Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка
статья
"Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка" - выступление на ШМО учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_1.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа
Выступление на тему:
«Методы и приемы игровой деятельности учащихся на уроках русского языка»
Подготовила: Демидова Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Велиж 2022
Наша педагогика находится в постоянном поиске инновационных технологий. Они, безусловно, нужны. Но какими бы прогрессивными они и были, в основе любой технологии должно быть пробуждение в ребенке интереса к изучению предмета.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Каждый из учителей может применять те или иные формы работы, способствующие развитию познавательной активности
Игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.
В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике.
Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей.
Проведение урока игры или урока-путешествия не всегда возможно, поэтому в своей деятельности я стараюсь использовать лишь некоторые игровые приемы, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Так называемые игры-упражнения, которые можно проводить как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Для отработки произносительных норм может быть полезна минутка-разминка под общим названием «Говорите правильно».
Алфавит, партер, сантиметр, расположить, портфель, теннис, ворота.
А теперь расставьте слова в алфавитном порядке.
Игра «Добавь слово». Первый игрок называет любое подлежащее, второй – сказуемое. Остальные игроки в порядке очереди добавляют второстепенные члены предложения. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное предложение.
Иногда словарные диктанты провожу в виде отгадывания загадок. Например, не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два веселых огонька. (Автомобиль)
Игра «Сколько местоимений в тексте»
Запишите местоимения, которые вы услышали.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
Игра колесо приставок.
Запишите как можно больше приставок к слову бежать
Вставьте в окошки пропущенные безударные гласные, которые можно проверить.
грАчи
сОва
птенец
сквОрец
гнЕздо
«Собери пословицу»
Восстановите пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
Пропущенная буква.
На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:
сп...ртивный з...лёный ст...лбовая
дес...ть цв...тной ш...рстяной
бе...заботный ра...свет бе...цветный
рису...шь пиш...шь чита...шь
к...пуста т...атр ап...льсин
Игры самые разнообразные «Самый умный», «Знатоки русского языка», «Холодные и горячие слова», «Люблю - ненавижу», «Собери слово», «Найди лишнее слово», «Лингвистически е задачки», «Русская рулетка», «Рыбалка», «Капсула», «Юный архитектор», «Бюро находок», «Конверт», «Телефонист».
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра повышает интерес к предмету, воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Выполняя различные упражнения, учащиеся творчески мыслят, у них развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка."
Методы творческого обучения на уроках русского языка....
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...
О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка
О некоторых приемах активизации творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. Учитель русского языка, литературы, ГБОУ СОШ №564 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга Специф...
Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.
Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации. В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.
Презентация содержит материал о формировании ключевых компетенций у обучающихся 6 - 7 классов. В ней представлены разнообразные упражнения, которые учитель может использовать на уроках русского языка ...
Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
В данной статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы на современном этапе своей деятельности. Автор предпринял попытку проанализировать методы и формы организации деят...