Опыт работы
статья

Максим Николаевич Храмцов

Выступления на методических объединениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВО-ЯМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.С. ОКТЯБРЬСКОГО»

Методическая разработка

по теме «Метапредметный подход к обучению»

  Разработал:

  Храмцов Максим Николаевич,

  учитель физической культуры

  МБОУ «Ново-Ямская СОШ»

2021 г.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметный подход – это увеличение эффективности работы детей.

Что делают метапредметы:

-пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни;

-дают импульс для развития мышления и профессионализма самого педагога;

-задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.

Метапредметные результаты изучения физической культуры в школе:

-умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через двигательную активность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

-умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу физического развития;

-формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

Урок физической культуры предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности. Большую помощь в этом оказывают имеющиеся в учебно – методических комплексах учебники. Организуя на уроке работу с учебником, мы учим детей находить главное в тексте, составлять рассказы по картинам, отвечать на вопросы, составлять план ответа.

Задания исследовательского характера также служат достижению метапредметных результатов: поиск информации в различных дополнительных источниках, оформление и представление ее, публичное выступление с сообщениями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета это Универсальные компетенции обучающихся на этапе образования по физической культуре.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками

-уважительно и доброжелательно, предлагать взаимопомощь;

-управлять своими эмоциями в различных ситуациях

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам.

Метапредметными результатами является умение находить взаимосвязь уроков физкультуры с другими предметами (ОБЖ, биологией, физикой, математикой, химией, историей, географией и т.д.).

 Предметными результатами являются следующие умения;

-понимать значение физической культуры в укреплении здоровья,

-повышать интерес к урокам физкультуры,

-уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими возможностями и развитием,

-подавать        строевые        команды,        вести        подсчёт        при        выполнении

общеразвивающих упражнений;

-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными обучающимися, выделять отличительные признаки и элементы.

Развивающее направление в уроках физической культуры это здоровье сберегающее направление с формированием устойчивого жизненного понимания значения уроков физкультуры в жизни школьника и повышения интереса к занятиям на уроках. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность и характеризуется высокой моторной плотностью.

Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке,  вызывало  у  детей        интерес,        увлеченность,  формировало  их творческое сознание?

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках физической культуры.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке

подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде, но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание

предлагаются задания для работы в паре, группе

Для развития метапредметных способностей необходимо:

-Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися рисунков, схем.

-Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу и могли использовать в деятельности.

-Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

-Работа учителя должна носить системный характер обучения и УУД должны решаться в комплексе.

Для развития личностных качеств учащихся использую технологию лидерства. Мои учащиеся могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. (!) Задача учителя – помочь школьникам научиться грамотно работать в группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, уметь предупреждать и разрешать конфликты.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Ново-Ямская  СОШ имени адмирала Ф.С. Октябрьского»

Выступление

по теме «Мотивация обучающихся образовательных организаций к занятиям физической культуры»

 

                               Разработал:

                                                           Храмцов Максим Николаевич

                                                         учитель физкультуры

   МБОУ «Ново-Ямская СОШ»

2023 г.


На протяжении последних лет  сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у обучающихся общеобразовательных школ. По данным исследователей-физиологов, установлен факт снижения среднесуточного показателя уровня двигательной активности обучающихся 2–11 классов на 35–45% по сравнению с гигиенической нормой.

Таким образом, возникла необходимость поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать  положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность обучающихся.

Для формирования положительной мотивации обучающихся к занятиям физической культурой необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1.    При проведении уроков любого типа необходимо:

        обращаться к разуму учеников, к их ощущениям;

        отдавать приоритет самостоятельности обучающихся;

        учитывать возраст детей при подборе заданий.

2.    Учителю необходимо помнить:

        любые действия должны быть осмысленными;

        развитие внутренней мотивации – это движение вверх;

        задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны, значимы для него.

3.    Для ученика необходимо:

        создать атмосферу успеха;

        помогать учиться легко;

        помогать обретать уверенность в своих силах и возможностях;

        не скупиться на поощрение и похвалу.

Именно эти обстоятельства и стали для меня основными принципами работы по формированию положительной мотивации.

Мотивация – это внутренний процесс, происходящий в человеке, вызванный его потребностями, которые стимулируют к действиям и достижениям результата

Понятие «мотивация» в современной психологии и педагогике подразделяется на два вида: внешняя и внутренняя.

