Развитие творческих способностей
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Управление образования Топкинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Топкинская основная общеобразовательная школа
Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности
(сообщение)
подготовила учитель английского языка Цай Светлана Анатольевна
с.Топки 2022г.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Древняя китайская мудрость.
1.Актуальность темы
Скорость происходящих в обществе изменений, высокий уровень инноваций, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса морального устаревания знаний явились стимулятором появления работника нового типа. Что же необходимо современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. На том, что целью воспитателя является ,, …развитие самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” сходились такие столпы воспитательной и образовательной сферы, как П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие. Историческое развитие образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества постоянно меняются. Сегодня необходимы становятся не только знания, а знания о том, как и где их применять. Мы должны «создать такие условия обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (В.В.Путин).
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, творчески подходить к поставленной задаче, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения, которые прописаны в стандартах нового поколения.
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование в жизненной практике. Но творчество базируется на определенных знаниях. «Человек может классифицировать, анализировать, сопоставлять, делать выводы только на основе уже имеющейся информации». Не все люди с хорошим умственным развитием обладают хорошими творческими способностями, но человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. «Способности выступают как предпосылка усвоения знаний, умений и навыков и отчасти как результат и критерий уровня обучаемости». Перенося процесс творчества в учебную деятельность, мы создаем условия для развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
В свете сказанного, наиболее целесообразной, наряду со всеми остальными, я считаю проектно-исследовательскую работу, которая имеет свои преимущества:
ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность);
гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения;
учит детей добывать необходимые знания самостоятельно использовать их по назначению;
проектный урок помогает выявить знания учащихся, т. к. каждый урок заканчивается выходным контролем;
предполагается глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при социализации подростков.
Основным вопросом, который стоит перед учителем иностранного языка, является вопрос мотивации обучающихся. Именно заинтересовать так, чтобы ученик сам осознанно решил заняться выбором темы, исследовать разного характера источники, оформить свою работу и представить результаты своего труда.
2. Цели и задачи
Цель моей работы: развитие и саморазвитие творческой личности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность на уроках английского языка.
Задачи:
- Развить исследовательские навыки учащихся.
- Научить применять исследовательские навыки в проектной деятельности.
- Привлечь учащихся к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности
- Способствовать формированию ключевых компетенций школьников
- Формировать целостную картину мира, соответствующую современному уровню научного знания.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Деятельностный подход является условием реализации новых образовательных стандартов. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Другими словами, научит его добывать необходимые знания самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться.
Подводя итоги всему вышесказанному я считаю, что именно проектная деятельность:
- сочетает новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
- предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик не просто оперирует учебным содержанием, но и самостоятельно открывает для себя новое знание, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
- имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития личности;
- применение проектно- исследовательской деятельности неизбежно приводит к росту компетентности у учащихся.
Таким образом, в разработке я постараюсь доказать, что проектно-исследовательская деятельность дает учителю максимально повысить воспитательный потенциал урока, создает условия для развития и саморазвития личности ученика.
Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и превращение ребёнка в обновлённого человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной, творческой деятельности... Развивающий урок – это не урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак - сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса... Обычная школа учит отвечать. Школа развития учит спрашивать.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Осмыслив более детально и подробно идеи проектно-исследовательской деятельности, я пришла к выводу о том, что она более полно соответствует моим педагогическим принципам:
- системный подход к планированию и изучению материала;
- включение в систему уроков всех звеньев познавательного процесса;
- раннее предъявление требований к конечному результату обучения;
- предоставление ученику возможности работать в индивидуальном темпе;
- увеличение доли самостоятельной работы по добыванию и осмыслению учебной информации на разных этапах урока;
- использование индивидуальной, парной и групповой работы.
Считаю, что положительная мотивация использования данной деятельности заключается в том, что она соединяет обучение и воспитание в целостный процесс развития творческой личности и делает возможным интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
3. Ведущая педагогическая идея.
Проектно-исследовательская деятельность является гуманистической, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить “сверху” необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не “даватель” знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь, на основе его самооценки.
Следовательно, проектно-исследовательская деятельность является личностно - ориентированной деятельностью, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность усвоения материала, развитие интеллекта также зависит от степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалом.
Проектно-исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
1.В проектно-исследовательской деятельности сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
2. Проектно-исследовательская деятельность позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.
3.Предполагается такая организация учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
4. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
5. В процессе проектно- исследовательской деятельности у учащихся развиваются следующие качества: умения организовать свою работу, умения и знания исследовательского характера, умения работать с информацией, умения представить результат своей работы.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность не ограничивается приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся к предмету, развиваются их интеллектуальные и личностные качества. А так как ученик совершает самоценную образовательную деятельность, он саморазвивается, самовыражается как личность, что имеет огромное значение в повышении его самооценки.
Я считаю, что проектно-исследовательская деятельность, несомненно, имеет свои преимущества перед другими методами обучения.
1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.
4. Проектный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.
5. Эта деятельность предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения.
6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
Таким образом, применение проектно-исследовательской деятельности делает процесс обучения особенным и интересным для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...