Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
«Методический семинар»
«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности»
(василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, детский писатель, создатель педагогической системы ориентированной на личность ученика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_12.02.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1 (слайд) Конкурсное задание «Методический семинар»
«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности»
(василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, детский писатель, создатель педагогической системы ориентированной на личность ученика)
2 (слайд) Кто такой ученый?
Ученый это тот, кто знает очень многое из разных областей наук, знает, и излагает свои знания в словах. И не редко эти слова для простого человека, а тем более для ребенка, кажутся странными, сложными и не совсем понятными.
Кто такой учитель?
Учитель это тот, кто эти странные слова может объяснить ученику просто и понятно, но для этого нужно провести колоссальный труд и выполнить не мало работы.
Математик работает с цифрой, литератор со словом, учитель музыки со звуком, химик с веществом… а с чем работает биолог?
Учитель биологии работает с биологическим объектом, то есть со всем живым что есть на планете Земля. А это на секундочку, по подсчетам ученых, более 8,5 миллионов видов живых существ.
3 (слайд) Работает и передает свои знания ученикам. Как же, в таком случае, помочь школьнику справиться с таким большим потоком информации и успешно его усвоить, ведь современное общество диктует свои правила, в котором должны быть образованные, нравственные и предприимчивые люди.
Мы все прекрасно знаем, что ведение новых ФГОС принципиально меняет ориентиры современных школ. 4 (слайд) И одним из таких ориентиров, в современном образовательном процессе, имеет задача, которая направлена на вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, что способствует самостоятельному получению знаний. Педагог учит школьников применять полученные знания на практике для решения разнообразных проблем, также работать с различной информацией, анализировать ее, обобщать, самостоятельно критически мыслить, находить рациональные пути в решении проблем.
5 (слайд) Но обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности на уроке представляется нереальным поскольку «в действительности, часть детей, не может работать в высоком темпе».
Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные хотя он работает не всегда очень быстро, но ему под силу решения сложных задач. Креативный человек стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Но на самом деле, каждый человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени. И при традиционном объяснительно-иллюстративном ведении урока, где ученик должен запомнить максимальный объем материала, креативное мышление уходит на второй план.
6 (слайд) «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет желания», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
Поэтому в настоящее время успешность проводимых уроков немыслимо без активного применения новых педагогических приемов и технологий, которые должны включать в себя разнообразие форм работы, грамотное и четкое построение его структуры, то есть необходимо изменить методику ведения уроков при которой в работу вовлекался бы весь класс, в котором каждый ученик не отвлекался или не занимался бы посторонними делами.
Как говорится: «Все гениальное – просто», и для того чтобы «пробудить» у ученика желание узнавать новое, вовлечь в познавательную деятельность, есть замечательное средство: интерес через необычные формы уроков, через содержание учебного материала, через приближение изучаемого материала к реальной жизни ученика. 7 (слайд) И эту задачу как нельзя лучше можно выполнить, используя на уроках игровые моменты.
Для ребёнка любого возраста игра — это главное действие, наиболее доступный способ познания окружающего мира. Игра этим и привлекает учителей. Благодаря игре удаётся помочь ребенку преодолеть робость, неуверенность, пассивность. Поэтому не редко бывает и так, что слабый ученик становится первым в игре. Школьникам всегда нравятся занятия, на которых им предоставляется возможность поиграть. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это благотворно сказывается на результатах обучения учащихся. И к тому же стоить отметить то факт, что игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала.
8 (слайд) При проведении «биологических» игр необходимо стараться направлять учащихся на поиск правильного ответа в споре, на коллективное обсуждение выбранного ответа. При этом авторы должны разъяснить (доказать) его правильность. Карточки (с текстами, задачами, именами) могут выполнять роль учебного пособия. Кроссворды, чайнворды, головоломки можно использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и как форму домашнего задания. Составление кроссворда расширяет и углубляет знания учащихся, развивает интерес учащихся к биологии.
Игра занимает значительное место в обучении детей в школе. Идет плавный переход - вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
Конечно, стоит обратить внимание на то, что педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. И конечно же не стоит забывать, что есть основное отличие педагогической игры от простой детской игры, и состоит - это отличие в том, что педагогическая обладает существенным признаком – есть цель должен быть и результат.
