Курс "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
консультация
Описание практики организации внеурочной деятельности представлено на РМО учителей русского языка и литературы Ермаковского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_praktiki_vd_razezzhenskaya_ssh_kuznetsova_t.v.docx | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя школа»
Курс внеурочной деятельности
«Теория и практика написания сочинений разных жанров»
Ф.И.О., должность: Кузнецова Т.В., учитель русского языка и литературы
Уровень реализации общего образования практики:
- Уровень ООО для обучающихся 7 – 9 классов. Программа имеет художественную направленность. Курс рассчитан на 3 года (204 часа, 2 часа в неделю).
Масштаб изменений:
- Уровень образовательной организации
Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика: школьное сообщество МБОУ «Разъезженская СШ» по праву гордится достижениями ребят, в разное время освоивших программу курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров». Среди них – победители регионального этапа ВКС «Без срока давности», Краевого межнационального конкурса «Наш русский язык», Национального молодёжного патриотического конкурса «Моя гордость – Россия!» и др. Результативность данной практики подтверждается также стабильностью и высоким уровнем выполнения выпускниками заданий с развёрнутым ответом (сочинений на основе прочитанного текста) на государственной итоговой аттестации.
Однако многолетний педагогический опыт показывает, что далеко не каждый подросток, даже обладая выраженным талантом к сочинительству, сможет впоследствии стать журналистом или писателем, а вот стать настоящим читателем, чутким, переживающим, стремящимся сохранить лучшие традиции родного языка под силу каждому. Содействуя решению проблемы формирования читательской грамотности на уровне ООО, курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров» направлен на выявление и развитие у обучающегося творческого потенциала в области сочинительства. Особую актуальность в рамках данного курса представляют занятия, посвященные художественной литературе. В условиях наблюдающейся тенденции снижения значимости художественной литературы в современном социокультурном пространстве обращение к лучшим образцам мировой словесности не только дарит эстетическое наслаждение, но и учит культуре речи, искусству высказывания, афористичности мысли.
Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся, формирование у них бережного отношения к родному языку посредством активного погружения в мир литературы, приобщения к лучшим образцам мировой словесности и написания собственных сочинений разных жанров.
Ключевые задачи программы:
- познакомить учащихся с историей создания и характерными особенностями лучших образцов всемирной литературы, новейшими достижениями мировой литературы;
- дать представление о методологических вопросах литературоведческих исследований;
- расширить знания об изменениях литературных традиций, о негативных процессах изменения литературного языка;
- обучить приемам написания сочинений разных жанров и их декламации;
- развить навыки демонстрации индивидуальных и коллективных творческих продуктов на мероприятиях различного уровня;
- создать условия для приобретения учащимися опыта реализации собственных творческих замыслов, активного участия в культурно-значимых событиях с. Разъезжее, Ермаковского района, Красноярского края, России, а также международных событиях.
Результаты (образовательные и прочие), обеспечиваемые практикой
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Программа реализуется через использование различных организационных форм, методов и приемов в зависимости от характера и особенностей темы, а также возраста учащихся. Хорошо зарекомендовала себя «Мастерская письма»:
- Работа с опорными словами (сочинение сюжетных рассказов с опорными словами).
- Написание текста на заданные темы или на освоение форм повествования (монолога, диалога, портрета, лирической зарисовки).
- Создание текста с ключевой фразой или концовкой и обсуждение его в группе.
- Чтение вслух своих произведений, перекрестное обсуждение, взаимный анализ.
- Конкурс на лучшего стилиста, редактора.
- Коллективное сочинение сюжетного рассказа.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики, системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации:
Предъявление достижений учащихся. Уровень освоения Программы определяется на основе участия:
- в школьных, сельских и районных библиотечных выставках и конкурсах;
- во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика»;
- в районном конкурсе исследовательских работ «Неделя науки» по филологическому и художественно-эстетическому направлениям;
- во Всероссийском конкурсе сочинений;
- во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности»;
- в проекте для одарённых детей «Алые паруса»;
- в проекте «Школьное радио»;
- в мероприятиях, входящих в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений);
- публикаций в школьной газете «ОКНо»;
- публикаций в районной общественно-политической газете «Нива»;
- публикаций в газете межшкольного историко-краеведческого музея «Музейная правда»;
- публикаций в Сборниках победителей конкурсов различного уровня.
