Системно-деятельностный подход как основа коррекционной работы с деть с ОВЗ
учебно-методический материал

Галина Дмитриевна Безносова

      В основу  ФГОС  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены системно-деятельностный и дифференцированный подходы.    Использование СДП в практике   позволяет  грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа  п. Усть-Уда»

Доклад на тему

«Системно-деятельностный подход как основа коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Составила учитель Безносова Г. Д.

2024 г.

      В основу  ФГОС  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены системно-деятельностный и дифференцированный подходы.

  Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности  и структуру образования с учётом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Деятельностный подход в обучении – это такая организация учебного процесса, при которой центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность обучающихся. Формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Реализация СДП обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий

Основные цели системно-деятельностного подхода:

•        научить обучающихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию;

•        помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. В своей работе использую технологии проблемного обучения, технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации, проблемно-диалогической технологией, игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры) и т. д.

Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при одновременном использовании информационных и коммуникационных технологий обучения. Все они также способствуют формированию у обучающихся базовых учебных действий.

Правильный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями формирования и развития образования, требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стратегия развития предполагает раскрытие потенциала ребенка как личности в процессе обучения, развития заложенных в нем возможностей.  

Реализация технологии системно-деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

Принцип деятельности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями и этапами обучения. 
Принцип целостности - формирование обобщенного системного представления о мире.

Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить  усвоение его на уровне социально безопасного минимума. 

Принцип психологической комфортности -  снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. 
Принцип вариативности - формирование у обучающихся способностей к  перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 
Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе 

    Использование СДП в практике   позволяет  грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  Чтобы материал лучше усваивался, провожу уроки в игровой форме, используя принцип минимакса, психологического комфорта. Дети младшего школьного возраста ещё не могут самостоятельно находить информацию, отбирать её и применять для получения другой нужной информации, поэтому совместно с ними проектируем способ решения поставленной задачи на уроке, стараюсь, чтобы это сочеталось из практики из реальной жизни.

     На уроках не просто «транслирую» детям готовый материал и контролирую его усвоение,  организую работу детей так, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы занятия

Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного подхода.

  • Постановка учебной задачи - проблемный вопрос, мотивирующий изучение темы
  • «Открытие» нового знания - система вопросов и заданий, подводящих к самостоятельному открытию
  • Первичное закрепление - тренировочные упражнения, проговаривание вслух, выполнение действия по алгоритму.
  • Обучающая самостоятельная работа - этап внутренней речи, проговаривание «про себя».
  • Задания на повторение - переход во внутренний план и автоматизация

Для включения учащихся в активную познавательную деятельность по приобретению знаний на этапе сообщения темы урока использую приёмы:

  • Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв

( ре.ята, з.вод, до.ога, учи.ель, м.роз)  БАРТО

  • Исключение  повторяющихся  букв

(д, м, ч, с, д, и, ч, х, с, д, а, д, е, ь, л, ь, ч, с, к,ч, ь, с, о, ь, м, ч, в)

  • Чтение подчеркнутых букв

(М о ы е а б и п н к р к е г ш в ы а е а и м ы ц й к) Маршак

  •  Расположение букв в обратном  порядке «Наоборот»

      ЕКРОГ АН         («На горке»)

  • Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами

               2       10       1       14      11      10

                 Б        И        А        Н        К        И

                 8      10          20      11      16       3

                 Ж        И        Т        К        О        В       

     На этапе постановки учебной задачи использую  методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. Для создания   проблемной ситуации использую следующие приёмы:

Прием 1  Одновременно предъявляю классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.  

   При изучении темы «Порядок выполнения действий. Скобки»  использую прием «с удивлением», где обучающимся предлагается      рассмотреть примеры и объяснить, почему в   выражениях различные значения:

               8-3+4=9        8-(3+4)=1

Проблемную ситуацию при знакомстве с темой «Умножение на 0» можно создать, предоставив возможность детям выполнить практическое задание:

                          4х1 =       36: 9 =         8х 3 =       8х 0 =

«Дециметр»

Учитель: Саша измерял длину и ширину  тетради. Из полученных результатов он составил неравенства, причем оба из них верные. Как такое может быть?

16   < 20      2  >  16

«Главные члены предложения»

Учитель: Серёжа и Маша прочитали предложение:  Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?

Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагаю вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

«Разделительный Ъ и Ь знаки»

Учитель

Ученики

Предлагаю написать небольшой диктант (двое пишут на скрытых досках, остальные на листочках)

Так как дети ещё не знают правила, возникает разброс мнений.

-Какое было задание?

Сколько мнений в классе?

Так чего мы ещё не знаем?

Так какая сегодня тема урока?

  •  Написать слова.

  •  Где пишутся Ь и Ъ знаки.
  •  Правописание Ь и Ъ знаков.

 На этапе «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) использую
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода  правил на язык образов.

     Предметно-практическая  деятельность, в  процессе которой успешно  развиваются  высшие  психические  функции  ребенка: восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация, ─  является  мощным  коррекционно-компенсирующим  педагогическим  средством  в  работе  с  детьми  с  особыми  образовательными  потребностями. В  специальном  образовании  распространена  коллективная  предметно – практическая  деятельность  под  руководством  педагога  (работа ,,парами”и др.), которая  создает естественные  условия  для  мотивированного  речевого  общения, постоянно  воспроизводя  потребность  в  таком  общении.   Общение, в  свою  очередь развиваясь, способствует  овладению  языком  во  всех  его  функциональных  сопутствующих, мыслительными  операциями, различными  ситуациями  общения  и  социального  взаимодействия. Предметы, которыми  оперируют дети, создают  устойчивую  мотивацию  деятельности  и  являются  источником  недостающих  детям  знаний  об  окружающем  их  предметном  мире, о  назначении  этих  предметов  и  способах  действий  над  ними.

  Например, при изучении геометрических фигур и тел задействуем все анализаторы: вырезаем геометрические фигуры, конструируем, лепим, работаем с кинестетическим песком.

На этапе  включения нового знания в систему знаний и повторение.
• Предлагаю  учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Использую работу в группах, парах.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования, работа по индивидуальным карточкам. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Происходит осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?

 • Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода обеспечивает:

- предание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-  прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образования на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22. 
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006. 
  3.  Петрова М.А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании. – Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической  Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.

Сальманова Н.И.  Методико-педагогические подходы к организации  системно-деятельностного обучения школьников математике  на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...

Авторская программа – «Закаливание детей – как один из нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с неслышащими детьми».

Цели и задачи авторской программы: 1. Раскрыть теоретические основы закаливания, проблемы оздоровления детей холодной водой. 2. Дать методические рекомендации в планировании занятий, направленных на...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

ХОД СЕМИНАРА: 1.  Вступление «Наши трудные дети» - презентация2.  «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.3.  Причины н...

Индивидуальный подход – важная форма коррекционной работы на уроках трудового обучения.

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение  этой цели обеспечивается разнообразными ...

Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.

Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии....

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....