Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
статья по теме
В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания»
- Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала почти нет детей, у которых была бы запись «здоров». Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
- По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
- Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебного процесса. А это значит, что я как педагог, психологи и родители должны сделать, и делаем все возможное для успешного обучения детей и достижения ими высоких результатов в учебной деятельности.
- Почему именно школа и учитель должны взять на себя заботу о здоровье школьников?
- Во-первых: взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой, в том числе и за их здоровьем. А в школе обучающиеся проводят значительную часть времени.
- Во-вторых: большая часть всех воздействий, на здоровье обучающихся осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.
- В-третьих: медицина, как правило, занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы профилактическая, т.е. сохранение и укрепление здоровья школьников.
- Из всего выше сказанного следует вывод: учитель - одно из главных действующих лиц, заботящееся о здоровье обучающихся в образовательном учреждении.
- Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?". С точки зрения здоровьесбережения, можно ответить так: не наносить вреда здоровью участникам образовательного процесса - учащимся и педагогам. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать:
- а) как качественную характеристику любой образовательной технологии, т.е. ее "сертификат безопасности для здоровья";
- б) как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения;
- в) как науку, искусство и обязанность обучать и воспитывать учащихся так, чтобы они не только сами смогли вырасти здоровыми и счастливыми, но и вырастить здоровыми и счастливыми своих детей.
- Следуя принципам здоровьесбережения детей, я решаю на уроках физики такие проблемы, как:
- а) снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
- б) охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.) ;
- в) формирование культуры здоровья учащихся.
- Учитель начинает приобщаться к здоровьесберегающим технологиям только осознав проблемы негативного воздействия школы на здоровье обучающихся и необходимость ее незамедлительного разрешения.
- Существует десять секретов здоровьесберегающейтехнологии главным из которых, как мне кажется, является секрет доброты, состоящий в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. И "доброжелательность", и "добродушие", и "добросердечность" - все, чего так не хватает в нашей современной жизни, происходит от корня "добро". На каждом своем уроке стараюсь видеть не массу, а каждого отдельного ученика, чтобы каждый из них почувствовал, что я, учитель, думаю и забочусь об их интересах, и сами стали дарить добро. Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия создавать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
- В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции.
- Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. Поэтому на своих уроках уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья.
- Еще на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также проветриваю помещение. Наши ученики постоянно испытывают стресс, и профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это - зеленый, желто-зеленый и зелено - голубые цвета. Поэтому в кабинете физики мы используем светло-зеленый и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. На уроках физики провожу валеологические паузы, например, показываю зеленый лист бумаги и прошу следить за ним только глазами. Это позволяет снять напряжение глаз.
- На своих уроках включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая трактуется так, что правое полушарие - это все художественное, интуитивное, а левое - рационально-логическое. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Приведу пример, на уроке в 8 классе по теме "Тепловое действие электрического тока" раздаю ребятам копию патента, выданного в1874 году в России на изобретение прибора. На столах учащихся находятся различные электрические приборы: электрическая лампа, фотоэлемент, вакуумный диод. Им необходимо выяснить, что это за прибор и кем он изобретен. Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу, что это за прибор (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить, почему они так думают. И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.
- Очень хорошо, когда на уроке физики ученики фантазируют, воображают, придумывают мысленно какой-то эксперимент - это помогает не только развивать творчество ребят, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно. Например, предлагаю ученикам пофантазировать о том, как добыть огонь с помощью льда. Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии), снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность. В конце всех рассуждений и предложений зачитываю ребятам отрывок из "Путешествия капитана Гаттераса" Жюля Верна, где эту же проблему решил доктор.
- На вопрос "Как потушить пожар?" ребята, как правило, отвечают, что необходимо пламя залить водой. Выясняем, почему вода гасит огонь, в каких случаях этот способ применим, а в каких опасен. В ходе обсуждений вырабатываем правила поведения при различных пожарах. Такие знания позволят ребятам сохранить свое здоровье и окружающих. Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Например, на обобщающем уроке по теме "Тепловые явления" ученики сами выступают в роли учителя. Урок по теме "Электрический ток в различных средах" проходит в виде семинара. В 7-8-х классах последний урок четверти провожу в виде игры. Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
- Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому использую запоминалки. Например,
- Массу мы легко найдём,
- Умножив плотность на объём.
- Если слово "бац" запомнишь,
- Формулу объёма вспомнишь.
- V=bac
- Не лезьте в воду глубоко,
- В воде давленье велико.
- Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ
- И вдруг концы свои отдашь.
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
- Так же я развиваю и зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую мультимедийный проектор либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.
- При планировании урока однообразия работы избегаю посредством чередования таких видов деятельности, как опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов, ответы на вопросы, решение задач. Нормой считается смена от 4 до 7 видов деятельности за урок.
