Системно-деятельностный подход как основа коррекционной работы с деть с ОВЗ
учебно-методический материал
В основу ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены системно-деятельностный и дифференцированный подходы. Использование СДП в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-_deyatelnostnyy_podhod_kak_osnova_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»
Доклад на тему
«Системно-деятельностный подход как основа коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
Составила учитель Безносова Г. Д.
2024 г.
В основу ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены системно-деятельностный и дифференцированный подходы.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учётом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в обучении – это такая организация учебного процесса, при которой центральное место занимает максимально самостоятельная, активная и разносторонняя познавательная деятельность обучающихся. Формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Реализация СДП обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий
Основные цели системно-деятельностного подхода:
• научить обучающихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию;
• помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. В своей работе использую технологии проблемного обучения, технологией учения на основе «учебных ситуаций», на основе уровневой дифференциации, проблемно-диалогической технологией, игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры) и т. д.
Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при одновременном использовании информационных и коммуникационных технологий обучения. Все они также способствуют формированию у обучающихся базовых учебных действий.
Правильный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями формирования и развития образования, требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стратегия развития предполагает раскрытие потенциала ребенка как личности в процессе обучения, развития заложенных в нем возможностей.
Реализация технологии системно-деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
Принцип деятельности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.
Принцип целостности - формирование обобщенного системного представления о мире.
Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить усвоение его на уровне социально безопасного минимума.
Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип вариативности - формирование у обучающихся способностей к перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе
Использование СДП в практике позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания. Чтобы материал лучше усваивался, провожу уроки в игровой форме, используя принцип минимакса, психологического комфорта. Дети младшего школьного возраста ещё не могут самостоятельно находить информацию, отбирать её и применять для получения другой нужной информации, поэтому совместно с ними проектируем способ решения поставленной задачи на уроке, стараюсь, чтобы это сочеталось из практики из реальной жизни.
На уроках не просто «транслирую» детям готовый материал и контролирую его усвоение, организую работу детей так, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы занятия
Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного подхода.
- Постановка учебной задачи - проблемный вопрос, мотивирующий изучение темы
- «Открытие» нового знания - система вопросов и заданий, подводящих к самостоятельному открытию
- Первичное закрепление - тренировочные упражнения, проговаривание вслух, выполнение действия по алгоритму.
- Обучающая самостоятельная работа - этап внутренней речи, проговаривание «про себя».
- Задания на повторение - переход во внутренний план и автоматизация
Для включения учащихся в активную познавательную деятельность по приобретению знаний на этапе сообщения темы урока использую приёмы:
- Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв
( ре.ята, з.вод, до.ога, учи.ель, м.роз) БАРТО
- Исключение повторяющихся букв
(д, м, ч, с, д, и, ч, х, с, д, а, д, е, ь, л, ь, ч, с, к,ч, ь, с, о, ь, м, ч, в)
- Чтение подчеркнутых букв
(М о ы е а б и п н к р к е г ш в ы а е а и м ы ц й к) Маршак
- Расположение букв в обратном порядке «Наоборот»
ЕКРОГ АН («На горке»)
- Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами
2 10 1 14 11 10
Б И А Н К И
8 10 20 11 16 3
Ж И Т К О В
На этапе постановки учебной задачи использую методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:
Прием 1 Одновременно предъявляю классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
При изучении темы «Порядок выполнения действий. Скобки» использую прием «с удивлением», где обучающимся предлагается рассмотреть примеры и объяснить, почему в выражениях различные значения:
8-3+4=9 8-(3+4)=1
Проблемную ситуацию при знакомстве с темой «Умножение на 0» можно создать, предоставив возможность детям выполнить практическое задание:
4х1 = 36: 9 = 8х 3 = 8х 0 =
«Дециметр»
Учитель: Саша измерял длину и ширину тетради. Из полученных результатов он составил неравенства, причем оба из них верные. Как такое может быть?
16 < 20 2 > 16
«Главные члены предложения»
Учитель: Серёжа и Маша прочитали предложение: Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?
Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагаю вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
«Разделительный Ъ и Ь знаки»
Учитель | Ученики |
Предлагаю написать небольшой диктант (двое пишут на скрытых досках, остальные на листочках) Так как дети ещё не знают правила, возникает разброс мнений. -Какое было задание? Сколько мнений в классе? Так чего мы ещё не знаем? Так какая сегодня тема урока? |
|
На этапе «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) использую
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.
Предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка: восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация, ─ является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. В специальном образовании распространена коллективная предметно – практическая деятельность под руководством педагога (работа ,,парами”и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных сопутствующих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия. Предметы, которыми оперируют дети, создают устойчивую мотивацию деятельности и являются источником недостающих детям знаний об окружающем их предметном мире, о назначении этих предметов и способах действий над ними.
Например, при изучении геометрических фигур и тел задействуем все анализаторы: вырезаем геометрические фигуры, конструируем, лепим, работаем с кинестетическим песком.
На этапе включения нового знания в систему знаний и повторение.
• Предлагаю учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Использую работу в группах, парах.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования, работа по индивидуальным карточкам. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Происходит осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода обеспечивает:
- предание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образования на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
- Петрова М.А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании. – Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...
Публикация: Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Сальманова Н.И. Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников математике на основе интегральной технологии // Тенденции и проблемы развит...
Авторская программа – «Закаливание детей – как один из нетрадиционных подходов к организации коррекционной работы с неслышащими детьми».
Цели и задачи авторской программы: 1. Раскрыть теоретические основы закаливания, проблемы оздоровления детей холодной водой. 2. Дать методические рекомендации в планировании занятий, направленных на...
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»
ХОД СЕМИНАРА: 1. Вступление «Наши трудные дети» - презентация2. «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.3. Причины н...
Индивидуальный подход – важная форма коррекционной работы на уроках трудового обучения.
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными ...
Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии.
Методико-педагогические подходы к организации системно-деятельностного обучения школьников на основе интегральной технологии....
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».
Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....