Формирование здоровьесберегающей среды - приоритетное направление работы школы
статья на тему

Орлов Виктор Фёдорович

Проблема здоровья учеников на сегодняшний день одна из основных проблем, стоящих перед современной школой. Возрастающие психоэмо­циональные и физические нагрузки делают задачу сохранения и укрепле­ния здоровья школьников одной из приоритетных.

В данной статье отражен опыт работы средней школы с углубленным изучением предметов № 15 г. Нижнекамска Республики Татарстан по ор­ганизации здоровьесберегающей школьной среды

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_direktora_2010_god.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ  -  ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ

(статья в журнале «Управление качеством образования. Теория и практика эффективного администрирования», 2010 г., № 7, с. 92)

Проблема здоровья учеников на сегодняшний день одна из основных проблем, стоящих перед современной школой. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных.

В данной статье отражен опыт работы средней школы с углубленным изучением предметов № 15 г. Нижнекамска Республики Татарстан по организации здоровьесберегающей школьной среды

Здоровье - всему голова.

М.А. Шолохов

 Здоровье - дороже золота.

 В. Шекспир

Вceгo полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности.

 К. Д. Ушинский

По данным Министерства здравоохранения РФ 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья. У 60% учащихся наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% - хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Здоровыми детьми в Республике Татарстан к окончанию школы могут считаться всего лишь 0,8%.

Повышение качества образования предполагает создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, суть которых заключается в выполнении ряда необходимых мер:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы;
  • соблюдение рационального режима для школьников;
  • организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • организация работы по формированию ценности здоровья И ЗОЖ среди учащихся, педагогов, родителей.

Все эти компоненты нашли  отражение в учебно-оздоровительной программе

«Здоровье».

В программе обозначены:

  • кадровые ресурсы;
  • методические ресурсы;
  • материально-технические ресурсы;
  • информационные ресурсы.

Цель программы «Здоровье »:

1. Предотвратить развитие начальных форм патологии у детей.

2. Повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

3. Устранить ряд учебных факторов риска для поднятия уровня работоспособности и повышения продуктивности обучения.

Для достижения поставленных целей мы начали с подготовки кадровых ресурсов.

В нашей школе есть педагог-валеолог, педагог-психолог, в прошлом учебном году 20 классных руководителей прошли курсы на базе «Межрегионального центра по обучению здоровью по теме «Интерактивные методы в обучении здоровью. Полученные знания активно применяют на своих уроках. Для проведения тематических классных часов, бесед, декад приглашаются родители-медики, врач наркологического диспансера, специалисты центра профилактики и врачи Детской городской больницы № 2.

Педагог-психолог проводит коррекционную работу по программам: «ИБИС» - игровое биоуправление и саморегуляция, «Тренинг готовности к экзаменом». С 2006 года три учителя начальных классов работают по программе «Все цвета, кроме черного», также учителя работают по программе «Путь к успеху», «Здоровье», два классных руководителя начальной школы работают по программам «Сохранение и укрепление здоровья младших школьников».

Наши учителя совместно со школьниками принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности, а также в творческих конкурсах, фестивалях разного уровня в сфере сохранения и укрепления здоровья, пропаганде здорового образа жизни. На городской научно-исследовательской конференции младших школьников работа по теме «Влияние осанки на здоровье школьников» заняла 1 место. Исследование на тему «Питание школьника» на научно-исследовательской конференции г. Обнинска награждена дипломом II  степени.

В прошлом году успешно прошло лицензирование медицинского кабинета. Наш медицинский кабинет оснащен компьютером и всем необходимым оборудованием, инструментарием и материалами для  оказания своевременной медицинской  помощи.

С целью профилактики нарушения осанки для учащихся начальной школы педагогом-валеологом проводятся занятия лечебной физкультуры. Кабинет ЛФК оснащен современной мебелью, шведской стенкой, массажной кушеткой, музыкальным центром, люстрой Чижевского и спортивным инвентарем, а также тремя велотренажерами. Для профилактики вирусных инфекций во время занятий ЛФК проводится сеанс аэрофитотерапии с помощью ультразвукового ингалятора «Вулкан - 1-1» с применением настойки эвкалипта.

