Сущность, содержание и формы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в современной социально-педагогической ситуации
методическая разработка
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка. Педагоги нашего ДОУ ведут активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов дошкольного образования и воспитания, где на первый план выдвигается формирование нравственно-личностных качеств ребенка, его духовного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность, содержание и формы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в современной социально-педагогической ситуации
Бодунова Светлана Ильинична
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад «Сказка»
п.Арти Свердловской области
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека[1]».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческие качества в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка. Педагоги нашего ДОУ ведут активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов дошкольного образования и воспитания, где на первый план выдвигается формирование нравственно-личностных качеств ребенка, его духовного мира. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Я работаю музыкальным руководителем, а значит, имею уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации личности маленького ребенка, а также выполнению целей духовно-нравственного и патриотического воспитания. Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [2].
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель[3].
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике я начинаю постепенно. Уже в средней группе я обязательно называю произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор.
Восприятие музыки – главный фактор развития эмоциональности и духовности. Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему[4]. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на музыку.
В России духовно-нравственное и патриотическое воспитание традиционно содействовало становлению личности ребёнка на основе православной культуры, фольклора. Приобщение наших детей к истокам народной культуре происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный план вечеров-развлечений, концертов учащихся детской школы искусств.
В нашем детском саду стало традиционным проведение таких праздников, как «Уральская ярмарка», Рождество, Пасха, Масленица. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения мы широко используем богатый духовный опыт русского православия, народных обычаев и традиций.
Нам хочется, чтобы дошкольники знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Воспитывая у детей любовь к малой Родине, её символам, истории, памятным местам мы воспитываем маленького гражданина. В практике работы нашего детского сада проводятся интегрированные занятия, которые решают образовательные задачи с наименьшей психологической и физической нагрузкой на детей.
Я подготовила и провела цикл интегрированных занятий по теме «Моя семья», «Россия – Родина моя», «Мама – слово дорогое», «Добрый сказочник П.Бажов», «В русской горнице».
По существу целью духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников является то, что выпускник должен уходить в большую жизнь имея те нравственные и духовные приоритеты, которые будут ему помогать всю жизнь и быть глубоко порядочным человеком. В августе в детском саду «Сказка» в рамках Дня молодого избирателя проходят «Выборы Президента детского сада» среди воспитанников двух подготовительных к школе групп. Игра «Выборы президента детского сада» — один из новых подходов к реализации гражданского и нравственного воспитания, который педагоги нашего учреждения стараются применять в своей работе.
Многолетней традицией нашего детского сада стали организации проведения мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества и празднику Победы. Такие праздники надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального и духовного облика.
В 2019 в ДОУ «Сказка» впервые прошла акция «Бессмертный полк». Дошкольники с портретами свих прадедов в одной колонне с родителями и педагогами, исполняя военные песни, прошли к обелиску павшим воинам. Минутой молчания все участники акции почтили память павших на полях сражений.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери [5]». В настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Поэтому, педагогами ДОУ, совместно с родителями, регулярно проводятся досуговые мероприятия, посвящённые «Дню матери», «8 марта», Дню пожилого человека, поздравления детей с днём рождения, праздники семейного общения, которые стали для всех любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий. Не менее важно, что театр развивает эмоциональную сферу ребёнка, учит его сочувствовать персонажам, сопереживать событиям. Театр также позволяет сформировать опыт социальных навыков, благодаря тому, что каждая постановка имеет нравственную направленность. Дошкольники с удовольствием участвовали в инсценировках «А зори здесь тихие», «Гости из книжки», «Детсад будущего». На Дне Победы силами педагогов была поставлена музыкально-литературная композиция «Мы шли к Победе», на конкурсе «Грани талантов» педагоги представили постановку «Башмачки из Люблина».
Художественное слово – это действенное средство воспитания моральных качеств. Особенно эффективны такие мероприятия, на которых звучат стихи, помогающие формированию внутреннего, духовного мира, (например, конкурсы чтецов). Мои воспитанники удостоены дипломов 1,2, и 3 степени в конкурсе «Читай, чтобы помнить».
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития дошкольников. Результатом проектной технологии, которая является эффективной и продуктивной для решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников стали проекты «Волшебный свет Рождества», «Профессии наших мам», «Наши защитники».
Результатом работы духовно-нравственного и патриотического воспитания являются позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе воспитания дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.
Создание условий в ДОУ «Сказка» для духовно-нравственного и патриотического воспитания, позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным останется стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. И закончить я хотела бы словами Василия Александровича Сухомлинского: «Любовь к Отчизне и любовь к Родине – это два быстрых потока, которые сливаясь, образуют могучий океан патриотизма[6]».
Список литературы
1 Сухомлинский В.А. О воспитании, М.,1975.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
3. Аристотель. Политика. — Собрание сочинений: В 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1983.
4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – Москва, Просвещение, 2000
5. Ю.Яковлев Родная страна, М.: Малыш, 1985
6. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская М.: Педагогика 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу
Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...