Методический практикум "Современные дидактические приемы работы с обучающимися"
методическая разработка

Методический практикум профессионального педагогического сообщества педагогов дополнительного образования по теме "Современные дидактические приемы работы с обучающимися"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alieva_i.i._neryungri.docx103.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методический практикум профессионального педагогического сообщества педагогов дополнительного образования Нерюнгринского района,
г. Нерюнгри, 2024г.

Современные дидактические приемы работы с обучающимися

Алиева И.И., старший методист МБУДО «ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри

В психолого-педагогической литературе выделяют основные характеристики современных приемов обучения детей:

  • нацеленность на достижение предметных и метапредметных результатов;
  • стимуляция учебно-познавательной деятельности учеников;
  • интерактивность или диалоговое взаимодействие, где обучающийся является субъектом получения знаний;
  • мотивация к учебной деятельности и активному участию;
  • игровой характер приемов обучения детей для реализации образовательных целей.

Для начала давайте познакомимся с конусом опыта Эдгара Дейла (рисунок 1). Это схема эффективности различных способов обучения. Профессор университета Огайо Эдгар Дейл преподавал студентам один и тот же материал, но делал это разными способами: чтение, лекция, демонстрация, дискуссия, имитация ситуации. Он анализировал способность студентов вспомнить изученный материал через некоторое время. В результате, Дейл выяснил: самый неэффективный метод обучения — это чтение, а самый продуктивный — практика и обучение других. Дейл представил все формы подачи информации в виде конуса. В основании пирамиды — формы обучения, благодаря которым информация запоминается лучше всего, а в вершине — те, при которых она воспринимается и усваивается хуже.

Практические задание: ведущий называет форму проведения занятия, участники, ориентируясь на конус опыта, должны указать какую степень вовлеченности в учебный процесс оно обеспечивает.

  • Просмотр видеофильма - низкая
  • Просмотр и обсуждение видеофильма - высокая
  • Беседа - высокая
  • Лекция - низкая
  • Экскурсия - низкая
  • Тренировка - высокая
  • Репетиция - высокая
  • Мастер-класс - высокая
  • Урок путешествие – низкая или высокая (в зависимости от наполнения урока)
  • Квиз игра – низкая или высокая (в зависимости от вовлеченности участников)
  • Квест - низкая или высокая (в зависимости от вовлеченности участников)
  • Эксперимент - высокая
  • Просмотр видеоэксперимента - низкая

Рисунок 1

Конус опыта Эдгара Дейла и пирамида обучения - HRland.org

Сегодня мы предлагаем вам дидактические приемы, которые обладают высокой степенью эффективности и их могут использовать в своей работе педагоги дополнительного образования, реализующие программы любой направленности.

Игра «Обмен местами в круге»

Первый вариант. Цель: знакомство с членами коллектива.

Участники садятся в круг на стулья. Ведущий стоит в кругу и просит поменяться местами тех участников, например, у кого серые глаза, кто делает зарядку, кто умеет водить машину, кто бывал за границей, читает книги в стиле фэнтэзи, любит рок музыку и т.д.

Второй вариант. Цель: актуализация опорных знаний или проверка усвоения пройденного материала.

Учащимся заранее раздаются листочки, на которых написаны понятия, термины, определения, задачи и т.п. по пройденной теме и степень усвоениях которых хочет проверить педагог. Ведущий задает вопрос и участники, которые имеют на руках ответ должны поменяться местами.

Практическая отработка приема

Ведущий приглашает в круг с заранее расставленными стульями 10 человек. Поэтапно проигрывает 3 варианта приема. Вопросы составлены с учетом возраста и сферы деятельности присутствующих.

Вопросы для 1 варианта:

  1. Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину.
  2. Поменяйтесь местами те, кто делает зарядку по утрам.
  3. Поменяйтесь местами те, кто был на море этим летом.

Вопросы для 2 варианта. Ведущий заранее распечатывает ответы на вопросы, которые он задаст участникам (раздаточный материал в приложении 1):

  1. Поменяйтесь местами те, у кого на руках определение слова воспитание. (правильный ответ: Деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде).
  2. Поменяйтесь местами те, у кого на руках определение слова образование (правильный ответ: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).
  3. Поменяйтесь местами те, у кого на руках фамилия автора методики КТД (правильный ответ: Иванов Игорь Петрович).
  4. Поменяйтесь местами те, у кого на руках фамилия автора гуманной педагогики (правильный ответ: Амонашвили Шалва Александрович).
  5. Поменяйтесь местами те, у кого на руках фамилия автора классно-урочной системы (правильный ответ: Ян Амос Коменский).

Третий вариант. Цель: создание проблемной ситуации.

Этот вариант является продолжением предыдущей игры. На руках у участника должен остаться листочек, вопрос на который не прозвучал. На вопросы участников педагог выясняет, знают ли дети что-нибудь о том, что обозначает оставшийся термин и объясняет, например, что это тема сегодняшнего занятия (или следующего).

Практическая отработка приема

На руках у одного из участников должен остаться листочек с надписью: «Жокей и лошадь». На вопросы участников ведущий выясняет, знают ли участники что-нибудь о том, что обозначает эта надпись и готовы ли они познакомиться с еще одним дидактическим приемом.

Прием «Жокей и лошадь»

Цель: актуализация опорных знаний или проверка усвоения пройденного материала. Группа делится на две подгруппы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала.