- В содержательную часть урока включаю вопросы, связанные с анатомией человека, с принципами работы органов и систем, со здоровьем и здоровым образом жизни. Например, определение объема легких курящего и некурящего человека, определение сопротивления тканей тела человека постоянному и переменному току, расчет тормозного пути автомобиля в различных условиях и т.д.
- Я веду элективный курс "Физика человека", одной из целей которого является расширение кругозора и мировоззрения учащихся посредством познания природы и самого себя как ее составной части. В курс включены 11 лабораторных работ, например, "Определение давления крови человека", "Определение мощности, развиваемой человеком", "Определение характеристических параметров зрения человека". Также предусмотрены создание и защита таких проектов, как модель глаза, динамометр для регистрации силы мышц пальцев рук, модель медицинского термометра, счетчик пульса, таблицы для обнаружения нарушений цветного зрения (дальтонизм) и т.д.
- Мне кажется, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, анекдотов и загадок то теме и т. д. Так по теме "Относительность движения" рассказываю ребятам анекдот:
- "Чебурашка учится водить машину под руководством крокодила Гены. Внезапно, бросив руль, Чебурашка кричит:
- "Пожалуйста, Гена, нажми на какую-нибудь педаль. На нас надвигается вон-то огромное дерево!"
- Разбираемся, в чём ошибся Чебурашка. Как с точки зрения физики можно объяснить его слова: "На нас надвигается вон то огромное дерево"?
- Или по теме "Движение небесных тел" следующий анекдот:
- - Что ты делаешь, Коля?
- - Смотрю на комету.
- - А для чего ты приставил к глазу пистолет?
- - Как для чего? А разве вы не знаете, что на комету нужно смотреть
- вооруженным глазом?
- Выясняем, чего не понимает Коля. Какие оптические приборы используются для наблюдения небесных тел?
- Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие упражнения, необходимые для массажа щитовидной железы (что так необходимо в условиях Крайнего Севера и сложной экологической обстановке), для гигиенического массажа (улучшает крово- и лимфообращение, нормализует обмен веществ, снимает мышечное напряжение на лице, шее, руках), для правильной ориентации дыхания и для успокоения нервной системы.
- Для младших классов в физкультминутки включаю тему урока. Например:
- 1. Игра с мячом.
- Учитель, кидая мяч, называет тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено.
- Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.
- 2. Величина - единица.
- Например: масса - кг, мг, т, ц, г.
- 3. Острый глаз.
- Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.
- 4. Уберите лишнее слово.
- Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.
- Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
- В уроке важно все: и как начат урок , и как проведен, и как закончен.
- Необходимо, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели бы возможность задать учителю вопросы, учитель мог бы прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Школьная оценка также является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Необходимо большое внимание уделять системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления, как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне негативно повлиять на успешность обучения. Во-избежании этого можно использовать следующую систему оценивания:
- самооценка (даю небольшую самостоятельную работу, а затем или открываю доску, или вывожу с помощью проектора на экран, или проговариваем правильный ответ, а ученик должен сам проверить свою работу и поставить себе оценку);
- оценка друга, соседа по парте (то же самое, только ребята меняются работами или при устном ответе прошу кого-то проанализировать ответ товарища и оценить его);
- окончательная оценка (оценка в конце изучения темы).
- Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов и учитываются различные психофизические особенности детей. Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у обучающихся в ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика-испытателя перед взлетом на новой машине. Я считаю, что все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют получению в качестве результата следующей модели личности ученика:
- физически, нравственно, духовно здоровая личность,
- образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума;
- осознающая себя как биологическое, психическое и социальное существо;
- осознающая необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека;
- испытывающая стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности;
- осуществляющая самоконтроль, личностное саморазвитие и творческую продуктивность.
Методы и приемы работы на уроках физики, позволяющие снять эмоциональное напряжение.
