Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях технической направленности»
методическая разработка

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии

на занятиях технической направленности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Здоровьесберегающие технологии

на занятиях технической направленности»

Разработала:

педагог дополнительного образования

Гренкова Ольга Петоровна

т\о «Конструкторы»

г.Ярцево

2024 год

Методическая разработка направлена в помощь педагогам дополнительного образования, обучающимся, учителям внеурочной деятельности.

Место хранения методической разработки – методический кабинет.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

        Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

        Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

        Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

        В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого педагога, в том числе и педагога дополнительного образования состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по модифицированной образовательной программе «Конструкторы», рассчитанной на детей 7 -13 лет.

        Так, в процессе занятий техническим творчеством, я часто использую разные техники – это конструирование из бумаги, природного материала, бросового материала, работа с бисером и  кожей, квиллинг ,конструирование несложных макетов и т.п. На занятиях я использую элементы работы художественного творчества, сочетая его с техническим. Самое важное, что это позволяет эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования  здорового образа жизни.

        Во – первых, занятия любым видом технического творчества развивает мелкие мышцы кистей рук обучающихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

        Во - вторых, эти занятия не ограничивают фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее, то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.

        Поэтому, с одной стороны, конструирование – это возможность для ребенка выразить свое «Я»  в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.

С другой стороны конструирование– это приобщение ребенка к более серьезным направлениям в техническом творчестве.

По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

        В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

        Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

        Техническое искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

На своих занятиях, с помощью различных конструкторских способов, используя различные техники, а так же художественные промослы, я знакомлю детей с народным творчеством, показывая ее красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в ней в сочетании с конструированием каких то, например макетов средневековых зданий и т.п.. От такого рода занятий дети получают огромный энергетический потенциал.

        По своему опыту могу сказать, что знакомство с техническим творчеством не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия. Наблюдая за детьми во время занятия, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

        Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятие конструированием, как одним из видов технического творчества, должно «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский «в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо».

        Задачу формирования у обучающихся осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.  

        Моя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Конструкторы» отвечает требованиям для осуществления инновационного проекта. Она педагогически целесообразна, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, к пониманию значимости здоровья на всю будущую жизнь. Также программа научно обоснована (с позиций физиологии человека), так как учитывает внутреннюю (генетическую) потребность ребенка к движению.  

        Внедрение в образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая  состоит в  сочетании нового комплексного подхода  к организации образовательного процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии и принципами здоровьесберегающей педагогики, а также системой  психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая  применяется формирования культуры здорового образа жизни.

        В течение учебного года я изучила методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе, разработаны методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения, а также были внесены необходимые дополнения в пояснительную записку образовательной программы (были прописаны основные формы и принципы здоровьесберегающих технологий)

        Работа с бумагой, картоном, бросовым материалом, кожей, бисером, квиллингом, конструированием макетов связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также работая с аппликацией идёт большая на грузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.

           Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены  здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая  гимнастика и гимнастика для глаз.

        Также можно использовать на занятиях элементы арт – терапии, так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих технологий .

           Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд(вязание крючком)  арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии  состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.

           Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.  

        ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1 Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.

2 Индивидуальное дозирование объёма сложности.

3 Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов.

4 Беседы и просветительская работа с обучающимися.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОГРАММЕ.

Принцип ненанесения вреда.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.

Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям обучающихся.

        Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

        Приоритет активных методов обучения.

Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.

        Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на занятиях рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

        Игровые формы, применяемые мною на занятии разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  • диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов.

        Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, «играть в сказку». Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии)

        Но, как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на занятиях рукоделием.

        Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

        Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

        Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии обучающихся, в формировании их мировоззрения.

        Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

        Известный советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказывает такую близкую мне мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)».         Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в объединении "Аэробика"

В методической разработке раскрывается здоровьесберегающий компонент програмы "Аэробика", описывается результат воздействия занятий аэробикой на укрепление здоровья обучающихся....

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях объединения «Hip Step».

В настоящее время здоровьесберегающие технологии являются одним из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового обра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологиина занятиях декоративно – прикладным творчеством»...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях в творческих объединениях художественной направленности»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологиина занятиях в творческих объединениях художественной направленности»...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии»...