Практическая отработка приема

Ведущий из числа участников выбирает 4 «жокеев» и 13 «лошадей». «Жокеи» получают вопросы, «лошади» варианты ответов к этим вопросам (приложение 2). Сначала каждый «жокей» должен найти свой «табун» - свои варианты ответов, затем среди них определить самостоятельно или с помощью «лошадей» правильный. Этот прием, помимо образовательных целей, решает и воспитательные (командообразование, взаимовыручка, сотрудничество).

Конструктор квестов «Квестодел»

Российское приложение, которое максимально облегчает создание квеста как многоступенчатой и многоформатной головоломки. Сервис полностью бесплатный, не требует регистрации. Адрес приложения: http://kvestodel.ru/ (рисунок 2).http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fkvestodel.ru%2F&4&0

Конечный продукт распечатывается на бумаге или сохраняется html-файлом и в дальнейшем отображается на экране компьютера. Ваши квесты на сервисе не сохраняются. Поэтому обязательно загружайте их на компьютер.

В конструкторе соблюдаются все условия жанра квестов. Вы создаёте подсказки, вводите секретные слова, причём выбирая различные виды заданий. Очень полезной является опция автоматического составления квеста. Используя ее, вы вносите свои коррективы, задания. Вы можете уменьшить или увеличить количество подсказок, изменить тип задания, текст записок.

Можно устроить командные соревнования, не связанные с суетой передвижений, а с определённым перечнем разнообразных заданий. Для этого необходимо соответствующим образом подготовить распечатываемый вами материал.

Вы вырезаете инструкцию для себя, чтобы не забыть ответы к заданиям, а остальное раздаёте командам или отдельным ученикам.

Программа за вас генерирует все задания. Задания представлены следующих видов:

  • шифры
  • коды
  • координаты
  • путеводитель
  • ребус
  • кроссворд
  • лабиринт
  • перемешивание
  • искажение
  • лишнее
  • линии
  • загадка

Но и это ещё не всё. Каждое из заданий имеет свои варианты. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией, чтобы затем выбрать соответствующий вариант задания.

Созданные квесты, так и его отдельные части можно использовать как в классе в качестве дополнительных упражнений, так и в качестве дополнительного домашнего задания. Или вставлять ребусы в презентации, блоги и сайты.

Литература:

  1. Квестодел – конструктор квестов на основе головоломок. URL: https://gclnk.com/WUTfzhpL (дата обращения: 12.03.2024).
  2. Конус обучения Эдгара Дейла: что это и как он пригодится в HR-работе. URL: https://gclnk.com/iKp4iEHV (дата обращения: 12.03.2024).
  3. Сорокина, И. Р. Игра как один из методов досуговой деятельности в системе дополнительного образования / И. Р. Сорокина, С. А. Хорева, П. Н. Галкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 709-713. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20485/  (дата обращения: 05.02.2024).

Приложение 1

Раздаточный материал для отработки игры «Обмен местами в круге»

Инструкция: необходимо распечатать, разрезать по линиям и раздать по одному определению каждому участнику.

Деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

_________________________________________________________________

Деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

__________________________________________________________________

Иванов Игорь Петрович

__________________________________________________________________

Иванов Игорь Петрович

_________________________________________________________________

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

________________________________________________________________________

Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

__________________________________________________________________

Амонашвили Шалва Александрович

__________________________________________________________________

Амонашвили Шалва Александрович

__________________________________________________________________

Ян Амос Коменский

__________________________________________________________________

Ян Амос Коменский 

__________________________________________________________________

«Жокей и лошадь»

__________________________________________________________________

Приложение 2

Раздаточный материал для отработки приема «Жокей и лошадь»

Инструкция: необходимо распечатать, разрезать по линиям и раздать каждому участнику, в зависимости от роли, которую он играет.

Вопросы

Ответы

Часть исследовательской работы, в которой необходимо обозначить основную проблему исследования, его актуальность дать краткую предварительную информацию по теме, сформулировать цель и задачи работы, объект и предмет исследования, гипотезу.

Введение

Обзор литературы

Теоретическая часть

особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте).

Объект исследования

Предмет исследования

Из приведенных образцов выберите верный пример оформления источника в списке литературы

Историко-географическая справка Нерюнгринского района. Официальный сайт МО «Нерюнгринский район» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neruadmin.ru/nerurayon/spravka_nr/index.php (дата обращения 03.10.2023).

Историко-географическая справка Нерюнгринского района. Официальный сайт МО «Нерюнгринский район» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.neruadmin.ru/nerurayon/spravka_nr/index.php 

http://www.neruadmin.ru/nerurayon/spravka_nr/index.php Историко-географическая справка Нерюнгринского района. Официальный сайт МО «Нерюнгринский район».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

Методическая разработка "Игровые приемы работы в донотный и начальный периоды с детьми 5-6 лет в классе фортепиано"

Как правило, донотный и начальный период обучения игре на фортепиано приходится у детей на возраст 5-6 лет. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освое...

Конспект открытого занятия по теме: "Основные приемы работы с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2010-2011 уч.года...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

Методическая разработка индивидуальный план работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР)

Методическая разработка индивидуальный план работы с обучающимися ОВЗ (ЗПР) разработана на основе ФГОС ООО. Для создания условия, способствующие освоению детьми с ЗПР основной общеобразовательной прог...

Разработка мастер-класса с применением приемов работы с обучающимися на уроках биологии.

Представлена разработка мастер-класса по теме "Новые подходы в обучении биологии"...