Формирование проблемных ситуаций на уроках истории
статья по теме
Статья, посвящённая некоторым аспектам организации проблемного обучения на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_problemnykh_situatsii_na_urokakh_istorii.docx | 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование проблемных ситуаций на уроках истории
Вызовы современной эпохи, характеризующейся переходом от индустриального общества к информационному и усилением нестабильности и неопределённости во всех сферах жизни, поставили образовательную систему перед необходимостью перестроить систему подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Перед школой теперь стоит задача не только и не столько дать ученику знания, сколько научить его ориентироваться и не потеряться в колоссальных и возрастающих с каждым днём потоках информации, научить его оценивать зачастую противоположные точки зрения, решать сложные мировоззренческие и нравственные проблемы. Решению этой задачи служит использование технологии проблемного обучения. Согласно Н.Г. Дайри, обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения». Как отмечал Д. Дьюи, «только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, [ученик] действительно думает».
На уроках истории я использую несколько вариантов создания проблемных ситуаций. Первый из них заключается в постановке в начале урока, перед изучением нового материала, интересных и неожиданных вопросов, характеризующихся ситуацией противоречия. В ходе изучения нового материала ученики ищут ответы на данные вопросы и формулируют их в конце урока. Например, при изучении в 8 классе темы «Крымская война» ученикам предлагается следующий вопрос: «Почему Россия, одна победившая в 1812 г. Наполеона и освободившая от его диктата Европу, через 40 лет оказалась в состоянии конфликта со всей Европой?». С этим вопросом может быть связан и другой вопрос: «Почему в 1827 г. Россия, Англия и Франция совместно разгромили турецкий флот в Наваринской битве, а в 1854 г. Англия, Франция и Османская империя уже совместно выступили против России?». При изучении темы «Общественное движение в России в 60-х гг. XIX в.» ученикам предлагался такой вопрос: «Почему освобождение крестьян привело не к ослаблению, а к усилению общественного движения, направленного против официальной власти?». При изучении темы «Общественное движение в России в 70-х гг. XIX в.» был предложен вопрос «Почему Царь-Освободитель Александр II превратился в главную мишень для русских террористов спустя 20 лет после освобождения крестьян?».
Другой приём создания проблемных ситуаций заключается в создании ситуации несоответствия новых фактов наличным знаниям учеников. Например, постановка при изучении темы «Земская, городская и судебная реформы» вопроса «Почему отмена крепостного права вызвала необходимость реформирования системы управления и суда по всей России?», т.к. с точки зрения здравого смысла связь между крепостным правом, с одной стороны, и организацией управления и суда, с другой стороны, не очевидна.
Кроме того, можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических явлений и событий. Например, при изучении в 5 классе темы «Боги древних греков», учащимся был предложен вопрос: «Что объединяет всех древнегреческих богов и лежит в основе религии древних греков?». Ученики дали ответ, что всех богов объединяет то, что они олицетворяют определённые силы природы, и тем самым в основе древнегреческой религии лежит сакрализация природы.
Как мы видим, использование технологии проблемного обучения учит детей искать самостоятельные ответы на поставленные вопросы. Тем самым школьники приобщаются к культуре мышления и к таким его важнейшим характеристика как открытость, креативность и альтернативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
Презентация "Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики".
Презентация к выступлению....
Создание проблемных ситуаций на уроках биологии как одно из средств формирования УУД
Презентация к выступлению на семинаре для учителей биологии...
Районный семинар "Создание проблемной ситуации на уроке как средство формирования УУД"
Марериал содаржат мастер-класс и два урока....
Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».
Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ.
Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в Российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций...
Коленченко Е.М. Проблемная ситуация на уроках истории
Предлагаются приемы создания проблемных ситуаций на уроке истории, которые подведут учащихся к необходимости решить проблему с помощью проектов на примере темы "Движение декабристов....