«Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС»
статья

В статье рассматривается инновационный педагогический опыт учителей предметников КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска Верхнекамского района по созданию критериальной модели оценки образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационная деятельность педагогов  в условиях реализации ФГОС»

                                                                  Патрушева С.Н., Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п. Светлополянска Верхнекамского района»

В статье рассматривается  инновационный педагогический опыт учителей-предметников КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска по созданию критериальной модели оценки образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающих АООП.

В стремительно меняющемся мире главным качеством педагога становится умение учиться. Его профессиональная деятельность  неполноценна, если она строится только на воспроизводстве однажды усвоенных методов работы. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к учителю. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Педагоги школы – интерната активно реализуют свой творческий потенциал. На протяжении нескольких лет школа является опорной по коррекционно-развивающему обучению в Восточном образовательном округе. Учителя и воспитатели образовательного учреждения делятся своим опытом  с коллегами на теоретических семинарах и практических мероприятиях.

Совершенствование профессиональной деятельности педагогов школы-интерната становится ещё более необходимым в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  который является основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации в целом.  А выполнение  требований Стандарта к личностным и предметным результатам освоения обучающимися АООП, совокупность которых составляет содержание социальных (жизненных) компетенций,  становится невозможным без стремления педагогов использовать в своей деятельности объективно существующие возможности для достижения  более высоких результатов образования.

Проблема повышения качества образования обучающихся с УО в соответствии с требованиями Стандарта объединила учителей-предметников школы-интерната в проблемную группу. Работу в этом направлении начали с изучения нормативных документов, программных требований, методических рекомендаций по отдельным аспектам системы оценки качества образования на второй ступени обучения,  анализа ожидаемых результатов сформированности базовых учебных действий (БУД), определения минимального и достаточного уровня овладения обучающимися АООП по каждому предмету в 5-9 классах. Была определена система типовых и видовых заданий, направленных на формирование комплекса БУД  по предметам второй ступени обучения,  и адаптировано содержание программы для их эффективного использования.

В процессе применения системы заданий возникла необходимость мониторинга учебных достижений обучающихся, определения уровня развития их жизненных компетенций. Но критериальной модели оценки образовательных результатов освоения обучающимися АООП разработчиками Стандарта не предложено. Пытаясь оценить уровень развития умственно отсталого ребёнка, педагоги использовали систему типовых заданий при составлении пробной комплексной работы на основе единого текста. Апробация комплексной работы показала, что создание контрольно-измерительных материалов (КИМ) актуально, но трудоёмко и требует  наличия специальных знаний.

Объективная потребность педагогической практики в совершенствовании и разработке КИМов на диагностической основе, недостаточная освещённость данной проблемы в педагогической теории и практике специального (коррекционного) образования определили выбор темы педагогического проекта: «Диагностика образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через мониторинг развития жизненных компетенций  и использование разноуровневых  комплексных итоговых работ для обучающихся 5-9 классов».  С данным проектом образовательная организация с 2016 года является участником региональной инновационной площадкой ИРО Кировской области по теме: «Создание критериальной модели оценки образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС», научным руководителем которой является Крестинина Ирина Алексеевна, к.п.н., заведующий кафедрой специального (коррекционного) образования ИРО Кировской области. Реализуемый  проект является составной частью комплексного проекта по созданию модели внутришкольного мониторинга качества предметных и личностных достижений обучающегося с ОВЗ.

Цель проекта:  разработать критериальную модель оценки образовательных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи: разработать критерии, процедуры и инструментарий оценивания с учётом комплексного подхода к оценке предметных и личностных результатов освоения АООП; апробировать модель оценки образовательных достижений обучающихся, внести в неё необходимые коррективы.

 В рамках РИП проблемная группа учителей-предметников продолжает разрабатывать комплексные итоговые работы на основе единого текста. Разрабатываемые контрольно-измерительные материалы основаны на интегративном подходе и охватывают предметы, служащие основой обучения в 5-9 классах– русский язык, чтение, математику, природоведение, биологию, географию, историю, основы социальной жизни, профильный труд и коррекционный курс основы безопасности жизнедеятельности. Выбор текстов для каждого класса осуществляется с учётом возрастных особенностей обучающихся, их интересов и представлений. Содержание текстов даёт возможность составить задания, позволяющие оценить предметные результаты в соответствии с программой, а также уровень личностного развития обучающихся. Для каждой предметной области Стандарт определяет дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому составление комплексных итоговых работ на основе единого текста осуществляется по возможностям обучения школьников и представлено в 4 вариантах (по В.В.Воронковой). Количество заданий и их сложность в каждом варианте работы соответствует возможностям обучения группы. Обучающиеся первой и второй диагностической группы выполняют задания достаточного уровня (1 и 2 варианты). Обучающиеся третьей и четвёртой диагностической группы выполняют задания минимального уровня (3 и 4 варианты). Комплексные итоговые работы 1 и 2 варианта состоят из 8 заданий основной и 2 заданий дополнительной части. Комплексная итоговая работа 3 варианта состоит из 8 заданий, 4 варианта – из 6.

Основной целью комплексной работы является определение уровня сформированности у обучающихся 5-9 классов БУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных). Для анализа комплексных работ разработаны критерии и инструментарий оценивания  уровня развития у обучающихся БУД.  Информация  заносится в таблицу, которая позволяет учителю увидеть, какая группа БУД у каждого обучающегося, а также класса в целом, сформирована недостаточно, что позволяет своевременно принять решение  о педагогической помощи и поддержке каждого ученика.

Разрабатываемые контрольно-измерительные  материалы помогут педагогам, работающим в режиме инклюзивного образования. Результаты инновационного проекта сделают возможным  образовательной организации осуществлять мониторинг динамики развития личностных и предметных результатов обучающихся с ОВЗ. Сведения, полученные при использовании критериальной оценки образовательных результатов обучающихся, могут являться основанием для оценки эффективности деятельности педагогов и общеобразовательной организации в целом в условиях реализации ФГОС. 

Инновационная деятельность педагогов в рамках реализуемого проекта раскрывает их творческий потенциал, показывает способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

«Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

СОДЕРЖАНИЕ   Введение……………………………………………………………………2 -3 Основная часть   Теоретическое обоснование  предполагаемых изменений образовательной практики……………………………………………………...

«Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....

Статья «Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС В настоящее время очень актуально стоит вопрос об инновационном образовании. ...

Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...