Система работы педагогов по формированию здоровьесберегающей среды
статья

Максименко Е.А.

доклад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кармановская средняя общеобразовательная школа»

Железногорского района Курской области

Доклад на педсовете:

«Система работы педагогов

по формированию здоровьесберегающей среды»

Учитель русского языка и литературы

Максименко Е.А.

2020 – 2021учебный год

Система работы педагогов по формированию здоровьесберегающей среды

«Учитель может сделать для здоровья

школьников гораздо больше, чем врач»

«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Успешная личность – это в первую очередь здоровый человек!

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ

«Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

экология;

семья и микроклимат в ней;

круг общения, вредные привычки; (слайд, см. презентацию)

питание;

здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

организация учебного процесса, методика организации урока;

организация и реализация воспитательного процесса;

двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

создание условий психологического комфорта;

организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

организация питания;

соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

-комплексно и системно;

-длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

-организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

-использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Каждый урок должен быть интересен.

П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая».

Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.

В- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

аудиальное восприятие;

визуальное восприятие;

кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

В определении этих характеристик большую помощь может оказать психолог школы.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута - 60-40% (слайд)

35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

начало учебного года и недели;

возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

окончание четверти, учебного года, недели.

Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

что? – отбор и структура содержания;

как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд)

с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

кто? – реальный уровень квалификации учителя;

так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются

дидактические игры,

включаются в урок физкультминутки,

вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников,

включаются школьники в групповую и парную работу,

используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор,

перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;

планируется смена вида занятий через 7-10 мин;

выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока,

необходимо следить за посадкой учащихся;

для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз;

использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:

свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках

видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;

обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;

обязательность дифференцированных домашних заданий.

Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями.

Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно

добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;

избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;

с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради;

доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо

соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;

обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся:

рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;

организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье,

включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

На мой взгляд, здоровьесберегающие технологии нельзя отделять от духовного воспитания детей. На уроках необходимо приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в oбществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей.

Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но нельзя забывать слова академика Д.С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

«Личностно- ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности , невозможно без использования здоровьесберегающих технологий, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Работа СПС по формированию здоровьесберегающей среды.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, развитие, во многом определяется средой, в которой он живёт.Дети, как и мы,  хотят жить в спокойной, рабочей обстановке, – пользоваться ...

Формирование здоровьесберегающей среды в обучении. Из опыта работы.

Дети наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, поэтому формирование валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к здоровью – наиболее верный путь решения проблемы со...

Формирование здоровьесберегающей среды - приоритетное направление работы школы

Проблема здоровья учеников на сегодняшний день одна из основных проблем, стоящих перед современной школой. Возрастающие психоэмо­циональные и физические нагрузки делают задачу сохранения и укрепле­ния...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...