Виды и формы контроля:
Вид контроля | Форма контроля |
Входной
| проведение педагогического наблюдения на первых занятиях, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, их отношения к выбранной деятельности |
Текущий | проведение письменных работ с заданиями для определения качества знаний по темам Программы, а также с целью выявления уровня подготовки школьников для предъявления результатов на районных, краевых, всероссийских конкурсах и конференциях (фиксация в карте педагогического наблюдения) |
Промежу точный | проведение анализа творческой работы для выявления результатов освоения Программы за 1 полугодие и учебный год. Анкетирование родителей (один раз в год) |
Итоговый | Защита проектных работ. Анкетирование, позволяющее выявить степень удовлетворенности внеурочной деятельностью и изменение качеств личности конкретного обучающегося |
В процессе реализации Программы используются следующие оценочные материалы:
- Карта самооценки и экспертной оценки (предназначена для диагностики результатов освоения Программы по параметрам: уровень достигнутых теоретических знаний; опыт практической деятельности; опыт творчества; опыт сотрудничества).
- Анкета «Удовлетворенность реализацией образовательных потребностей» (позволяет выявить категории образовательных потребностей: познавательные, коммуникативные, потребности в коррекции и компенсации, потребности эмоционального комфорта, потребности творческой самореализации).
- Карта педагогического наблюдения (на каждого обучающегося – индивидуально).
- Информационная карта «Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях разного уровня». Используется для фиксации и оценки результатов участия в конкурсах. Выявление и анализ проводится 2 раза в год, что позволяет зафиксировать динамику достижений обучающихся, а также стимулировать их творческую активность.
- Анкеты 1 – 3 для родителей.
- Информационная карта освоения Программы курса (показатели результативности оцениваются в баллах: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень). Уровень результативности освоения Программы курса в целом оценивается по общей сумме баллов: 10 баллов – Программа освоена на низком уровне; 10-20 баллов – Программа освоена на среднем уровне; 20-30 баллов – Программа освоена на высоком уровне).
- Рейтинговая таблица по итогам освоения Программы. Критерии: посещаемость занятий, активность участия в социально-значимых мероприятиях, выполнение творческих поручений, активность подготовки творческих работ к публикации, наличие публикаций, наличие портфолио творческих результатов (для учащихся третьего года обучения), участие в литературных конкурсах (для учащихся второго и третьего года обучения).
Приложение 1
Предъявление достижений учащихся (за 5 лет)
Выписка
из Информационной карты
«Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях разного уровня»
Результативность описываемой практики | |
Ежегодные победы в районном конкурсе исследовательских работ «Лихачёвские чтения» | |
Реализация долгосрочного проекта «Школьная газета „ОКНо“», где освещается жизнь школы, творческие достижения учеников и односельчан, поднимаются нравственные проблемы. Через газету оказывается информационная помощь органам местного самоуправления и Разъезженскому совету ветеранов | |
Победы на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» | |
Проект «Промо-ролик о школьном музее» – победа в районном конкурсе школьных музеев и участие в Краевом фестивале школьных музеев, клубов патриотической направленности | |
Проект «Сборник колыбельных песен села Разъезжее Ермаковского района Красноярского края» – диплом 1 степени на районной «Неделе науки» | |
Проект «Словарь библейских выражений» – лауреат «Лихачёвских чтений» в рамках районной «Недели науки» | |
Краевой конкурс школьных сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» – победитель | |
Групповой проект «Видеоролик по собственному сценарию» – 1 место в районном конкурсе КВН | |
Всероссийский конкурс сочинений – абсолютный победитель муниципального и участник регионального этапов | |
Районный конкурс творческих работ «Если бы я был Главой Ермаковского района – три моих первых постановления» – 1 и 3 места | |
Районный информационно-творческий проект «Будущее России – в единстве». Номинация «Письмо – признание в любви своему Отечеству» – 1 и 2 места за стихотворения собственного сочинения | |
Краевой межнациональный конкурс «Наш русский язык» в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края» – 1 место | |
Национальный молодёжный патриотический конкурс «Моя гордость – Россия!» – лауреат 1 степени. | |
Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». Абсолютный победитель муниципального этапа и Победитель регионального этапа | |
Всероссийский конкурс «Была война» в рамках общероссийского инновационного проекта «Моя Россия» Диплом победителя 2 степени | |
Краевой конкурс сочинений «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» Диплом призёра (2 место) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...
Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...
Теория и практика написания сочинений разных жанров
Элективный курс...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
КТП по теории и практике написания сочинений разных жанров 10-11 кл
КТП по теории и практике написания сочинений разных жанров 10-11 кл...