Методическое сообщение "Электронное музицирование как путь развития творческой деятельности в ДШИ"
методическая разработка

Новичкова Наталья Владимировна

Электронное музицирование

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Вяземская детская школа искусств им. А.С. Даргомыжского

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 «Электронное музицирование как путь развития творческой деятельности  в ДШИ»

Автор:

преподаватель Вяземской

ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Новичкова Н.В.

Вязьма 2023г.

      Музицирование на электронном клавишном синтезаторе – эффективный путь развития музыкально-творческой деятельности учащихся ДШИ

Развитие способности к музицированию важно не только, как фактор музыкальной культуры учащегося, но и как важное средство, развития творческих качеств личности, таких как стремления к самостоятельному мышлению и проявления собственной инициативы.

Обучаясь игре на синтезаторе, ученик знакомиться с многообразием жанров, палитрой музыкальных тембров, учиться звукорежиссерским навыкам, а главное – он вовлекается в самостоятельный творческий процесс аранжировки музыки, т.е. воплощает свои художественные замыслы.

Это очень ценно, ведь воспитание творческой личности, вовлеченной в созидательный процесс – одна из главных задач образования.

Клавишный синтезатор, как и ряд других электроакустических инструментов, представляет собой, в сущности, специализированный музыкальный компьютер. И его широкое распространение в профессиональной музыке и музыкальном быту – проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности.

Новые информационные технологии, на основе которых построен клавишный синтезатор, позволяет значительно обогатить творчество учащихся – включить в него наряду с традиционной исполнительской деятельностью элементы деятельности композиторской и звукорежиссерской.

Цифровые инструменты, обладая помимо многоголосия, массой других выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений учащихся о музыкальном целом. К тому же эти новые выразительные возможности познаются учащимися в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет аранжировка музыки для электронных инструментов. Следовательно, появляется столь необходимая для их музыкального развития возможность интеграции, деятельности исполнительской и продуктивной, творческой на других занятиях (например, сольфеджио, муз. литература, хор).

Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а так же моей личной работы позволили утвердиться во мнении, что обучение музицированию на клавишном синтезаторе способствует разностороннему творческому развитию музыкальной деятельности.

За время обучения на уроках музицирования учащиеся должны набрать «ассортиментный минимум» по каждому стилю или жанру. Лучше, конечно, начинать с мелодии, которая хорошо известна учащемуся в области народной музыки, музыки массовых жанров (зарубежная и российская популярная музыка), музыка академических жанров (классическая и современная).

В учебниках и музыкальных сборниках пьес для обучения на синтезаторе, часто предлагаются варианты тембрового и фактурного решения представленных произведений. Но это ни в коем случае не должно сковывать творческие поиски учащихся. К тому же, на разных инструментах и в различных акустических условиях может потребоваться дополнительная подстройка баланса голосов по громкости и панораме, добавление различных эффектов и разная регулировка их глубины использования тех или иных приемов игры и т.п.

Следовательно, у учащихся, даже точно следующих всем предписаниям, имеется широкий маневр для поисков оригинального звучания.

Конечной целью  музицирования на клавишном синтезаторе является воспитание музыканта, способного самостоятельно заниматься и фантазировать.

Деятельность учащихся – домашнее музицирование в течение всей жизни.

Форма занятий индивидуальная. Срок обучения – 3,4 года.

За годы обучения развиваются знания, умения и навыки:

-чтения с листа на примере популярных мелодий в заданном стиле;

- умению расшифровать буквенное обозначение аккордов;

музыкального текста и предложенного стиля.

- создания аранжировки классической музыки в разных жанрах;

- знанию азов музыкальной формы;

- творческому подходу к поиску нужного стиля.

Значительно облегчает игру на синтезаторе - использование автоматики.

Исполнитель должен овладеть синхронностью игры под автосопровождение мелодической партии. С помощью специальных команд решаются чисто технические проблемы исполнительской деятельности: подстройка высоты тона, необходимая в ансамблевой игре с механическими инструментами (fine tune), транспозиция на любой интервал, актуальная в аккомпанементе вокалисту и др.

Ученикам понадобиться освоить некоторые специальные музыкальнотеоретические понятия: тональные функции аккордов, фактурные функции голосов, формообразующая роль гармонии, фактуры, тембра и др. Важно также, чтобы они побыстрее научились использовать специфические приемы электронного исполнительства (включения/выключения различных режимов игры, вплетения в музыкальную ткань звуковых эффектов и др.).

