Доклад "Основные направления работы в школе учителя-логопеда"
учебно-методический материал

Прокопьева Лилия Халиловна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх - Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» 

 

 

 

 

 

Доклад  

«Основные направления работы

учителя-логопеда в школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Прокопьева Л.Х.

 

 

 

 

 

2024г.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

 Речевое развитие таких детей характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, нарушением лексико-грамматического компонента речевой системы, в результате чего возникают трудности овладения письмом и чтением, для таких детей характерно неустойчивое внимание, низкая наблюдательностью по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие словесно-логического мышления.

И как следствие этого, у обучающихся отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение уровня работоспособности и самостоятельности. Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических процессов.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ. 

Работа над речевой системой в целом

Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

Длительное закрепление направленных речевых навыков

Частый повтор упражнений с элементами новизны

Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

Конкретность и доступность заданий

Умеренный темп работы

Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность)

Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у школьников. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов.

 В ходе работы решается ряд дополнительных  задач:

  1. развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  2. формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  3. формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  4. профилактика и исправление нарушений письма и чтения.  

        В школе учитель-логопед  осуществляет логопедическую помощь ученикам, а именно: 

  • Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;
  • комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
  • составление программы коррекционной работы;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;  реализация образовательных программ.  

       Свою деятельность школьного логопеда по исправлению фонетико-фонематической несформированности речи осуществляю в следующих направлениях:

Исправление устной речи.

Профилактика отклонений письменной речи.

Коррекция нарушений письменной речи.

Исправление устной речи. Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи:

а) групповые.

      Эти занятия всегда включают в себя организационный момент, определение темы занятия. Как отдельный элемент в начале урока выступает артикуляционная гимнастика, при проведении которой используются зеркала. Упражнения с органами говорения помогают четкой артикуляции звуков. В основной части проводятся задания по обогащению лексического запаса введением прилагательных, синонимичных глаголов, работа по картинкам стимулирует детей к говорению, развитию связной речи. Важной частью логопедического занятия является развитие фонематического слуха, формируется навык находить заданный звук в слове, определять позицию определенного звука в начале, середине или конце слова. Дети дифференцируют понятия «звук» и «буква». Идет постоянная тренировка в различении гласных и согласных. Ценность логопедического занятия заключается в развитии мелкой моторики руки, что способствует успешной коррекции речевых нарушений (работа со счетными палочками, пальчиковые гимнастики, упражнения с ниточками, веревочками, крупой, пазлами.)

        Обязательно включаю в работу физкультминутки, представляющие собой какие – либо действия с проговариванием в форме четверостиший, считалок, чистоговорок, позволяющие детям абстрагироваться от зубрежки и сделать процесс запоминания увлекательным и интересным. В итоговой части делаю вывод по проделанной работе, уточняю, что понравилось, больше всего запомнилось, а так же прогнозировать тему следующего занятия, нацеливаю на предстоящую работу.

б) индивидуальные.

     Эти занятия проводятся с целью исправления у детей имеющихся нарушений звукопроизношения и условно подразделяются на занятия по:

  1. постановке звука (постановка звука может осуществляться по подражанию, так как механически я не имею права это делать.  
  2. автоматизации звука (сначала учу произносить звук изолированно, потом в слогах, словах и предложениях); дифференциации звука – это введение звука в речь. Деятельность по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Данную деятельность осуществляю благодаря специальным упражнениям и заданиям.

Например:

  • Различать первый и последний звук в слове, определить место для звука в слове;
  • Придумать слова на предлагаемые определённые звуки.
  • Выбрать концовку слова (для этого ребенку дается один или два звука, а он должен выбрать подходящий).
  • Делить слова по слогам (с использованием «прохлопыванию» слогов).
  • Добавить в начале или в конце слова не хватающих слогов.
  • Выделить звуки из слова.
  • Уметь подобрать слова с определенным количеством звуков.
  • «Какой звук убежал?» (крот — кот, рот; лампа - лапа, и т. д.

Профилактика отклонений письменной речи. 

      Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка, формировать связную речь (научить детей разным видам пересказа, составлению рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.д.), развитие мелкой моторики с использованием массажа, пальчиковых игр, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином; развитие тактильных ощущений. Подготовку к обучению грамоте: знакомство с понятиями предложение, слово, слог, буква, звук. Это поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Коррекция нарушений письменной речи. 

1. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.

СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Основные задачи коррекционного обучения:

-Развитие фонематического восприятия.

-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

-Определение положения звука по отношению к другим звукам.

 

2. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием.

СИМПТОМЫ:

Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);

включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, хж); зеркальное написание букв; отрыв элементов букв; лишние элементы (шишки — шишшики).

Упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушений ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА (примеры):

  1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
  4. Назвать гласные в слове.
  5. Записать только гласные данного слова.
  6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
  10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
  11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
  12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

  1. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
  2. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

4. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.

 СИМПТОМЫ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи). замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш); замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш); замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’); замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю); пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного; замена и смешение гласных: о, у, е, и.

 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

совершенствование речевых навыков;

формирование соответствующих предпосылок интеллекта; формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия; формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.

Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.

Упражнения для коррекции артикуляционно-акустической дисграфии (примеры).

Упражнения на различение звуков:

-Предложить придумать слова со звуком С и Ш.

-Поднять букву С или Ш в зависимости от раличия ее в услышанном слове.

-Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а –крыШа, крыСа).

5. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.

СИМПТОМЫ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

· неправильное употреблении предлогов, рода, числа;

· пропуск членов предложения;

· нарушение последовательности слов в предложении;

· искажение морфемного строя слова;

· замены приставок и суффиксов;

· нарушение конструкции предложения;

· изменение падежа, местоимений и числа существительных;

· нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:

Работа над словоизменением

Работа над предлогами

Работа над словообразованием

Обогащение словарного запаса

Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы:

работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением).

Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы: звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов; работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова; письмо по памяти; проговаривание при письме.  

Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно  ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития. Работа должна проводиться комплексно с другими педагогами, а занятия должны быть систематическими.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида.

Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида....

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Работа с родителями учителя-логопеда в доу.

Презентация работы с родителями учителя-логопеда ДОУ...

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2014-2017 уч.год

Профессионально-педагогическая деятельность.Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.Изучение специальной литературы.Повышение квалификации, профессионального мастерства....

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...