Основой внешней мотивации являются наказания, поощрения и другие виды стимуляции, направляющие или тормозящие поведение человека. Факторы внешней мотивации, выступающие в роли регуляторов поведения, принято считать независящими от внутреннего осознания личности своего поведения.

Основой внутренней мотивации служат факторы, которые исходят из внутреннего «я» личности, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности. «Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели». Влияние внешней и внутренней мотивации на результативность обучения происходит по-разному. Деятельность, которая обусловленная внутренней мотивацией, может длиться достаточно долго, так как зависимость от внешних факторов влияния отсутствует. В свою очередь, деятельность, которой движет внешний мотив, прекращается при отсутствии воздействия внешних факторов. При наличии внутренней мотивации человек получает удовольствие от работы, у него появляется интерес и повышается самоуважение личности.

Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического воспитания, можно назвать:

-ориентацию на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом;

- право выбора спортивной деятельности;

- управление своим поведением и деятельностью;

- создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры;

- деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно .

Причины снижения мотивации

Существует множество различных причин снижения мотивации. Они

делятся на:

Причины, зависящие от учителя:

1. Неправильный подбор учебного материала, вызывающий перегрузку учеников или наоборот маленькую загруженность.

2. Отсутствие у педагога знаний о современных методах обучения и их оптимальном сочетании друг с другом.

3. Неумение выстраивать отношения с учащимися, находить с ними психологический контакт.

4. Особенности личности учителя.

5. Неумение анализировать мотивационную сферу учеников.

Причины, зависящие от ученика:

1. Низкий уровень знаний.

2. Недостаточно сформированная мотивация к учебной деятельности и приемам самостоятельного приобретения знаний.

3. Несложившиеся отношения с классом.

4. Задержки или аномалии развития

Определение целей → Определение принципов → Выбор условий → Разработка содержания → Организация средств воспитания.

а) Определение целей. Взаимно выработанная цель обеспечивает встречу внешних воздействий, удовлетворяющую обе стороны (педагогических требований учителя) и внутренних источников самоорганизации (личностных структур сознания ученика).

б) Определение принципов Определение принципов, содержащих ориентиры для построения технологии: принцип личностной деятельности – ориентация на деятельность личностных структур сознания, представляющих наибольшую значимость в контексте поставленных целей (цивилизованная автономность, мотивирование, 46 смысловое творчество); принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости учебно-воспитательной информации, диалогичности, нравственности убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.

 в) Выбор условий:  для востребования ценностно-смыслового компонента сознания – изменение речевых стратегий, обращение к нравственной характеристике автора информации о спортивных идеалах, создание ситуаций выбора на основе предложения альтернатив и т.д.;

г) Разработка содержания. Развитый самоконтроль – является опорной точкой в развитии всех остальных компонентов мотивации, достижения высокого уровня физической культуры сознания учащихся. Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания – мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур.

д) Организация средств воспитания . Со стороны организации технология представлена этапами деятельности учителя в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: 47 диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, представляют целостный ориентировочный алгоритм.

Образовательные технологии, применяемые в целях повышения мотивации.

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Поэтому современный педагог должен в совершенстве  владеть знаниями в области этих технологий  и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы обучающихся.

Игровые технологии.

Игра и детство не разделимы.

Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки, техники, спорта ставит перед педагогикой задачу еще более активно использовать игру для воспитания коллективных начал, физических и нравственных качеств подрастающего поколения.

Игра является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игры помогают в моей работе  повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность обучающихся, побуждает детей к творческому самовыражению.

Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть ученикам широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей.

Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры ─ это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.

Здоровье сберегающие технологии помогают осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья обучающихся. На занятиях использую элементы шейпинга, которые являются действенным средством повышения интереса девочек к занятиям, способствуют повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.

Данные технологии применяются на основе системно - деятельностного подхода, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Внеурочная деятельность по предмету.

В школе мы проводим активную работу по включению обучающихся во все виды внеурочной и внеклассной деятельности. Стало традицией проводить такие мероприятия:

        дни здоровья;

        соревнования между классами по футболу, пионерболу, волейболу;

        личное первенство по настольному теннису;

        «Весёлые старты»;

        «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;

        «Папа, мама, я - спортивная семья».

Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что формирование положительной мотивации обучающихся достигается за счёт:

        самосовершенствования самого учителя и его личного примера;

        использования современных образовательных технологий;

        эффективных форм и методов организации образовательного процесса;

        вовлечения обучающихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах;

        ориентации учеников на результат деятельности;

        инноваций в содержании образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...