Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка
статья

"Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка" - выступление на ШМО учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_1.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя школа №1» города Велижа

Выступление на тему:

«Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка»

Подготовила: Демидова Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Велиж 2022

Наша педагогика находится в постоянном поиске инновационных технологий. Они, безусловно, нужны. Но какими бы прогрессивными они и были, в основе любой технологии должно быть пробуждение в ребенке интереса к изучению предмета.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Каждый из учителей может применять те или иные формы работы, способствующие развитию познавательной активности

Игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы  помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.

В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике.

Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей.

Проведение урока игры или урока-путешествия не всегда возможно, поэтому в своей деятельности я стараюсь использовать лишь некоторые игровые приемы, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.  Так называемые игры-упражнения, которые можно проводить как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Для отработки произносительных норм может быть полезна минутка-разминка под общим названием «Говорите правильно». 

Алфавит, партер, сантиметр,  расположить, портфель, теннис, ворота.

А теперь расставьте слова в алфавитном порядке.

Игра «Добавь слово». Первый игрок называет любое подлежащее, второй – сказуемое. Остальные игроки в порядке очереди добавляют второстепенные члены предложения. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное предложение.

Иногда словарные диктанты провожу в виде отгадывания загадок. Например, не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два веселых огонька.   (Автомобиль)

Игра «Сколько местоимений в тексте»

Запишите местоимения, которые вы услышали.

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

 Игра колесо приставок.

 Запишите как можно больше приставок к слову бежать

Вставьте в окошки пропущенные безударные гласные, которые можно проверить.

грАчи

сОва

птенец

сквОрец

гнЕздо

«Собери пословицу»

Восстановите пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный                  з...лёный        ст...лбовая

дес...ть                           цв...тной        ш...рстяной                

бе...заботный                ра...свет          бе...цветный

рису...шь                        пиш...шь         чита...шь

к...пуста                           т...атр             ап...льсин

Игры самые разнообразные «Самый умный», «Знатоки русского языка», «Холодные и горячие слова», «Люблю - ненавижу», «Собери слово», «Найди лишнее слово», «Лингвистически е задачки», «Русская рулетка», «Рыбалка», «Капсула», «Юный архитектор», «Бюро находок», «Конверт», «Телефонист».

Таким образом, можно  сказать, что дидактическая игра повышает интерес к  предмету, воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Выполняя различные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка

О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Учитель русского языка, литературы, ГБОУ СОШ №564 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга  Специф...

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.

Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации.  В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.

Презентация содержит материал о формировании ключевых компетенций у обучающихся 6 - 7 классов. В ней представлены разнообразные упражнения, которые учитель может использовать на уроках русского языка ...

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы на современном этапе своей деятельности. Автор предпринял попытку проанализировать методы и  формы организации деят...