Примеры рефлексии.
методическая разработка
Несколько интерсеных приёмов рефлексии в конце урока для учеников старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_v_kontse_uroka.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия в конце урока
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и
письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается
заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» «плюс» записывается все, что понравилось
на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по
мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М»
«минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало
неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной
проблеме, вопросы к учителю.
3.Анкета.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в
зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить
обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
4. «Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» не ответил.
5. «Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором
учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
6.Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые
начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся поновому, с
другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы
развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию
гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …
7.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.
8. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал…
Теперь я знаю…).
9. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора,
например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся
ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний,
выдвигают новые идеи.
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал
схему, составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
10.Аргументированные ответы на один из вопросов:
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены
наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы
испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы
завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
11.Резюме, эссе, минисочинения.
12. «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в
процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем
уроке.
13. «График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
изменения их интереса;
уровня познания,
личной активности.
14. Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов
записываются параметры вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например,
оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности
педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно
оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени
оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
15. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
16. "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из
ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это
сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить.
Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех,
кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные
слова признательности и этому участнику событий.
17."А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
18."Ассоциация".
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две:
первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую –
на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному –
два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других
одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки
последним, подводя итоги урока.
19. "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе
изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5я строка – синоним ключевого слова (существительное).
20.Оценочный лист.
Выполнил ли я то, что задумал? _____________________________________
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?__________
Всё ли получилось так, как я задумывал?__________________________
Что было сделано хорошо?_________________________________________________
Что было сделано плохо?_________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________________
Попрошу взрослых оценить мою работу:
ч т о с к а з а л а м а м а:____________________
ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а: _______________________________
к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я: ______________________________
В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м н е т ? _________________________
21.«Волшебная палочка».
Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
22. Шкала настроения.
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое
настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс.
Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
23. Слова напутствия.
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы
новой книги.
К.Паустовский
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты
сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А.де СентЭкзюпери
24.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух
музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит
тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный
фрагмент, который соответствует их настроению.
25.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное
настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
26. «Лестница успеха».
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске
этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом
этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
27. Различные виды дневников: обычный, дневник художественный альбом, двухчастный
дневник (в одной графе наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой
комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в
течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои
действия во времени ("отложенная" рефлексия).
28. «Письменное интервью» вариант групповой письменной рефлексии в форме
вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий
промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
29. «Одним словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
30. Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
31.Стихотворение.
Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,
Оставшись сам с собой наедине,
К чему стремится и чего он жаждет,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Б.Пастернак
Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте –
живите!!!
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
32.«Акрослово».
Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.
Манящая
О –огненнокупольная, отвергнутая Петром
С – святая
К – колокольная, краснокупольная
В – возвеличенная, вольная
А – алтарная.
33.«Пожелание».
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
Избавляйся от…
Будь всегда…
Помни…
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
С.Маршак
34.«Подбор стихотворения».
Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я –
О, время, погоди!
Ф.Тютчев
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И так легко, легко.
М.Лермонтов
Земля дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И.Тургенев
И с отвращением читаю жизнь свою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь. И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
А.Пушкин
Проходят дни, проходят сроки,
Свободы тщетно жаждем мы,
Мы беспощадно одиноки
На дне своей души тюрьмы.
В.Брюсов
Смешать печаль, которой нет острей,
С восторгами, которых не бывало.
К.Бальмонт
Чемодан, мясорубка, корзина
35. SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу
о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
Крайне скверно
Плохо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример рефлексии ученицы 5 класса на исследовательскую работу
Пример рефлексии ученицы 5 класса на исследовательскую работу...
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Копилка примеров рефлексии на уроках
Элемент рефлексии является неотемлемой частью любого урока. В данной презентации вы сможите найти простые элементы рефлексии....
Примеры рефлексии на уроке
Данные примеры помогут учителю провести рефлексию в конце урока...
Мастер-класс «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия»
Представлена технологическая карта мастер-класса «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия» Мастер-класс разработан для слушателей курсов В...
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
Раздаточный материал к мастер-классу...
Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в рамках реализации ФГОС. Копилка примеров рефлексии на уроках.
Цель данной работы повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....