Мастер - класс. Заседание Методического совета «Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»
методическая разработка на тему

Безденежных Ольга Сергеевна

Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Безденежных О.С.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4

п.Чернянка Белгородской области»

Заседание Методического совета

«Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

I.   Теоретическая часть 

В современных условиях, когда в образовании реализуется идея модернизации, существенно меняются социальные установки и потребности в области образования, определены новые концептуальные подходы к построению всей системы образования, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В XX веке особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение инновационных технологий, усиливается интеграция образования, науки и практики. В этих условиях особую значимость приобретает наличие образовательных структур, которые могли бы обеспечить высокий профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих организацию образовательного процесса современного уровня. Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.

Эффективная структура научно-методической службы в образовательных учреждениях должна создавать организационно-педагогические условия для развития творческой деятельности педагога в комфортной среде, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

Современные требования и основные задачи, которые стоят сегодня перед методической службой в образовательных учреждениях заключаются в том, чтобы:

  • выявить потребности и запросы педагогических работников в услугах методической службы образовательного учреждения;
  • разработать конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;
  • разработать новое содержание и формы научно-методической деятельности в условиях инновационной деятельности педагогического коллектива с учетом запросов педагогических работников;
  • разработать программы развития образовательных учреждений в целях совершенствования их деятельности;
  • отказаться от жесткого централизованного внедрения форм и методов научно-методического обеспечения образовательного процесса и строить их на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.

Необходим единый подход к обозначению явлений и объектов, сопряженных с построением единого методического «пространства», «поля» взаимодействия субъектов педагогической практики, участвующих в научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Как известно, систему методического обеспечения учебного процесса составляют взаимосвязанные элементы (А.Л. Жохов): субъекты учебной деятельности - учитель и учащиеся, цели и задачи, содержание образования, методические средства, формы организации обучения и результаты обучения. Переориентация процесса обучения на новые цели по развитию личности обучающегося, требует от всей системы методического обеспечения новых подходов к целенаправленному развитию способностей педагога, а это возможно благодаря построению такой системы методической работы, которая обеспечит полноценное раскрытие творческого потенциала каждого педагога. 

Система методической работы, ориентированная на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.), не обеспечивает качественного влияния на развитие педагогического процесса и активное проявление творческого потенциала его субъектов. Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности важно рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.

Чтобы развить творчество педагога, методический работник должен сам мыслить творчески, быть творчески инициативным, компетентным, должен хорошо знать сущность методической деятельности, которой занимается, а также цели и задачи данного вида деятельности, основами взаимосотрудничества,  должен владеть методами сбора информации, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемой им деятельности. Это нашло свое подтверждение в процессе поиска новых форм работы с педагогическими коллективами и было выявлено, что педагогическое диагностирование и активные формы взаимосотрудничества способствует развитию творческого потенциала не только педагогических работников, но и администрации образовательного учреждения. Функцией администрации становится уже не только контроль, а формирование условий для эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе, обеспечивающих самореализацию педагогов на основе выявления их профессиональных потребностей.

Необходимы новые способы взаимодействия. В системе научно-методической работы используются различные виды объединений педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности. Однако будет не лишним указать, что зачастую, управленцы и методические работники не владеют современными методами ведения деловых совещаний, ведущими из которых в ОУ являются педагогический и методический советы. Эти совещания превращаются для педагогов в простую формальность – «присутствовать» на скучном, но обязательном мероприятии. Изменив обычный формат этих деловых совещаний, превратив их в интерактивные «живые» обсуждения насущных проблем, можно добиться, как показывает практика, положительных результатов.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма», «отнесенной оценки») предложен Дж. Филипсом (США). Этот метод применяется тогда, когда перед коллективом стоит проблема нахождения новых решений, новых подходов к ситуации. Этот метод является особенно востребованным в условиях деятельности развивающегося образовательного учреждения, преодолевающего трудности своего роста. Метод «мозговой атаки» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (20-60 человек). Основная задача применения метода состоит в том, чтобы за небольшой промежуток времени обнаружить ряд решений одной проблемы.

