

• наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

• физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

 Формирование навыков самообслуживания включает в себя:

1.Формирование навыков еды: учу правильно сидеть за столом, есть аккуратно, тихо, не чавкая, убирать за собой посуду, правильно и чисто вытирать стол, т.е.- «Все крошки, в ладошку.», чтобы на пол со стола не сметали.

Эти навыки закрепляются постоянно;  учу и слежу, чтобы  пищу брали понемногу, неплохо было бы учить пользоваться салфетками, в родной школе

2.Формирование навыков мытья рук.

Учу самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, при необходимости лицо, правильно пользоваться мылом, полотенцем, класть туалетные принадлежности на место, мокрые полотенца просушивать, прежде чем положить в пакет. При обучении использую совместные действия ребенка и взрослого, т.е. на своем примере.

3.Формирование навыков одевания.

Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Тут приходится труднее, например Эмилю все равно, как одета шапка, в какую сторону повернута, никогда не поправляет куртку и т.д., необходим постоянный контроль и помощь взрослого.

4.Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекаю детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учу поддерживать порядок в классе: убирать и правильно складывать школьные принадлежности, игрушки после игр, обувь и верхнюю одежду.  Закон- «У каждой вещи есть свое место!»

Побуждаю соблюдать правила культурного поведения (вытирать при входе в школу ноги,  мальчикам снимать шапку при входе в помещение, придерживать дверь при входе и выходе, чтобы не стучала и т.п.),

Самое главное- учу испытывать  чувство удовлетворения от чистоты и порядка, обращаю внимание, на то, как хорошо, когда в классе порядок и наоборот.  

 Задача воспитателя – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку. С целью формирования компетенции в бытовой сфере ,особое внимание по социально  бытовой ориентации воспитанников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты группах, спальнях. Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни, является главной задачей нашей работы.

 В самообслуживании перед ребенком  младшего школьного возраста  с ОВЗ  всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку, убрал игрушки – можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определённые физические и умственные усилия.

Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки, ставят по местам

предметы быта. Введено правило: « Каждой вещи – свое место». На

конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это

правило. Дети видят , что когда вещи на месте, вещами удобно пользоваться

и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся красиво заправлять кровать,

по мере возможности наводят порядок в тумбочках. Ежедневно учу ребят

быть всегда опрятными, аккуратными, следить за своим внешним видом,

школьной формой, замечать неполадки в своей одежде,

самостоятельно или с помощью взрослых устранять их. Во всех ситуациях

дети не только практически овладевают навыками самообслуживания,

но и осваивают определенные нормы

поведения в коллективе сверстников.

 Дети приобретают опыт разнообразных поступков, в которых отражается внимание к сверстникам, стремление оказать им помощь. Более того – появляется самостоятельность детей: они начинают совершать поступки по собственному желанию и задача педагога – похвалить, поддержать инициативу ребенка, вызвать желание поступать подобным образом. Наличие достаточных умений у детей позволяет воспитателю значительно повысить требования к качеству деятельности и её темпу.

Дети должны уметь не только быстро одеться и в определенной последовательности складывать вещи. Процесс одевания и раздевания должен отражать привычку к аккуратности, бережное отношение к вещам, потребность в чистоте и порядке.

 Воспитатель должен постоянно отмечать, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли шарф и т.д.), позаботился ли ребенок о том, чтобы намокшие вещи были положены для просушки, привел ли он себя в порядок в раздевальной комнате.

 Воспитатель не должен спешить с резкими замечаниями или прямыми указаниями, которые могут обидеть ребенка и тем самым вызвать негативизм. Можно напомнить ребенку шёпотом, с улыбкой. Он должен объяснять значение правильных поступков, отражающих культуру поведения. Дети, которые так поступают. Культурные. Они умеют привести себя в порядок, на них приятно смотреть.

Педагог может напомнить стихи о Маше – растеряше, человеке рассеянном с улицы Бассейной, различные ситуации, в которых проявилась неряшливость героя, вместе с ним посмеяться над таким человеком. Надо вызвать у детей желание не быть похожим на него

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так: ребенок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться - чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так» - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Подробный показ и объяснение научит их точно следовать необходимому способу действий, то есть исполнительности.

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту ж е последовательность действий.