9 (слайд) У каждого учителя есть своя тайный сундучок-копилка, в котором хранятся различные разработки методических подходов и технологий к успешному образованию школьников. В своей методической копилке каждый имеет несколько интересных секретов, которые помогают ему в работе с классом, и складываются они на протяжении всего педагогического творческого пути.
У меня в такой копилке среди приемов есть отдельное место проверенным и результативным педагогическим играм.
Приведу примеры игр, которые можно использовать на уроках биологии, и не только.
10 слайд «Наборщик текста»
Участникам загадывается биологический термин, фраза, закон, гипотеза или теория. Буквы или слова, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Игра чаще проводиться для повторения пройденного материала.
11 слайд «Кто больше?»
Данную игру начинаю проводить с 8 класса, так как у учеников к этому времени уже набрался достаточно большой багаж терминов,
Например, изучая в 9 классе раздел пищеварительная система, ребята по очереди называйте термины процессов, названия органов, задействованных в данной системе и записывайте их на лист ватман.
Можно проводить это упражнение как соревнование между двумя командами или же как общегрупповой «мозговой штурм».
Результат работы группы – лист ватмана с написанными на нем словами можно использовать на протяжении всех занятий по данной тематике. По ходу работы в этот список можно вносить новые.
«Биология в датах”
Игру удобно использовать при проверке и закреплении знаний, особенно удобно её использовать на карточках. Задание на карточках можно сделать разными для того, чтобы использовать индивидуальный подход.
12 слайд «Пинг-понг»
Можно использовать в любом классе во время опроса домашнего задания. К доске выходят два ученика и по очереди ставят друг другу вопросы с темы. Если ответил – удар выдержал, если нет, то пропустил гол.
Учитель вместе с другими учащимися класса оценивают ответы. Оценка зависит от количества правильных ответов, дополнительные баллы можно ставить за качественность и глубину ответов. Игра рассчитана на активизацию внимания учащихся при ответе у доски.
«Найди пару».
Эту игру, с целью закрепления знаний о разнообразии организмов.
7 класс, тема «Семейства голосеменных растений». Делю ребят на команды, каждая команда получает карточки. Первая группа получает карточки с вопросами, вторая группа получает карточки с ответами. Каждый ученик должен найти свою пару.
«Цепочка».
Игра полезна для закрепления знаний о любых процессах живых организмов.
Например, процесс эволюции растительного мира, 7 класс.
появление бактерий - возникновение сине-зеленых водорослей - появление мхов - возникновение плаунов - появление хвощей - появление папоротникообразных - появление голосеменных - появление покрытосеменных.
«Аукцион».
Используют «Аукцион» на этапе обобщения знаний в любом классе. В аукционе разыгрывается оценка за знания. Учитель выставляет ставку – оценка «5»
Ученики повторяют какую - то особенность, функцию систем органов, особенности строения, особенности жизни какого - то объекта. Они дополняют друг друга, обогащаются знаниями об этом объекте. Побеждает тот, кто называет какой - то признак последним, и никто не может дополнить.
«Сами себе составляем задания».
Наиболее полезное в этой игре - привлечение количества понятий с характеристикой. Во время изучения темы «Строение клетки» (10-й класс). Проверяем знания об органеллах клетки, особенность их строения и функции.
Ученики получают чистые листы бумаги. По заданию учителя записывают на них название органоида клетки, сгибают пополам и передают соседу. На полученном листе бумаги указывают особенность строения любого органоида клетки, сгибают пополам лист и передают соседу, снова пишут название органоида, потом указывают функцию, а потом - органеллу, потом особенность строения и т.д. По каждому ряду циркулирует свой комплект листов. Ученик последней парты каждый раз передают лист на первую парту ряда. После последней записи лист разворачивают и стрелками соединяют названия органелл, их особенности строения и функции. Можно усложнить задания рисунками. Листы передаются учителю для оценивания.
13 слайд Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.
Заканчивая свое выступление, хочу сказать. Задача учителя сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка, так как урок — это процесс саморазвития, самосовершенствования. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке; а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...
Доклад "Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии"
Доклад по теме самообразования...
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"
Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...
Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"
Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».
*Влияние на познавательный интерес учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании ег...
Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»
laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.) В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...