Курс "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
консультация

Описание практики  организации  внеурочной деятельности представлено на РМО учителей русского языка и литературы Ермаковского района 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_vd_razezzhenskaya_ssh_kuznetsova_t.v.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя школа»

Курс внеурочной деятельности

«Теория и практика написания сочинений разных жанров»

Ф.И.О., должность:  Кузнецова Т.В., учитель русского языка и литературы  

Уровень реализации общего образования практики:

- Уровень ООО для обучающихся 7 – 9 классов. Программа имеет художественную направленность. Курс рассчитан на 3 года (204 часа, 2 часа в неделю).

Масштаб изменений:

- Уровень образовательной организации

Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика: школьное сообщество МБОУ «Разъезженская СШ» по праву гордится достижениями ребят, в разное время освоивших программу курса «Теория и практика написания сочинений разных жанров». Среди них – победители регионального этапа ВКС «Без срока давности», Краевого межнационального конкурса «Наш русский язык», Национального молодёжного патриотического конкурса «Моя гордость – Россия!» и др. Результативность данной практики подтверждается также стабильностью и высоким уровнем выполнения  выпускниками заданий с развёрнутым ответом (сочинений на основе прочитанного текста) на государственной итоговой аттестации.

Однако многолетний педагогический опыт показывает, что далеко не каждый подросток, даже обладая выраженным талантом к сочинительству, сможет впоследствии стать журналистом или писателем, а вот стать настоящим читателем, чутким, переживающим, стремящимся сохранить лучшие традиции родного языка под силу каждому. Содействуя решению проблемы формирования читательской грамотности на уровне ООО, курс «Теория и практика написания сочинений разных жанров» направлен на выявление и развитие у обучающегося творческого потенциала в области сочинительства. Особую актуальность в рамках данного курса представляют занятия, посвященные художественной литературе. В условиях наблюдающейся тенденции снижения значимости художественной литературы в современном социокультурном пространстве обращение к лучшим образцам мировой словесности не только дарит эстетическое наслаждение, но и учит культуре речи, искусству высказывания, афористичности мысли.

Цель программы: развитие творческого потенциала обучающихся, формирование у них бережного отношения к родному языку посредством активного погружения в мир литературы, приобщения к лучшим образцам мировой словесности и написания собственных сочинений разных жанров.  

Ключевые задачи программы:  

  • познакомить учащихся с историей создания и характерными особенностями лучших образцов всемирной литературы, новейшими достижениями мировой литературы;
  • дать представление о методологических вопросах литературоведческих исследований;
  • расширить знания об изменениях литературных традиций, о негативных процессах изменения литературного языка;
  • обучить приемам написания сочинений разных жанров и их декламации;
  • развить навыки демонстрации индивидуальных и коллективных творческих продуктов на мероприятиях различного уровня;
  • создать условия для приобретения учащимися опыта реализации собственных творческих замыслов, активного участия в культурно-значимых событиях с. Разъезжее, Ермаковского района, Красноярского края, России, а также международных событиях.  

Результаты (образовательные и прочие), обеспечиваемые практикой

Личностные

  • обучающиеся имеют опыт реализации собственных творческих замыслов, опыт социального взаимодействия и активного участия в культурно-значимых событиях разных уровней;
  • обучающиеся умеют гармонично соотносить традиции и новаторство при осуществлении поиска собственной творческой манеры и выбора литературного жанра, которые наибольшим образом способствует раскрытию их индивидуальных творческих замыслов;
  • у обучающихся развиты творческие способности (воображение, мышление, фантазия, способность к сочинительству);  
  • наблюдается повышение общего культурного уровня, сформировано личностное отношение к Слову как к потенциально целостному художественному образу;
  • сформировано ценностное отношение к родному языку, к творчеству своих сверстников;
  • подростки имеют эстетические и нравственные критерии предпочтения лучших образцов мировой литературы

Метапредметные

  • определяют задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирают и используют речевые средства;    
  • создают письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • имеют навыки демонстрации индивидуальных и коллективных творческих работ на мероприятиях различного уровня;
  • делают оценочные выводы о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывают их.

Предметные

  • обучающиеся знакомы с историей создания и характерными особенностями лучших образцов всемирной литературы, новейшими достижениями мировой литературы;
  • имеют представление о методологических вопросах литературоведческих исследований;
  • расширили знания об изменениях литературных традиций, о негативных процессах изменения литературного языка;
  • владеют приемами написания литературных текстов и их декламации;
  • умеют демонстрировать индивидуальные и коллективные творческие продукты на мероприятиях различного уровня;
  • приобрели опыт реализации собственных творческих замыслов, активного участия в культурно-значимых событиях с. Разъезжее, Ермаковского района, Красноярского края, России.  

Программа реализуется через использование различных организационных форм, методов и приемов в зависимости от характера и особенностей темы, а также возраста учащихся. Хорошо зарекомендовала себя «Мастерская письма»:

  1. Работа с опорными словами (сочинение сюжетных рассказов с опорными словами).
  2. Написание текста на заданные темы или на освоение форм повествования (монолога, диалога, портрета, лирической зарисовки).
  3. Создание текста с ключевой фразой или концовкой и обсуждение его в группе.
  4. Чтение вслух своих произведений, перекрестное обсуждение, взаимный анализ.
  5. Конкурс на лучшего стилиста, редактора.
  6. Коллективное сочинение сюжетного рассказа.

Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики, системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации:

 Предъявление достижений учащихся. Уровень освоения Программы определяется на основе участия:

  • в школьных, сельских и районных библиотечных выставках и конкурсах;
  • во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика»;
  • в районном конкурсе исследовательских работ «Неделя науки» по филологическому и художественно-эстетическому направлениям;
  • во Всероссийском конкурсе сочинений;
  • во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности»;
  • в проекте для одарённых детей «Алые паруса»;
  • в проекте «Школьное радио»;
  • в мероприятиях, входящих в «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений);
  • публикаций в школьной газете «ОКНо»;
  • публикаций в районной общественно-политической газете «Нива»;
  • публикаций в газете межшкольного историко-краеведческого музея «Музейная правда»;
  • публикаций в Сборниках победителей конкурсов различного уровня.

Виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

Входной

 

проведение педагогического наблюдения на первых занятиях, выявление индивидуальных особенностей обучающихся, их отношения к выбранной деятельности

Текущий  

проведение письменных работ с заданиями для определения качества знаний по темам Программы, а также с целью выявления уровня подготовки школьников для предъявления результатов на районных, краевых, всероссийских конкурсах и конференциях (фиксация в карте педагогического наблюдения)  

Промежу точный  

проведение анализа творческой работы для выявления результатов освоения Программы за 1 полугодие и учебный год. Анкетирование родителей (один раз в год)

Итоговый  

Защита проектных работ. Анкетирование, позволяющее выявить степень удовлетворенности внеурочной деятельностью и изменение качеств личности конкретного обучающегося

В процессе реализации Программы используются следующие оценочные материалы:

  1. Карта самооценки и экспертной оценки (предназначена для диагностики результатов освоения Программы по параметрам: уровень достигнутых теоретических знаний; опыт практической деятельности; опыт творчества; опыт сотрудничества).
  2. Анкета «Удовлетворенность реализацией образовательных потребностей» (позволяет выявить категории образовательных потребностей: познавательные, коммуникативные, потребности в коррекции и компенсации, потребности эмоционального комфорта, потребности творческой самореализации).
  3. Карта педагогического наблюдения (на каждого обучающегося – индивидуально). 
  4. Информационная карта «Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях разного уровня». Используется для фиксации и оценки результатов участия в конкурсах. Выявление и анализ проводится 2 раза в год, что позволяет зафиксировать динамику достижений обучающихся, а также стимулировать их творческую активность.
  5. Анкеты 1 – 3 для родителей.  
  6. Информационная карта освоения Программы курса (показатели результативности оцениваются в баллах: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень). Уровень результативности освоения Программы курса в целом оценивается по общей сумме баллов: 10 баллов – Программа освоена на низком уровне;  10-20 баллов – Программа  освоена на среднем уровне; 20-30 баллов – Программа освоена на высоком уровне).
  7. Рейтинговая таблица по итогам освоения Программы.  Критерии: посещаемость занятий, активность участия в социально-значимых мероприятиях, выполнение творческих поручений, активность подготовки творческих работ к публикации, наличие публикаций, наличие портфолио творческих результатов (для учащихся третьего года обучения), участие в литературных конкурсах (для учащихся второго и третьего года обучения).

 

Приложение 1

Предъявление достижений учащихся (за 5 лет)

Выписка

из Информационной карты

«Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях разного уровня»

 

Результативность описываемой практики

Ежегодные победы в районном конкурсе исследовательских работ «Лихачёвские чтения»  

Реализация долгосрочного проекта «Школьная газета „ОКНо“», где освещается жизнь школы, творческие достижения учеников и односельчан, поднимаются нравственные проблемы. Через газету оказывается информационная помощь органам местного самоуправления и Разъезженскому совету ветеранов  

Победы на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»

Проект «Промо-ролик о школьном музее» – победа в районном конкурсе школьных музеев и участие в Краевом фестивале школьных музеев, клубов патриотической направленности  

Проект «Сборник колыбельных песен села Разъезжее Ермаковского района Красноярского края» – диплом 1 степени на районной «Неделе науки»  

Проект «Словарь библейских выражений» – лауреат  «Лихачёвских чтений» в рамках районной «Недели науки»  

Краевой конкурс школьных сочинений «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» – победитель 

Групповой проект «Видеоролик по собственному сценарию» – 1 место в районном конкурсе КВН  

Всероссийский конкурс сочинений – абсолютный победитель муниципального и участник регионального этапов  

Районный конкурс творческих работ «Если бы я был Главой Ермаковского района – три моих первых постановления»  – 1 и 3 места  

Районный информационно-творческий проект «Будущее России – в единстве». Номинация «Письмо – признание в любви своему Отечеству» – 1 и 2 места за стихотворения собственного сочинения  

Краевой межнациональный конкурс «Наш русский язык» в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края» – 1 место 

Национальный молодёжный патриотический конкурс «Моя гордость – Россия!» – лауреат 1 степени.    

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». Абсолютный победитель муниципального этапа и Победитель регионального этапа 

Всероссийский конкурс «Была война» в рамках  общероссийского инновационного проекта «Моя Россия» Диплом победителя 2 степени

Краевой конкурс сочинений «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи» Диплом призёра (2 место)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...

Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров""

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

КТП по теории и практике написания сочинений разных жанров 10-11 кл

КТП по теории и практике написания сочинений разных жанров 10-11 кл...