ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»
учебно-методический материал на тему

ХОД СЕМИНАРА:

 

1.  Вступление «Наши трудные дети» - презентация

2.  «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.

3.  Причины неадекватного поведения проблемных детей. Разбор педагогических ситуаций.

4.  Типизация проблемных детей.

5.  Основы коррекционной работы

6.  Подведение итогов. Рефлексия.

Раздаточный материал для педагогов:

-     таблица «Психокоррекционные мероприятия в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении»;

-     памятка педагогам, работающим с «трудными» детьми;

-     как вести себя с агрессивным ребёнком;

-     как играть с конфликтным ребёнком.

РЕШЕНИЕ:

1.  Изучить методический материал по теме семинара.

2.  Принять полученную информацию к сведению.

3.  Использование данного материала в работе с проблемными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_rebenok._osnovy_korrektsionnoy_raboty.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

Автор: Нусратуллина О.Э.

учитель информатики

МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»

«Работа с трудными детьми является проблемным камнем, на котором отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны как отдельного педагога, так и целого педагогического коллектива.»

В. Мясищев

Цель: 

1. Оказание помощи педагогам в работе с детьми, имеющими различные проблемы в обучении и поведении.

2. Активизация внимания участников мастерской к проблеме девиантного поведения и осмысление этой проблемы с позиций внутреннего мира ребенка.

Форма семинара: педагогическая мастерская

Темы для обсуждения:

  • причины неадекватного поведения проблемных детей;
  • типизация  проблемных детей ;
  • основы коррекционной работы.


ХОД СЕМИНАРА:

  1. Вступление «Наши трудные дети» - презентация
  2. «Проблемный ребенок в нашей школе… Какой он?» выполнение командных заданий педагогической мастерской.
  3. Причины неадекватного поведения проблемных детей. Разбор педагогических ситуаций.
  4. Типизация проблемных детей.
  5. Основы коррекционной работы
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Раздаточный материал для педагогов:

  • таблица «Психокоррекционные мероприятия в процессе обучения школьников с проблемами в обучении и поведении»;
  • памятка педагогам, работающим с «трудными» детьми;
  • как вести себя с агрессивным ребёнком;
  • как играть с конфликтным ребёнком.

РЕШЕНИЕ:

  1. Изучить методический материал по теме семинара.
  2. Принять полученную информацию к сведению.
  3. Использование данного материала в работе с проблемными детьми.


Мастерская «Проблемный ребенок. Основы коррекционной работы»

Начать нашу мастерскую мне бы хотелось со стихотворения С.Давидовича, которое, я надеюсь, поможет нам настроиться на соответствующую волну:

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он.

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… Поздно учли…

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.

Дословно «девиантное поведение» переводится как отклоняющееся, т.е. как поведение, не соответствующее общепризнанным нормам поведения. В обыденном понимании ребенок с девиантным пониманием – это так называемый “трудный, проблемный ребенок”.

Задание № 1

Проблемный ребенок в нашей школе…. Какой он?

Дайте, пожалуйста, свою характеристику проблемному ребенку с девиантным поведением, используя прилагательные. Какой это ребенок, с вашей точки зрения. Нарисуйте словесный портрет (на альбомном листе бумаги)

Мы, взрослые не любим агрессивного поведения детей. Подобные дети нас раздражают. А между тем, специалисты, изучавшие агрессивных детей, пришли к выводу: Ребёнок с деструктивным поведением, человек которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищённости, обиды…. У него часто низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом. Он думает, что это единственный путь, способствующий выживанию”

 Сегодня я предлагаю посмотреть на данную  проблему с другой стороны. До этого мы говорили о трудном ребенке с позиции наблюдателя, т.е. того, что лежит на поверхности, и ответили на вопрос: “Как?” Однако поведение – это результат предшествующего опыта. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, нужно знать ответ на вопрос: “Почему?”

Задание № 2

Формы отклоняющего поведения

В  одной коррекционной школе        опрошено 50 педагогов: «Что они считают самой вызывающей формой отклоняющего поведения проблемного ребенка в школе?»

Вот как разделились мнения:

65% считают, что это открытое  курение в школе

50% - сквернословие

42% - лживость

30%- отказ от учебы, выполнения домашних заданий

25% - прогулы уроков

13% - употребление алкоголя

Выберите, какие формы отклоняющего поведения детей, вызывающие у вас наибольшую трудность в работе,  вы поставите на первое, второе, третье место

Задание № 3

Причины неадекватного поведения проблемных детей

Причины неадекватного поведения проблемных детей, виды агрессии – презентация.

Разбор педагогических  ситуаций:

Задание. Выделите  предполагаемую причину неадекватного поведения ребенка. Ваши дальнейшие действия.

Ситуация 1.  «Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле поведения у одного из учеников  Вашего класса (Сергей, 13лет).  Подросток проколол ухо, сделал наколку на руку. На уроках Сергей стал вести себя вольно,  интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком, о семье никогда не рассказывает. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке.»

Задание. Какой вид агрессии у ребенка преобладает в данной ситуации. Пути решения.

Ситуация 2. « Воспитанник детского дома на первом уроке зашел в класс  возбужденный, раздраженный; Начал вести себя демонстративно - обзывать других детей, стучать кулаком по парте»

Задание № 4

Типизация проблемных детей

Неустойчивый тип

  • Полное непостоянство, открытость.
  • Доброжелательность, безволие.
  • Болтливость, лицемерие.