Основная особенность метода заключается в коллективном поиске оригинальных идей.

Основные закономерности данного метода:

  1. В основу метода положен принцип сотрудничества (сотворчества) участников. Опираясь на демократические закономерности общения, поощряя фантазию и неожиданные ассоциации, участники стимулируют зарождение оригинальных идей друг у друга и таким образом выступают их соавтором.
  2. Постоянно утверждается вера в творческие силы и способности участников. Они выступают как равноправные партнеры, поддерживающие творческую инициативу и креативные возможности друг друга.
  3. Используется оптимальное сочетание интуитивного и логического. В условиях генерирования идей допустимым и желательным является ослабление активности логического мышления и поощрение интуиции. Именно с этой целью критический анализ высказанных идей отсрочен.

Общее количество времени на проведение процедуры составляет 1,5-2 часа. Деловое совещание по типу «мозговой атаки», проходит шесть фаз.

Первая фаза (10 минут).

Ведущий сообщает правила проведения собрания . Группа делится на малые подгруппы, а те в свою очередь – на участников и наблюдателей (секретарей). Важно, чтобы малые группы состояли из психологически совместимых людей. До каждого участника доводится его задача и способы ее выполнения.

Вторая фаза (5 минут).

Формулирование исходной задачи (индукто). Сообщение общей задачи и необходимых частных пояснений, ответы на уточняющие вопросы. Информирование о требовании безоценочности при продуцировании идей и решений.

Третья фаза (от 30 минут до 1 часа).

Генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки». Особое внимание уделяется созданию непринужденной творческой обстановки. Участники высказывают все пришедшие им в голову идеи относительно решения проблемы, какими бы абсурдными они ни казались. Обязательным условием на данном этапе является исключение критических суждений. Участники не должны перебивать или оценивать друг друга. Идея, высказанная одним участником, может навести другого на важную мысль. Атмосфера доброжелательности и заинтересованного поиска – самая оптимальная для всего совещания, но для этого этапа она особенно важна.

Условия, необходимые для эффективной работы на данном этапе :

  • участников в малых группах должно быть не более семи человек;
  • они должны быть одного социального и профессионального статуса;
  • экспертов-секретарей должно быть минимальное количество;
  • они должны уметь быстро фиксировать высказанные предложения (лучше каждое из суждений заносить на отдельную карточку) и не вмешиваться в процесс продуцирования идей;
  • участники должны быть знакомы друг с другом или иметь предварительный опыт делового взаимодействия;
  • обсуждение проходит в кругу, при этом наличие стола не является обязательным;
  • руководителю следует держаться в стороне и не вмешиваться в процесс; он является только организатором, который следит за регламентом и соблюдением правил;
  • наблюдатели находятся вне группы и сидят поодаль; кроме высказанных идей, они записывают все шутки, каламбуры, не относящиеся к теме суждения; несколько наблюдателей распределяют между собой, реплики каких участников каждый из них записывает.

Итоговым результатом этой фазы является составление полного списка предложенных идей.

Четвертая фаза (15 минут).

Систематизация и классификация идей по темам, подходам к решению задачи, типам решений. Изучаются признаки, по которым можно определить комплексные идеи. При помощи метода модерации проводится ранжирование предложений по значимости высказанных предложений.

Пятая фаза (15 минут).

Оценка идей на реалистичность . Для этого участники групп обмениваются списками высказанных предложений. В итоге составляется окончательный список практически реализуемых идей и контридей. Если в конце этого этапа предлагается сообщение представителей от каждой группы по итогам рассмотрения предложенных списков, то совещание может перейти в групповую дискуссию. Каждая из групп может участвовать в обсуждении, высказывать дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения.

На этом этапе, как правило, совещание заканчивается. Участников благодарят за работу и спрашивают их о пользе, которую каждый из них получил от делового совещания. Несмотря на незавершенность (отсутствие рекомендательной части), участники уходят с ощущением удовольствия от возможности быть выслушанными, проявить себя. Интеллектуальное оживление переходит в положительное физическое самочувствие.