Создание музыкального образа, как основы Задача образовательного процесса на уроке музицирования – научить всем навыкам создания аранжировки для создания музыкального образа.

Меня очень радует, что обучаясь игре на клавишном синтезаторе, каждый ребенок может воплотить свою музыкальную фантазию, и очень важно его в этом поддержать.

В репертуаре ученика должны быть пьесы разных жанров, необходимо научить видеть их особенности и найти главные характеристики музыкального образа. Потом воплотить в аранжировке. Работа над звуком в исполнительском и звукорежиссерском аспекте дело долгое и кропотливое.

По сути своей это воспитание слуха. Первоначально вслушиваемся к характеру мелодии, ее структуре, интонациям, паузам, ритм. Ведь мелодия – это сердце любой музыки и осознанное отношение к ее характеру помогает раскрыть неповторимо яркий образ.

Мелодия - лицо музыкального произведения, ее называют «душой музыки». У мелодии есть:

1. конструктивные стороны, которые определяю «лицо» мелодии:

- звуковысотные – мелодическая линия и лад;

- временные – метр и ритм;

2. колористические стороны: тембр, регистр, тональность, штрих, динамика.

Мелодия определяет аранжировку: в мелодии зашифрованы жанр, гармония, фактура, тембр и средства звукорежиссуры.

Мелодия может излагаться по разному: в унисон (одноголосным одним или двумя тембрами), в октаву или в две октавы (одним или двумя тембрами), блок-аккордами (многоголосно).

В учебном процессе важно стремиться использовать все преимущества, предоставляемые современным электронным инструментарием.

К задачам более высокого уровня относится умение играть в ансамбле, записывать свое исполнение в секвенсор, сохранять аранжировку на флэш-память, можно переходить после начального этапа обучения, а можно начинать параллельно.

Электронное музицирование, расширяя свои художественные возможности и упрощая технику игры, делают этот инструментарий чрезвычайно эффективным средством приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству.

Активизация творческого музицирования стимулируется участием детей в конкурсах, концертах, театрализованных праздниках.

Нельзя недооценить участие детей в концертах и конкурсах, готовясь к выступлениям – дети достигают гораздо больших результатов. Конкурс становить мощным стимулом профессионального развития и воспитания ценных качеств. Конкурс прививает детям трудолюбие, ответственность, и если ученик получает восхищенные аплодисменты на концерте и призовые места на конкурсе, то он испытывает огромное удовлетворение от своего труда, ведь его заслуженно оценили слушатели и жюри.

Я всегда говорю ученикам, что ваше исполнение вызвало интерес и отклик в сердце каждого слушателя. Прощаются технические погрешности, но формальное отношение к музыке не позволительно, ведь музыка – живое искусство.

Поэтому очень важно ребенку понять, что музыкальный образ – это главное, что заложено в музыке данной пьесы и его необходимо создать всеми возможными выразительными средствами клавишного синтезатора.

Моя цель – вызвать у детей творческий потенциал, чтобы ученик почувствовал себя созидателем своих идей в музыке: от простого проигрывания популярных мелодий в собственной аранжировке до сочинения красочных музыкальных композиций.

Творческая, деловая обстановка на уроке – одно из главных условий успешного обучения. Необходимо уважать и поддерживать все творческие начинания детей, ценить их индивидуальность и не жалеть слова одобрения за успехи.

Синтезатор имеет огромные возможности в развитии творческих способностей детей .

Дети увлекаются творческим процессом создания музыкального образа в собственной аранжировке, их фантазия безгранична.

Заключение.

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. А привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса.

Детская школа искусств сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью  уроков игры  на синтезаторе у учащихся появляется  гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения.

Введение новых методов и интерпретаций, наполнения содержания образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДШИ.

Список литературы.

1.Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе».- М.: Экон-Информ, 2011.

2.Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники».-М.: Экон-Информ, 2010.

3.Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств».-М.: Владос, 2010.

4.Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ.-М.: Композитор, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

Мастер - класс. Заседание Методического совета «Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. ...

Педагогический проект "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбли скрипачей"

категория: Игра на музыкальном инструментеавтор: Трещёткина Лидия ИвановнаВ проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участн...

Презентация педагогического проекта "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбль скрипачей.

В проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участников ансамбля скрипачей....

Музицирование как средство развития творческих способностей детей

Музицированиекак средство развития творческих способностей детей...

Проектная деятельность – один из путей развития творческих способностей

Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь...

Домашнее музицирование как средство развития творческих способностей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...