Статья "Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС"
статья (6, 7, 8 класс)

В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она  представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Елена Лайпанова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»

города Нефтеюганска

Оценивание метапредметных образовательных результатов в рамках реализации ФГОС.

        

«Цель обучения ребёнка состоит в  том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без  помощи учителя»

                                 К. Хаббард

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору, нацеленность учебного процесса на достижение результата требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса.  Соответственно изменяется и система оценивания.

       Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе.

В основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами прописана оценка метапредметных результатов. Она  представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса  учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов в образовательной организации является комплексная диагностическая работа в 5-8-х классах и защита индивидуального проекта в 9 классе.

Другими источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам и образовательные события (погружения).

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) фиксируются и анализируются в соответствии с разработанными:

  • системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  • инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений).

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • входной  диагностики;
  • административных контрольных работ;
  • итоговых комплексных диагностических работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  • защиты итогового индивидуального проекта.

        Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальна, тем более таковой она является и сегодня.

        Новая система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость не только педагогов, но и самих учащихся.

        Несмотря на то, что учителя основной  школы уже не первый год работают в рамках реализации ФГОС ООО, проблема оценивания предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов обучения  учащихся  вызывает затруднения у большинства педагогов.

        Конечно, учителя, прежде всего, должны овладеть технологией оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой правила, определяющие порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания

        Не у всех учителей основной  школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед педагогами встаёт ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей – сформированность действий, а не просто наличие знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты. Поэтому есть потребность учителей начальной школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС. Проблема заключается в следующем: есть противоречие между необходимостью оценки достижения планируемых результатов обучения младших школьников как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью методического подхода к оценке образовательных результатов обучающихся в аспекте ФГОС.

        Прежде всего нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки.

        Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, анализа, оценки.

        Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

        У современного педагога, контрольно-оценочная деятельность вызывает определённую трудность. Она заключается в том, что педагог сам проводит обучение, сам определяет содержание контроля, сам анализирует результаты, сам на основе полученных результатов вносит изменения в процесс обучения, разрабатывает план коррекционно-развивающей работы. Поэтому необходимо на теоретическом и практическом уровне проработать все виды контрольно-оценочной деятельности, предложить инструментарий, включающий разные виды работ (диагностические работы, стандартизированные работы, многоуровневые проверочные работы, комплексные работы и т.д.), удобные схемы анализа получаемых данных, рекомендации по использованию полученных данных для проведения коррекционно-развивающей работы и т.д.

В связи с этим можно выделить следующие направления совершенствования контрольно-оценочной деятельности:

- системе контроля и оценки образовательных достижений должна быть присуще максимальная открытость – все участники образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители, должны иметь полную информацию об ожидаемом уровне образовательных достижений на всех уровнях образования.  Открытость системы контроля и оценки способствует повышению качества начального обучения и снятию стресса, который часто сопровождает процедуру, связанную с контролем и оценкой;

- иметь возможность оценивать образовательные достижения на нескольких уровнях, как минимум на базовом, повышенном и диагностическом.

        Исходя из опыта работы, можно выделить основные виды контрольно-оценочной деятельности, которыми должен овладеть педагог  школы:

1.Текущий контроль (контроль знаний, умений и навыков), в том числе с использованием многоуровневых работ, стандартизированных работ, необходимых для успешного протекания образовательного процесса. Этот вид контрольно-оценочной деятельности наиболее тесно связан с программами и учебниками, по которым идёт обучение.

Для осуществления индивидуального подхода при выстраивании индивидуальной траектории каждого ученика необходимо использовать многоуровневые проверочные работы, при этом очень важно на теоретическом уровне решить возникающие при разработке, проведении и интерпретации многоуровневых работ такие вопросы, как: 1)разграничение заданий базового уровня сложности и заданий повышенного уровня сложности; 2) соотношение этих заданий в одной работе; 3) принципы оценивания многоуровневых работ.

2.Оценивание уровня овладения универсальными учебными действиями, ключевыми компетентностями (с использованием предметных и комплексных работ). Необходима разработка как новых типов заданий (компетентностно-ориентированных заданий, оценивающих уровень развития тех или иных универсальных учебных действий), так и механизмов анализа результатов, их интерпретации и использование педагогом в учебном процессе.

3.Оценивание творческих образовательных достижений (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, в том числе и создание портфолио учащегося).

4.Педагогическая диагностика (в том числе диагностика готовности к школьному обучению).

5.Постоянный мониторинг образовательных достижений по определённой системе показателей. Необходима постоянная обратная связь, дающая педагогу информацию о том, в нужном ли направлении он осуществляет работу, какие изменения необходимо включить.

6.Анализ психолого-педагогических исследований.

Для проведения мониторинга достижения  школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по отдельным предметам и междисциплинарных программ требуется разработать:

- содержание заданий для мониторинга;

-диагностические работы;

- инструкции по организации и проведению диагностических работ;

- бланки с заданиями для обучающихся;

- оценочные листы;

-протоколы затруднений;

В соответствии с ними система оценки должна:

1.Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата:

- духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);

- формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);

- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты)

б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных, и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2.Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3.Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

-целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),

-самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

-результаты учебных проектов,

-результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Сравнивать сегодняшние достижения учащихся с его вчерашними достижениями – необходимое условие, как для оценивания динамики индивидуальных образовательных достижений, так и для определения зоны ближайшего развития учащегося.

        Все это, несомненно,  требует перестройки в работе учителя. Учитель перестраивается, но с трудом. ФГОС требует определенных усилий, переоценки некоторых позиций.  Трудно, но учитель старается, ведь он всегда идет в ногу со временем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...

Актуальность системно-деятельностного подхода для достижения предметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их у...

Выступление на курсах повышения квалификации "Проектирование инклюзивно образовательной среды образовательной организации в рамках реализации ФГОС"

Выступление на курсах повышения квалификации "Проектирование инклюзивно образовательной среды образовательной организации в рамках реализации ФГОС"...