Шестая фаза - заключительная.

Она может быть отодвинута во времени. Эксперты работают с окончательными вариантами списков для выявления абсолютно пригодных идей для практического воплощения. Как правило, таких идей бывает около 10 % от общего количества предложенных. Участники экспертной группы предлагают расшифровку решений проблемы, этапы и средства ее реализации. Некоторые из высказанных предложений могут быть объединены в одно как этапы достижения практической цели. Относительно каждой принятой к окончательному рассмотрению идеи они отмечают:

  • принципиальную возможность реализации в данных условиях;
  • возможность реализации немедленно, или после определенного срока, или при обеспечении дополнительных условий;
  • возможность применения идей в других областях, перенесение и наложение их на другие сферы образовательной работы.

Для эффективного взаимодействия членов педколлектива важно не только участие, важно непосредственное деловое обсуждение и возможность принятия решение по затрагиваемой проблеме. Для получения эффективных результатов предлагаем вариант проведения делового совещания по проблеме развития методической работы в ОУ на основе методики «мозговой штурм».

II. Проект проведения Методического совета

Методический совет

«Модернизация методической работы: стимулы и препятствия»

Цель: поиск технологических решений для выявления профессиональных потребностей педагогов как основы развития методической работы в ОУ.

Оснащение: бланки для заполнения участниками малых групп.

1 этап (организационный):

Публичное выступление руководителя образовательного учреждения (методической службы ОУ) о роли методической работы в развитии ОУ, педагога, учащихся. Выступление представлено в виде творческого отчета - в нем содержится анализ методической работы и обозначаются проблемные зоны в этом направлении деятельности ОУ.

2 этап (Аналитический):

Групповое интервью. Участники распределяются по малым группам (методическим объединениям, предметным кафедрам или другим профессиональным объединениям (напр., проблемные группы, творческие союзы и др.); при этом руководители ОУ составляют отдельную группу).

В ходе совместного обсуждения им предстоит оценить успешность работы своей методической группы, перечислить факторы, способствующие и препятствующие эффективному проведению методической работы, выявить ресурсы и дать оценку-прогноз по развитию ситуации.

Образец бланка для заполнения в малых группах:

Оцените по 10-бальной шкале степень эффективности работы вашей методической группы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Укажите

Факторы, способствующие эффективной работе методического объединения:

1.

Факторы, препятствующие эффективной работе методического объединения:

1.

После завершения работы в малых группах представитель от каждой из них сообщает о результатах работы. По ходу выполнения этого задания ведущий выписывает на доску (экран) названные представителями различных групп причины неэффективности методической работы и ее инновационные ресурсы.

3 этап (Проблемная дискуссия):

«Мозговой штурм». Участники получают бланки для работы и, проводя обсуждение в этих же группах, заполняют их.

По выбору участников работа может проводиться в двух направлениях:

а) обсуждение того, как устранить причины, мешающие развитию методической работы школы;

б) как усилить действие факторов, способствующих эффективности методической работы школы.

Бланки для заполнения в ходе проведения делового совещания «Модернизация методической работы: стимулы и препятствия»:

Причины, мешающие методической работе

Действия по устранению причины

Преподавателя

Руководителя МО

Администратора

 

Факторы, способствующие методической работе

Возможности усиления каждого фактора

Преподавателя

Руководителя МО

Администратора

После этого заполненные бланки передаются другим группам для их обработки. Результаты оцениваются коллегами по следующим критериям:

а) возможность реализации в имеющихся условиях;

б) возможность реализации:

  • немедленно;
  • после определенного срока;
  • при дополнительных условиях;

в) возможность применения идей в других сферах деятельности образовательного учреждения.

4 этап (Поисковая работа) :

Групповая дискуссия на тему: «Методическая работа преподавателя -повинность, профессиональная обязанность или педагогическое творчество?».