Школа как образовательное учреждение должна способствовать сохранению укреплению здоровья учащихся. Однако много факторов, которые негативно влияют на здоровье школьников. Среди них - малоподвижность школьного обучения; нерациональная организация учебной деятельности; регулярно повторяющаяся ситуация цейтнота; постоянная необходимость публично доказывать собственную успешность и др. На своих уроках особое внимание я уделяю одному из принципов развивающего обучения: включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Приведу пример, на уроке в 11 классе по теме «Дисперсия света» рассказываю ребятам библейскую легенду: «Бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе знак означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей…С давних времен у людей существует поверье, что в том месте, где этот божественный знак одним концом уходит в землю можно найти горшок с золотом…». Это удивительное по своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на ваших глазах, оставляя чувства светлой грусти. Об этом хорошо писал Ф.И. Тютчев: «как неожиданно и ярко…» Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить это явление (радугу). И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария. Приведу еще пример. На уроке в 9 классе «Закон Бернулли» демонстрирую ученикам опыт: лью из мерного стакана струйку воды над раковиной и задаю вопрос: «Почему сужается струйка воды?». Ученики выдвигают гипотезу: скорость увеличивается, а площадь сечения уменьшается, так как объем воды в единицу времени остается постоянным (работает правое полушарие), а затем предлагаю ученикам математически это доказать (работает левое полушарие). Оба полушария в работе. Когда на уроке физики ученики фантазируют, воображают, придумывают какой-то мысленный эксперимент – это тоже помогает развивать творчество ребят. Например, на занятиях спецкурса по физике предлагаю ученикам представить как будет вести себя жидкость в состоянии невесомости или, что произойдет с жидкостью, если ампула, в которой она находилась разобьется в космосе? «Мозговой штурм» – метод стимуляции творческой активности помогает избежать на уроках скуку, нежелание работать. Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии), снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность. Эмоционально – волевой компонент позволяет развить у учащихся интерес к учению, влечение к учебно-познавательной деятельности, устраняет внешние и внутренние препятствия, возникающие в процессе обучения. На уроке в 10 классе по теме: «Виды разрядов в газе» рассказываю ребятам случай о котором писал писатель Б. Житков «однажды в начале лета я ехал верхом в пойме реки. Небо было одето тучами, собиралась гроза. И вдруг я увидел, что кончики ушей лошади начали светиться. Сейчас же над ними образовались, будто пучки голубоватого огня с неясными очертаниями. Огоньки эти точно струились. Затем струи света побежали по гриве лошади и по ее голове. Я взял в руку ухо лошади, огонек точно проскочил сквозь мою руку и появился на ней. Повернув голову влево я увидел пламя над своим плечом. Все это явление продолжалось не более одной минуты. Хлынул дождь и удивительные огни исчезли». Затем предлагаю ребятам объяснить это явление. Возникает проблема! Ученики выдвигают гипотезы. Для большей убедительности демонстрирую физический эксперимент – тихий разряд (движение электрических зарядов по воздуху) при нормальном атмосферном давлении и высоком напряжении). Сообщаю ребятам, что это явление еще называется «огни святого Эльма». На этом примере мы вновь наблюдаем гармонизацию двух полушарий – здоровьесберегающую технологию. Наши ученики постоянно испытывают стресс, и профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это – зеленый, желто-зеленый и зелено – голубые цвета. Помимо физических свойств света, т.е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам свойственны. Таким образом, цвет черпает свою значимость из реальной действительности и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Поэтому в кабинете физики мы используем светлые краски (светло-зеленый, бежевый). У нас много цветов, на стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. Рациональная окраска учебного помещения положительно влияет на эффективность учебной деятельности. На уроках физики провожу валеологические паузы, например, показываю зеленый лист бумаги и прошу следить за ним только глазами. Это позволяет снять напряжение глаз. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. В системе использую физические упражнения, которые на курсах нам рекомендовала Л.М. Игольницына: 1. Ноги везде вместе, руки вверх и сильно прижимаем их к ушам, а затем на выдохе резко опускаем руки вниз и др. 2. для гармонизации двух полушарий предлагаю ребятам вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс улучшает гармонизацию полушарий. Перед контрольной работой или зачетом предлагаю ребятам на большой перемене (на специально отведенной доске) рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение воспитанников. Итак, здоровьесберегающие технологии, которые, я использую на уроках физики (левополушарная гармонизация, цветовые ассоциации, валеологические паузы, физкультминутки, рисование перед контрольной работой, «мозговой штурм», мысленный эксперимент) способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивает их творческий потенциал.
Что может сделать учитель на уроках русского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения.
Вот несколько примеров.
1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.
2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.
3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Можно применять также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.
Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером.
Комплекс упражнений для глаз (для снятия усталости и напряжения при работе с компьютером). Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
ВАРИАНТ 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Свести глаза к переносице и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся другие упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.
ВАРИАНТ 2.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Не поворачивая головы, перевести взор и зафиксировать его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. Повторить 3 – 4 раза.
ВАРИАНТ 3.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 –5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на сет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.
Комплекс упражнений физкультурных минуток.
Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.
Физкультминутка общего воздействия.
И.п. – о. с.1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 - то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
И.п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
Физкультминутка общего воздействия
И. п. – о. с. 1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 – то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
И. п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
Физкультминутка общего воздействия
И. п. – стойка ноги врозь. 1 – руки назад. 2 – 3 – руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 – расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
И. п. – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево удар правой рукой вперед. 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Дыхание не задерживать.
Физкультминутка общего воздействия
И. п. – руки в стороны. 1 – 4 – восьмеркообразные движения руками. 5 – 8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – 3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
И. п. – о. с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.
- И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. то же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙНА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит...
доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Доклад на тему" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания" предназначен для учителей истории и обществознания на заседании методического объединения...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Здоровье - один из важнейших компонентов благополучия человека, одно из неотъемлемых прав человека, от которого зависит успешное социальное и экономическое развитие страны. Поэтому проблема поддержани...