Система работы педагогов по формированию здоровьесберегающей среды
статья
доклад на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagogov_po_formirovaniyu_zdorovesberegayushchey_sredy.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кармановская средняя общеобразовательная школа»
Железногорского района Курской области
Доклад на педсовете:
«Система работы педагогов
по формированию здоровьесберегающей среды»
Учитель русского языка и литературы
Максименко Е.А.
2020 – 2021учебный год
Система работы педагогов по формированию здоровьесберегающей среды
«Учитель может сделать для здоровья
школьников гораздо больше, чем врач»
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Успешная личность – это в первую очередь здоровый человек!
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:
1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ
«Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки; (слайд, см. презентацию)
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта;
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
-комплексно и системно;
-длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
-организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
-использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен.
П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая».
Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.
В- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
В определении этих характеристик большую помощь может оказать психолог школы.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута - 60-40% (слайд)
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
что? – отбор и структура содержания;
как? – оптимальная организация учебного процесса; (слайд)
с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
кто? – реальный уровень квалификации учителя;
так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются
дидактические игры,
включаются в урок физкультминутки,
вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников,
включаются школьники в групповую и парную работу,
используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор,
перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;
планируется смена вида занятий через 7-10 мин;
выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока,
необходимо следить за посадкой учащихся;
для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз;
использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:
свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках
видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;
обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;
обязательность дифференцированных домашних заданий.
Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями.
Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно
добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;
избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;
с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради;
доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо
соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;
обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся:
рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;
организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье,
включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
На мой взгляд, здоровьесберегающие технологии нельзя отделять от духовного воспитания детей. На уроках необходимо приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в oбществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей.
Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но нельзя забывать слова академика Д.С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».
«Личностно- ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности , невозможно без использования здоровьесберегающих технологий, ведь успешная личность – это прежде всего здоровый человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
"Формирование здоровьесберегающей среды в работе логопеда ДОУ в свете новых требований ФГТ".
Выступление на научно-практическом семинаре...
Работа СПС по формированию здоровьесберегающей среды.
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, развитие, во многом определяется средой, в которой он живёт.Дети, как и мы, хотят жить в спокойной, рабочей обстановке, – пользоваться ...
Формирование здоровьесберегающей среды в обучении. Из опыта работы.
Дети наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, поэтому формирование валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к здоровью – наиболее верный путь решения проблемы со...
Формирование здоровьесберегающей среды - приоритетное направление работы школы
Проблема здоровья учеников на сегодняшний день одна из основных проблем, стоящих перед современной школой. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки делают задачу сохранения и укрепления...
Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды
Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...