Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся
презентация к уроку по теме
В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti_kak_bazovoy_osnovy_klyuchevykh_kompetentsiy.pptx | 297.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтению надо учиться и чтению надо учить!
Обоснование выбора темы Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Но несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе обязательного общего образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области формирования читательской компетентности школьников. Источник: http://www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2011/5.pdf
Цель и задачи Цель: изучить и применять в педагогической практике приемы, формирующие умение грамотно работать с текстом. Задачи: совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). обучать пониманию текста и активизировать в процессе чтения психические процессы, участвующие в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать общую культуру ученика, - растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Читательская компетентность Вычитывание информации из текста; Интерпретация прочитанного; Размышления и оценка прочитанного. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
Компоненты читательской компетентности Познавательный – знания (степень их обобщения и полноты); Операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий); Ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
Типы текста Несплошные тексты Формы (налоговые, визовые, анкеты и т.д.) Информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги ит.д.) Расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции) Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты) Призывы и объявления (приглашения, повестки идр .) Таблицы и графики Диаграммы Таблицы и матрицы Списки Карты Сплошные тексты Описание (художественное и техническое) Повествование (рассказ, отчет, репортаж) Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация) Аргументация (научный комментарий, обоснование) Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Чтение как основной вид учебной деятельности в школе Специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами: I группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы. II группа - умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Технологии и стратегии развития чтения Технология развития критического мышления средствами чтения и письма ( И.О.Загашев , С.И.Заир-Бек ); Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина); Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова); Методика развития информационной грамотности ( О.Н.Мяэотс , О.Громова); Стратегии чтения ( Н.Н.Сметанникова ); Технология скорочтения ( М.А.Зиганов ); Методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов) Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев) Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова); Технология формирования информационной культуры личности ( Н.В.Збаровская , Н.И.Гендина ); Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник ): Стандарты оценки качества чтения PISA (понимание текста); Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения (Э.А.Орлова).
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ) Приемы активного чтения: Прием «Чтение с пометами» Прием «Толстые и тонкие вопросы» Прием «Чтение с остановками» Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием «Ассоциация» Прием «Ключевые слова» Прием «Да – нетка », или Универсальная игра для всех. Приемы графической организации учебного материала: Прием «Составление кластера» Прием «Перепутанные логические цепочки» Приемы, требующие творчества учащихся: Прием « Синквейн » и «Диаманта» Прием « Цветопись » Прием « Пятиминутное эссе» Методы и приемы, используемые при групповой работе: Метод «Шесть шляп критического мышления Прием «Учебный мозговой штурм» Прием «Письмо по кругу» Маркировочные таблицы: Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT». Данные приемы широко применяются и в начальной школе!
С чего начнем? Начнем с проверки техники чтения! 1. Чтение в темпе свободной речи 5 баллов З балла 1 балл 1 класс 30-40 2 класс 55-60 3 класс 75-80 4 класс 90-95 5 класс 95-120 85-95 60-84 6 класс 125-150 110-124 90-109 7 класс 150-170 136-149 115-135 8 класс 170-180 146-169 120-145 9 класс 180-190 151-179 125-150 10 класс 180-190 160--179 135-159 11 класс 190-200 161-189 135-160 2. Сознательность чтения, т. е. чтение с пониманием не только общего смысла прочитанного текста, но и всех его элементов и языковых средств. 5 – 11 класс Ответили на 2 вопроса Ответили на 1 вопрос Не ответили на вопрос 3 . Правильность чтения , т . е. чтение без ошибок и искажений. 5 -11класс Допущено не более 1 ошибки Допущено 2-3 ошибки Допущено 4 и более ошибки Х=(Х 1 +Х 2 +Х 3 ):3 4-5 (умение сформировано полностью) 2-3 ( умение сформировано частично) 1 (умение не сформировано) Источник: http://www.chel-15.ru/uploads/klyuchevie_kompetencii_11.doc
Решения ШМО: Учителям начальной школы и учителям литературы провести проверку техники чтения всех учащихся. Результат представить на ближайшем заседании МО. Всем участникам МО начать изучение и применение на практике приемов работы с текстом. Приветствуются проведение открытых уроков, мастер-классов на ШМО, публикации на школьном и учительском сайтах для обобщения опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...
Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...
Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...
Тематический педсовет«Компетентносный подход в образовательном процессе: теоретические основы, критерии подхода, ключевые компетенции учащихся и преподавателей в условиях дополнительного образования»
Тематический педсовет...
Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...
Методы развивающего обучения, как основа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Доклад по теме отражает суть преход от "знаниевой" ситемы к компетентностному подходу. Содержит иллюстративный материал и пояснения к разлиным типам заданий, направленных на формирование клю...