Спортивные залы - большой и малый, зал хореографии, две спортивные площадки, футбольное поле, хоккейный корт - это все для проведения уроков физкультуры, кружков и спортивных секций для профилактики нарушения осанки, гиподинамии и укрепления здоровья учащихся. Занятия проводятся учителями физкультуры, тренерами ДЮСШ. В школе уже стало традицией проводить День Здоровья с походом в лес, «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», принимать активное участие в спортивных мероприятиях, как для учащихся, так и педагогов. Так, сборная команда учителей в городской спартакиаде работников образования в 2009 году заняла 2-е место и награждена кубком и Почетной грамотой.

Классы оснащены необходимым оборудованием, соответствующим санитарно - гигиеническим требованиям. Ведется контроль за соблюдением всех режимных моментов - утренняя зарядка, физкультминутки, горячее питание (в начальной школе - двухразовое + молоко), проветривание, влажные уборки, освещенность. В медицинском кабинете по назначению врача можно принимать сеансы ингаляции, как восстановительное лечение или профилактическое лечение хронических заболеваний носоглотки. А в период адаптации ученики 1-х клaccoв принимают витамины «Ревит», также во время эпидемии ОРВИ, гриппа ученики начальной школы принимают витамины, а учебные классы всей школы дезинфицируются раствором настойки эвкалипта, луком, чесноком.

Известно, что уровень здоровья учащихся во многом зависит от нравственной атмосферы школы, от методов работы учителя, от того, как он строит свои взаимоотношения с детьми.

Так, отказ от авторитарного стиля в воспитании - один из шагов сохранения здоровья школьников. Еще один шаг – психологическая мобилизация учащихся на самооздоровление.

Учителя нашей школы помогают школьникам усвоить основы валеологии, науки о здоровом образе жизни, учат их ориентироваться в огромном потоке информации о средствах оздоровления, включая рекламу. В беседах с учащимися ссылаются на факты биографий многих знаменитостей, которые занимаются самооздоровлением.

Анализ состояния здоровья учащихся по группам здоровья

Группа здоровья

2006 г.

2007 г.

2008 г.

I

7,3%

9,5%

II

79,8%

79,3%

71,8%

III

12,4%

10,7%

13,9%

IV

0,4%

0,5%

0,5%

В сравнении с прошлыми годами отмечается снижение отдельных видом заболеваемости учащихся.

Заболевания

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Заболевания ЖКТ

6,4%

6,4%

5,1%

Заболевания почек

5,2%

4,6%

3,4%

Заболевания органов дыхания

0,7%

0,6%

0,5%

Увеличение щитовидной железы

3,9%

2,1%

0,9%

Кариес

21%

14%

7,8%

Нарушение осанки

8,3%

9%

5%

ОРЗ

16%

10,4%

9,6%

Общая заболеваемость по школе

Показатели

2006 г.

2007г.

2008 г.

Общая заболеваемость

25,1%

20,9%

21,5%

Индекс здоровья

67,9%

68,3%

75,7%

Индекс здоровья = неболевшие дети / общее количество детей х 100%.

Команды учащихся школы принимали активное участие в городских спортивных  мероприятиях, где добились хороших результатов.

В городском конкурсе «Школа здоровья» в 2004 году школа заняла 2-е место, а в 2006 году - 1-е место. В 2007 году школа стала победителем Всероссийского конкурса ПНП «Образование». В 2009 году школа получила Свидетельство Министерства образования и науки Республики Татарстан «Школа, содействующая здоровью золотого уровня» и стала победителем в конкурсе, учрежденном муниципальным образованием Нижнекамский муниципальный район в номинации «Школа здоровья».

По итогам смотра-конкурса 2009 года коллектив физической культуры школы был награждён Дипломом главы Нижнекамского муниципального района Респу блики Татарстан за лучшую постановку спортивно-оздоровительной работы среди общеобразовательных школ.

Эти успехи нас радуют , и в то же время обязывают работать ещё лучше на благо сохранения и укрепления здоровья обучающихся и всех сотрудников школы.

В. Г. Белинский писал: «Без здоровья невозможно и счастье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы

Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который мож...

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...

Здоровьесберегающие технологии - приоритетное направление в деятельности логопеда школы

Здоровый образ жизни, к сожалению, не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если  мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и...

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...