Статья "Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС"
статья (6, 7, 8 класс)
В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Елена Лайпанова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»
города Нефтеюганска
Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС.
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
К. Хаббард
Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, нацеленность учебного процесса на достижение результата требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Соответственно изменяется и система оценивания.
Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе.
В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса − учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов в образовательной организации является комплексная диагностическая работа в 5-8-х классах и защита индивидуального проекта в 9 классе.
Другими источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам и образовательные события (погружения).
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) фиксируются и анализируются в соответствии с разработанными:
- системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений).
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- входной диагностики;
- административных контрольных работ;
- итоговых комплексных диагностических работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
- защиты итогового индивидуального проекта.
Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальна, тем более таковой она является и сегодня.
Новая система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость не только педагогов, но и самих учащихся.
Несмотря на то, что учителя основной школы уже не первый год работают в рамках реализации ФГОС ООО, проблема оценивания предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов обучения учащихся вызывает затруднения у большинства педагогов.
Конечно, учителя, прежде всего, должны овладеть технологией оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой правила, определяющие порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания
Не у всех учителей основной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед педагогами встаёт ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей – сформированность действий, а не просто наличие знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты. Поэтому есть потребность учителей начальной школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС. Проблема заключается в следующем: есть противоречие между необходимостью оценки достижения планируемых результатов обучения младших школьников как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью методического подхода к оценке образовательных результатов обучающихся в аспекте ФГОС.
Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, анализа, оценки.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
У современного педагога, контрольно-оценочная деятельность вызывает определённую трудность. Она заключается в том, что педагог сам проводит обучение, сам определяет содержание контроля, сам анализирует результаты, сам на основе полученных результатов вносит изменения в процесс обучения, разрабатывает план коррекционно-развивающей работы. Поэтому необходимо на теоретическом и практическом уровне проработать все виды контрольно-оценочной деятельности, предложить инструментарий, включающий разные виды работ (диагностические работы, стандартизированные работы, многоуровневые проверочные работы, комплексные работы и т.д.), удобные схемы анализа получаемых данных, рекомендации по использованию полученных данных для проведения коррекционно-развивающей работы и т.д.
В связи с этим можно выделить следующие направления совершенствования контрольно-оценочной деятельности:
- системе контроля и оценки образовательных достижений должна быть присуще максимальная открытость – все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители, должны иметь полную информацию об ожидаемом уровне образовательных достижений на всех уровнях образования. Открытость системы контроля и оценки способствует повышению качества начального обучения и снятию стресса, который часто сопровождает процедуру, связанную с контролем и оценкой;
- иметь возможность оценивать образовательные достижения на нескольких уровнях, как минимум на базовом, повышенном и диагностическом.
Исходя из опыта работы, можно выделить основные виды контрольно-оценочной деятельности, которыми должен овладеть педагог школы:
1.Текущий контроль (контроль знаний, умений и навыков), в том числе с использованием многоуровневых работ, стандартизированных работ, необходимых для успешного протекания образовательного процесса. Этот вид контрольно-оценочной деятельности наиболее тесно связан с программами и учебниками, по которым идёт обучение.
Для осуществления индивидуального подхода при выстраивании индивидуальной траектории каждого ученика необходимо использовать многоуровневые проверочные работы, при этом очень важно на теоретическом уровне решить возникающие при разработке, проведении и интерпретации многоуровневых работ такие вопросы, как: 1)разграничение заданий базового уровня сложности и заданий повышенного уровня сложности; 2) соотношение этих заданий в одной работе; 3) принципы оценивания многоуровневых работ.
2.Оценивание уровня овладения универсальными учебными действиями, ключевыми компетентностями (с использованием предметных и комплексных работ). Необходима разработка как новых типов заданий (компетентностно-ориентированных заданий, оценивающих уровень развития тех или иных универсальных учебных действий), так и механизмов анализа результатов, их интерпретации и использование педагогом в учебном процессе.
3.Оценивание творческих образовательных достижений (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, в том числе и создание портфолио учащегося).
4.Педагогическая диагностика (в том числе диагностика готовности к школьному обучению).
5.Постоянный мониторинг образовательных достижений по определённой системе показателей. Необходима постоянная обратная связь, дающая педагогу информацию о том, в нужном ли направлении он осуществляет работу, какие изменения необходимо включить.
6.Анализ психолого-педагогических исследований.
Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать:
- содержание заданий для мониторинга;
-диагностические работы;
- инструкции по организации и проведению диагностических работ;
- бланки с заданиями для обучающихся;
- оценочные листы;
-протоколы затруднений;
В соответствии с ними система оценки должна:
1.Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
- духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);
- формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);
- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты)
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных, и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
2.Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3.Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
-целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
-самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
-результаты учебных проектов,
-результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Сравнивать сегодняшние достижения учащихся с его вчерашними достижениями – необходимое условие, как для оценивания динамики индивидуальных образовательных достижений, так и для определения зоны ближайшего развития учащегося.
Все это, несомненно, требует перестройки в работе учителя. Учитель перестраивается, но с трудом. ФГОС требует определенных усилий, переоценки некоторых позиций. Трудно, но учитель старается, ведь он всегда идет в ногу со временем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования»
Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках музыки....

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".
. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...
Актуальность системно-деятельностного подхода для достижения предметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО
Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их у...

Выступление на курсах повышения квалификации "Проектирование инклюзивно образовательной среды образовательной организации в рамках реализации ФГОС"
Выступление на курсах повышения квалификации "Проектирование инклюзивно образовательной среды образовательной организации в рамках реализации ФГОС"...