Выступление на заседании педагогического совета «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания»
учебно-методический материал

Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петров Алексей Михайлович,

учитель истории МБОУ «Доброминская СШ»

Выступление на заседании педагогического совета:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания»

Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания» очень актуальна, об этом свидетельствуют многочисленные разработки в Интернете. Демографическая ситуация в стране по- прежнему оставляет желать лучшего: в школу приходит малое количество здоровых детей, а из неё выходит ещё меньшее число. Конечно, совместными усилиями общество и государство делает немало для улучшения здоровья детей: игровые и спортивные площадки, множество кружков и секций по интересам, многочисленные СПК, пропаганда здорового образа жизни по TV и многое другое. Но все вышеназванные меры подразумевают времяпровождение досуга детей и подростков. А ведь значительную часть своего времени ребята проводят в школе, сидя за партами. Каждый современный учитель на каждом уроке пытается не только дать детям знания, он старается применять здоровьесберегающие технологии, тем более, что материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося.                    

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к само регуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

 К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:

1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски. Соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей;

2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительно норма 8-10 мин.)

3. Количество видов учебной деятельности: практические занятия, слушание, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке (5-8 видов за урок);

4. Количество видов преподавания: наглядный, словесный, самостоятельная работа (не менее 4-х за урок);

5. Чередование видов преподавания (через 10-12 минут);

6. Благоприятный психологический климат;

7. Физкульминутки;

8. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут);

9. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привития интереса к предмету;

10. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников: ролевая игра, семинар, дискуссия и т.д.

На каждом уроке в любом классе надо проводить физкультминутки. Но как сделать так, чтобы ребенок, не делал физическую разминку просто, потому что надо, а наряду с этим получил и положительные эмоции. А ведь эмоциональная среда на уроке, тоже важный компонент здоровьесберегающих технологий. Поэтому физкультминутка на уроке истории должна отличаться от физкультминутки на любом другом уроке. Необходимо сделать физкультминутку «исторической». Подобрать «свой» текст под каждую тему.   Хотелось бы привести примеры физкультминуток на уроках истории.

Например в 5 классе: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

В более старших классах можно испльзовать видеофизкультминутку.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценированное» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен.

Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:

- в 5 классе при рассматривании темы «Олимпийские игры» проводится беседа о значении Олимпийских игр в современности, в нашей стране, пропаганде здорового образа жизни, о том, что особенно вырос интерес к спорту после проведения игр в Сочи, в 2014 году. При изучении темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

- на уроках обществознания в 7 классах, изучая психолого - возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;

Без сомнения, здоровье сберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации. А также от фантазии самого учителя зависит, как сделать этот процесс на уроке не только полезным, но и занимательным.

Интерес к предмету как один из ключевых моментов здоровьесбережения учащихся

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация.

Возможность обнаружения какой-то закономерности, творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса. Постановка проблемной задачи, ее анализ, поиск принципа решения и самого решения – этапы работы в таком творческом ключе. Эвристическая задача – лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Возникает творческий интерес учащихся, они приучаются самостоятельно мыслить. Когда все ученики вовлечены в процесс познания, они перестают быть пассивными созерцателями, активно участвуют в создании схемы, в результате чего возникает мотивированный интерес к предмету.

Отдавая предпочтение здоровьесберегающему подходу в обучении, можно добиться  положительных результатов: уменьшается нагрузка на учеников, которым трудно учиться в рамках обычной программы; решается проблема неуспеваемости, в классе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума; повышается интерес обучающихся к урокам истории и обществознания

Список литературы для учителя:

  1. Горохова Н.А. Организация здоровьясбережения в школе // ОБЖ – 2010 г. № 7, с. 33-38;
  2. История. 5-11 классы: технология современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. – Водгоград: Учитель, 2009г.
  3. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок // А.И.Севрук, Е.А.Юнина // Школьные технологии, 2004 г. № 2, с 200-207;
  4. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога // Школьные технологии, 2003 г. № 3, с. 200-201;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

    Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит...

Выступление на заседании ШМО. Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Выступление на заседании ШМО кафедра математики, физики и информатики...