Демонстративный тип

  • Демонстративность, коммуникабельность.
  • Жажда восхищения собой.Эгоцентризм, лицемерие.

Гипертимный тип

  • Повышенное настроение, оптимизм, экстравертированность.
  • Инициативность.Легкомысленность, поверхностность.

Циклоидный  тип

  • Периодические смены настроения, неуравновешенность.
  • Непоследовательность.

Возбудимый  тип

  • Агрессивность. Злопамятность.
  • Взрывчатость.
  • В эмоционально спокойном состоянии – добросовестны, аккуратны, любят детей, животных

Конфортный  тип

  • Зависимость от группы.
  • Исполнительность.
  •  Дружелюбие, покладистость.
  • Безволие, несамостоятельность.

Замкнутый  тип

  • Интровертированность.
  • Серьёзность.
  • Устойчивость интересов.
  • Замкнутость, рассудочность.

Лабильный   тип

  • Крайняя изменчивость настроения.
  • Непоследовательность.
  • Нерешительность.

Астенический  тип

  • Скромность. Склонность к ипохондрии.
  • Аффективные вспышки, незлопамятность.
  • Повышенная утомляемость, раздражительность.

Сензитивный  тип

  • Чувствительность, впечатлительность, робость, застенчивость.
  • Мнительность, замкнутость.

По таблице определите тип проблемных детей, обучающихся в нашей школе, прочитайте  рекомендации, что можно добавить: 1 группа-неустойчивый тип, демонстративный тип. 2 группа – возбудимый тип, астенический тип

Задание № 5

Основы коррекционной работы

В одной коррекционной школе опрошено 50 педагогов: «Какой вид коррекционной помощи они считают самым действенным?»

Вот как разделились мнения:

63% - работа психолога

56% - работа с семьей

48% - медицинская помощь

45%- индивидуальная работа с учеником

24% - разработка системы поощрения и наказания

Какие виды коррекционной помощи вы считаете самыми действенными? Обоснуйте свой ответ.

Рефлексия

Каждый участник выбирает лепесток и приклейте к серединке, если: сегодня работа для вас была полезной – зеленый лепесток, если работа не принесла вам новой информации – желтый лепесток, ничего полезного – красный лепесток.

Большинство детей, которые обучаются в коррекционной школе, не самостоятельны, имеют проблемы в общении, склонны к различным патологическим привычкам. Если говорить об эмоциональной стороне, то чаще эмоциональный фон таких детей снижен:

- они испытывают страхи,

- часто бывают в плохом настроении,

- проявляют капризность, угрюмость,

- проявляют агрессивность, либо просто пассивны.

Все это говорит о том, что ребенок испытывает глубокие внутренние проблемы. В нашей работе мы сталкиваемся с тем, что у детей имеются нарушения в поведении. Нарушения в поведении проявляются как демонстрация своей внешности, агрессивность, протест, нарушение дистанции в общении и т.д. Коррекция девиантного поведения является сложным процессом в реабилитации.

У многих детей не было положительного опыта общения, это отразилось на их взаимодействии с обществом. Действия этих детей носят противоречивый характер. Чаще всего закрепляется неэффективная модель, например, способ агрессии, та, которую ребенок видел и усвоил.

Один и тот же прием может быть успешным – дать положительный результат при работе с одним ребенком и не дать никаких результатов при работе с другим, т. к. проблемы вызваны различными причинами. Поэтому необходим индивидуальный подход. Если спросить ребенка: «Почему ты так себя ведешь?» - вряд ли услышим верный ответ, т. к. ребенок всегда желает быть хорошим, и он будет защищаться, оправдываться. Поэтому необходимо наблюдение, ответьте на вопросы:

- когда и с какой периодичностью проявляется такое поведение,

- что предшествует такому поведению,

- есть ли определенная закрепленная модель поведения,

- кто обычно присутствует или не присутствует в это время,

- реакция окружающих усиливает или ослабляет плохое поведение,

- какая реакция ребенка при использовании различных приемов.

Эти ответы помогают прояснить проблему, ее особенность и причину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дефектологического семинара

В данном документе представлено планирование за три последних года с учётом насущных потребностей педагогов-дефектологов, а также материалы для проведения семинаров....

Организация работы дефектологического семинара

В данном документе представлено планирование за три последних года с учётом насущных потребностей педагогов-дефектологов, а также материалы для проведения семинаров....

Районный семинар педагогов-психологов. Выступление "Одаренный ребенок и структура работы с ним"

Теретическое обоснование вопроса работы с одаренными обучающимися школы...

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР».

Консультация на тему «Адаптивная физическая культура как основа коррекционной работы по физическому воспитанию школьников с ЗПР»....

Системно-деятельностный подход как основа коррекционной работы с деть с ОВЗ

    В основу  ФГОС  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены системно-деятельностный и дифференцированный подходы.  ...

Всероссийский проблемный очно-заочный семинар-практикум «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активности, накопление словарного запаса и формирование предложений»

Участие во Всероссийском проблемном очно-заочном семинаре-практикуме «Фразовый конструктор в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками: игры и упражнения на стимуляцию речевой активност...