 Навыки самообслуживания, как и любые другие, образуются не сразу. Нужно, чтобы они поняли, как это следует делать (умываться, складывать и. т. д). По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к словесному объяснению. «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»

Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполнили работу.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы дети проявляли внимание, помощь, заботу к другим. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше В организации самообслуживания младших  школьников  с ОВЗ необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

 Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов умывания, одевания, еды.

Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста. Закреплению навыков самообслуживания способствует создание специальной материальной среды. Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.

Организуя самообслуживание  воспитатели должны разумно следить за соблюдением требований гигиены

Закрепляйте у детей постоянно следующие навыки:

- держать правильно ложку;

- мыть руки;

- пользоваться полотенцем;

 - пользоваться носовым платком;

- самостоятельно раздеваться и одеваться.

Развитие навыков культуры поведения  предусматривает

выполнение воспитанником норм и правил общения со сверстниками и

взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с                        

использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а

также вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культура

поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно

связана с нравственными  чувствами  и представлениями   и, в свою очередь.,

подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.

 Большую роль в судьбе детей

с ограниченными возможностями здоровья играет труд. Труд служит

эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных

нарушений воспитанников. Очень важно самому

быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть

движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в

школе большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка

днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым замечанием,

одергиванием.

 Формирование навыков культурного поведения –

дело не простое, требует знание педагогических приемов. В работе нужна

последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы режим дня и вся

повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью,

общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Необходимо

приучать детей здороваться со сверстниками, воспитателем, сотрудниками

школы. В данном случае используется утренний приход в школу и встречи в

течении дня с персоналом нашей школы. Многократные упражнения

помогают воспитанникам осознать общее правило: « Если увидел человека

впервые за день, необходимо здороваться», такая постоянная связь

формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и

приветливо, другие нуждаются в постоянном напоминании. Работа в этом

направлении ведется ежедневно.

У детей формируются навыки культуры поведения в окружении сверстников. А именно, во время одевания надо помнить о том, что рядом одевают товарищи, не помешать, не причинить никому неприятности. Наклонившегося товарища предупредить о том, чтобы он выпрямился и не ударился. Проходя мимо в неудобном месте, обратиться к товарищу в вежливой форме: «Разреши пройти, пожалуйста». Старшие дети способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь. Значительно возросший уровень навыков позволяет повышать требование к темпу деятельности.

Побуждая детей, чтобы процессы одевания не затягивались, можно использовать следующие приемы: напомнить о предстоящей интересной деятельности на участке, положительно оценить детей, проявляющих деловитость и сосредоточенность.

Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельности должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.

Учите детей запоминать свою одежду и складывать её аккуратно в шкаф.

Итак, воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

викторины... Ребята невольно наблюдают за поведением других людей, за их

действиями, поступками и общением друг с другом. После этого мы

обсуждаем те пробелы и ошибки, которые были совершены и то хорошее,

правильное в поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Таким образом, после проделанной работы, мы можем сделать следующий

вывод, что у воспитанников успешно складывается общение со

сверстниками. Навыки самообслуживания, трудовые навыки, культуры

поведения и общения на более высоком уровне. Ребята стали более

общительными, вежливыми, внимательными к окружающим. Меньше стало

конфликтов, раздоров, обид. Активизировался словарный запас

воспитанников. Коллектив стал более сплоченным и дружным. Необходимо

продолжать работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью в группе продлённого дня

Если системно управлять воспитательно - оздоровительной работой с раннего возраста, научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ...

Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность....

Формирование ключевых компетенций в области здорового образа жизни

Общепринятым является то, что охрана и укрепление физического и нравственного здоровья детей – это первостепенная задача общества.         Какой бы элемент восп...

"Формирование ключевых компетенций и развитие навыков самостоятельной работы суворовцев посредством информационных технологий"

Календарно-тематическое планированиепо алгебре для кадетских классов и суворовских училищв   9   классе   на   2014/2015   учебный  год  ( 4...

Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся

В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....

Методическое пособие «Формирование у младших школьников навыка решения изобретательских задач на материале художественного творчества»

Мною разработан, и опробован «Упрощенный АРИЗ», (алгоритм решения изобретательских задач) который позволяет представить сложный теоретический материал в увлекательной, адаптированной для д...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....