Дискуссия проходит наиболее успешно, если предварительно конструктивно проходила работа по поиску путей эффективности методической работы в ОУ. В ходе дискуссии педагоги затрагивают такую проблему, как возможность преподавателя чему-либо научить других, если он сам не учиться и не развивается методически. Дискуссия проходит под девизом: «Развиваясь – развивая», где на начальном этапе в группах педагоги пытаются найти ответ на вопрос как они определяют направления своего саморазвития, а в дальнейшем формируют так называемый заказ на методическую услугу – свои профессиональные потребности (точки роста творческого потенциала каждого).

Завершающий этап: подведение итогов.

На этом этапе обобщаются материалы обеих дискуссий и формируются проблемные и перспективные задачи развития эффективной методической работы ОУ, основанные на конкретных запросах (точки роста) педагогического коллектива и определяются перспективы его развития по научно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Таким образом, направление модернизации образования по созданию научно-методического обеспечения профессиональной подготовки педагогических кадров можно считать одним из ключевых на сегодняшнем этапе развития отечественной системы образования. Технологии организации делового общения и коллективного принятия управленческих решений вызывают неподдельный интерес в образовательных учреждениях, заявивших о своей инновационном развитии, и могут стать одной из отправных точек для преобразовательной деятельности ОУ в направлении создания наиболее благоприятных условий для повышения творческого потенциала педагогов.

III. Рефлексия

На листе бумаги педагог обводит свою ладошку. Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой – для меня это важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно (не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…

Литература:

  1. ВенедиктоваТ.А., ГлазуновА.Т. Творческое развитие педагога. – М.: ИЦАПО, 2000. – 139 с.
  2. Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. / М.: Сентябрь, 2000. – 144 с.
  3. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУМП, 2002. – 48 с.
  4. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова, С.Е. Назарова и др. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.
  5. Прохорова Г.Е. Технология построения методической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях на диагностической основе: Методическое пособие. М.:АПКиППРО, 2009. – 52 с.
  6. Черникова Т.В. Деловые совещания в школе, Волгоград, 2008.

Аннотация

  к разработке заседания Методического совета

«Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

В настоящее время инновационные процессы требуют эффективной организации научно-методической деятельности образовательных учреждений, направленной на обновление содержания обучения, повышения профессионального мастерства педагогов, оказания им эффективной научно-методической помощи. Опыт последних лет по организации научно-методической работы в образовательных учреждениях показывает, что количественное увеличение так называемых «инновационных подходов» происходит в связи с тем, что:

  • осознается необходимость радикальных изменений, которые происходят на всех уровнях управления образованием;
  • появляются новое содержание и формы научно-методической работы, характеристики образования, такие как вариативность, разноуровневость и др., предопределивших изменение также форм и уровней образования; растет конкуренция на рынке образовательных услуг;
  • появляются новые проблемы в образовании: уменьшается численность учащихся, ведется реструктуризация образовательных учреждений, наблюдаются разные подходы к определению качества образования, разная практика его оценивания и др.;
  • возрастают требования к уровню образования со стороны разных потребителей образовательных услуг: родителей, общественности, самих учащихся и т.д.

           Эффективная структура научно-методической службы в образовательных учреждениях должна создавать организационно-педагогические условия для развития творческой деятельности педагога в комфортной среде, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

Данная технология  проведения  Методического совета (возможно и Педагогического совета)   - это внедрение деятельностного, личностно – ориентированного  подхода в научно – методическом сопровождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические указания для студентов-заочников образовательных учреждений по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности  080114 «Экономика и бухгалтерский...

Информационно-методическая поддержка специалистов воспитательных служб образовательных учреждений Кировского района через сайт методиста по работе с классными руководителями

Размещенный в сети Internet по адресу http://school-ddut.ru сайт целостно отражает деятельность методиста по работе с классными руководителями образовательных учреждений района, содержит методические ...

«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объ...

Роль и место школьных образовательных учреждений в развитии человеческого потенциала региона

Статья посвящена проблемам образования  в Дагестане в системе регионального развития России....

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...