Учебная ситуация на уроках истории
материал
Предварительный просмотр:
Учебная ситуация на уроках истории
Бадмаева Э.Ц., учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д
Мы рассматриваем учебную ситуацию как особую организацию учебного процесса примерно на 15, 45 или 90 минут. Главное в такой организации – результат и самостоятельная работа учащихся по поиску нового способа действий, формированию новых умений. Наша задача в том, чтобы организовать условия, провоцирующие детское действие.
Заданной структуры учебной ситуации нет. Мы предлагаем следующие структурные элементы, которые могут варьироваться, но постоянными элементами будут планируемые результаты, система вопросов и заданий, система оценки.
Структура учебной ситуации:
- название учебной ситуации. Оно должно заинтриговать обучающихся, мотивировать их на учебную деятельность;
- учебная тема, в рамках которой может быть использована та или иная учебная ситуация;
- планируемые результаты, которые будут достигнуты при решении учебной ситуации;
- 4) краткое описание самой учебной ситуации для обучающихся. Здесь указывается, что ученикам предстоит сделать и каким образом.
Это может быть индивидуальная работа или работа в парах/группе, в зависимости от того, каких результатов мы хотим добиться;
5) задания для обучающихся, выполнение которых и приведут к запланированным результатам.
В учебной ситуации желательно прописывать каждое действие, которое ученик должен совершить, чтобы достичь запланированных результатов (особенно это касается учебных ситуаций для 5-7 классов; старшеклассники самостоятельно могут справиться с планированием). Важно: любое действие должно быть зафиксировано или в тетради, или в рабочем листе, поэтому мы рекомендуем использовать глаголы деятельности: сделать, записать, использовать, организовать, спланировать, составить, предложить, подготовить, провести, раздать, попросить, разработать, обеспечить, создать возможность, доказать и т.д. При этом следует обратить внимание на то, что задания должны быть последовательны;
6) критерии оценивания задания. Здесь следует уточнить. Оцениваться может одно конкретное задание, при выполнении которого обучающие применили новые умения, способы действия, открытые ими в ходе работы.
Всю учебную ситуацию оценивать не надо. Если с учащимися заранее не будут обговорены критерии оценки, например, их творческих работ, то учителю необходимо предложить свои до начала работы над учебной ситуацией.
Если учебная ситуация решалась в группе (а значит, и планируемый
результат – умение работать в группе), то учитель оценивает в ходе наблюдения определенные действия учеников, которые с помощью письменной работы проверить нельзя. Например: устанавливать рабочие отношения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать как задачу через анализ её условий; брать на себя инициативу в организации совместного действия и т.д.
Учебный предмет: история, искусство
Учебная тема: Искусство Европы 2-й половины XIX века
Возраст учащихся: 9 класс
Название учебной ситуации: «Информационные новости «Хроника событий»
Планируемые результаты:
формировать эстетическое отношение к миру, понимание эмоционального воздействия искусства;
находить, интерпретировать и оценивать информацию; анализировать произведения искусства, аргументированно строить устный монологический ответ; формулировать вопросы;
выявлять особенности творческой манеры художника.
Краткое описание ситуации № 1 (для учащихся)
Ваша роль. Корреспондент
Описание ситуации. Готовится очередной выпуск информационной передачи «Хроника событий». Речь пойдет о западноевропейском искусстве 2-й половины XIX века. Вам дали задание взять интервью у одного из представителей искусства реализма французского художника Оноре Домье.
Перед тем как ученик будет выполнять задание, ему предлагаются вопросы, направленные на выявление реперных точек в жизни и творчестве художника О. Домье.
Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы, которые помогут вам в составлении интервью
- Кому в первую очередь будет адресовано интервью?
- Почему текст начинается с описания литографии?
- Что становится предметом изображения в произведениях О. Домье?
- О каких исторических событиях упоминается в тексте?
- Как художник реагировал на происходящие события?
- Как вы понимаете слова Ван Гога, который в одном из писем брату сообщал: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они — открыватели новых путей».
Результат: текст интервью с художником
Группы читательских умений, формируемых во время выполнения заданий Умения | Вопрос\задание |
Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста | Кому в первую очередь будет адресовано интервью? |
Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора | Почему текст начинается с описания литографии? |
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | Что становится предметом изображения в произведениях О. Домье? |
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | О каких исторических событиях упоминается в тексте? |
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов | Как художник реагировал на происходящие события? |
Соотносить вербальную и визуальную информацию | Соотнесите текст и произведение О. Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1884 года». https://muzei-mira.com/kartini_francii/2234-ulica-transnonen-15-aprelya-1834-goda-onore-dome-opisanie.html Какие детали указывают на страшные события? |
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте | Как вы понимаете слова Ван Гога, который в одном из писем брату писал: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
Формирование проблемных ситуаций на уроках истории
Статья, посвящённая некоторым аспектам организации проблемного обучения на уроках истории....
"Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание учебных ситуаций на уроках физики".
АПО учителя физики...
Учебная ситуация на уроках английского языка
Данный материал содержит информацию о том, что такое учебная ситуация....
Учебная ситуация на уроках английского языка по ФГОС
В данной в работе приведены различные ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативного навыка, умению использовать изученные лексические единицы в предложенных ситуация...
ОСОБЕННОСТИ ПРЕКТИРОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» В МБОУ СОШ № 24 Г.КРАСНОДАРА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО
В статье рассматриваются понятия проектирование. педагогическое проектирование, конкретные учебные ситуации. Даются рекомендации по проектированию конкретных учебных ситуаций в средней школе. Представ...
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.
Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...